В этом весь и фокус.
Будь ты после смерти - это не была бы смерть.
Нам нечего бояться? Как бы не так. Мы боимся не "чего-то", мы боимся именно "ничего", которое и представляет из себя смерть. Будь там хоть "что-то" - нам не было бы так страшно.
Но, как заметил Смерть в романе у Терри Пратчетта: "ТЫ НЕ НАХОДИШЬ, ЧТО МИР, В КОТОРОМ ЛЮДЕЙ УБИВАЮТ, А ОНИ ПОСЛЕ ЭТОГО НЕ УМИРАЮТ, БЫЛ БЫ ДОСТОИН ЗВАНИЯ ГЛУПЕЙШЕГО ИЗ МИРОВ?"
Пример?
Викинги, взятые в плен, просили сделать им "кровавого орла", чтобы продемонстрировать свою доблесть. "Кровавый орёл" - это когда вскрывают организм в районе рёбер и вытаскивают наружу живые трепещущие лёгкие.
Любая пытка - это всё-таки жизнь. А кроме того, вечных пыток не бывает.
Смерть - это полное ничто. Не облегчение, не сон и не отдых. Глупо просить палача о смерти, хотя многие просят - именно потому что надеются получить передышку от боли. Хотя бы в те немногие секунды, когда палач отложит инструменты и возьмёт топор...
"Ничто" и "нечто" не сравнимы.
Адских мук мы не боимся. Мы в них просто не верим.
Несмотря на все метафизические и ненаучно-фантастические конструкции, которыми верующие и атеисты окружают себя, в глубине души мы всё же знаем, во что мы верим. А верим мы в ничто.
Плюмбэкс, не люблю в контексте смерти человека использовать термин "ничто", так как известно, что в мистических традициях (каббала, гностицизм, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Я.Бёме, суфизм, исихазм), а также у Гегеля, у С. Булгакова с ничто связывается непосредственно Абсолют, некое начало Бога, сам Бог или его существенный атрибут (пресветлый сумрак у Дионисия), начало творения, жизни и бытия вообще.
Поэтому лучше говорить о стирании/исчезновении/распаде личности после некоторого события (смерти в данном случае).
Как действительно говорил Эпикур (скончавшийся, как известно, в ванне с шампанским [шутка]): когда ты есть - смерти нет, когда она приходит - тебя нет.
Вопрос в том, что сподвигло его так думать. Ну, наверное, его атомизм (атомы, пустота и прочее отмысливание себя из мира). Но это Эпикур - его дело, в общем-то, добровольное - что говорить и во что верить. Как и любого человека в принципе.
Я могу выбирать во что верить - в распад личности (что глупо - личность это не сборище атомов, там нечему распадаться), либо в то, что смерть - это экзистенциальное событие перехода.
Я верю во второе. Потому, что верить в первое мне неинтересно и скучно.
А наука - это глупости, оставим науку заниматься частностями. Наука слепа, темна и безвидна в вопросах метафизики (да, я метафизик), науке всё пощупать надо, ей логика нужна, и доказательства, и чтоб противоречий не было, а если бы и были, то решались динамическими уравнениями квантово-полевой теории где-нибудь на уровне частных лабораторий с ускорителями.
Насчёт же страшных пыток - вспомните тело не только как кусок мясца, а как то, что едино с чем-то, что мясцом не является - вот оно тоже страдать может (напомню: картезианский дуализм духа и материи не разрешён по сей день). Dixi.
PS: надеюсь, хозяин дневника будет столь милостив, что с пониманием отнесётся к такому длинному комментарию и разрешит развить полемику, буде попытки оной воспоследуют.
Неясен смысл смерти.
Существует два подхода - телеологический и... скажем, стохастический. С точки зрения второго подхода, большая часть явлений во Вселенной не имеет никакой цели. События происходят случайно. Но с этой точки зрения Вселенная вовсе не обязана поддерживать наше непрерывное существование.
С точки зрения первого подхода у всего есть свой смысл - тем более у столь значимого для нас события, как смерть. Но в чём он заключается?
Для чего и кому необходимо создавать у нас ошибочное впечатление, что наша жизнь конечна? Заставить нас пытаться представить Ничто?
Что такое личность, с точки зрения стороннего взгляда, нам неизвестно до сих пор. Поэтому трудно сказать, может ли она распадаться - хотя если выпить литра два красного азербайджанского, то что-то подобное ощущается.
Смысл смерти действительно неясен. Я бы даже сказал - тёмен. =) Хотя, смерть - это что-то такое, что уже с нами произошло, иначе бы мы о ней не разговаривали.
Я иногда думаю, что в основе сознания лежит такая длящаяся, локальная смерть, некоторый её момент. То есть, мы все уже чуть-чуть умерли, и поэтому вообще способны рассуждать в таком духе.
Насчёт двух подходов... ну, не только же они существуют, есть и другие.
Например, ницшеанская концепция вечного возвращения, которая в 20 веке породила совершенно непривычные для классики онтологии (онтология Жиля Делёза в его "Логике смысла").
Вселенная не обязана. Но и мы ничем не обязаны вселенной. Как-то так.
PS соглашусь, про личность ничего неизвестно. её можно только косвенно пытаться определить.
Для меня это некоторая высокая степень уникальности - телесно-символически-языковое самоописательное повествавание, биография в широком смысле.
Eliot_N, Меня нисколько не смущает длина комментариев. Главное, чтоб смысл в этом был. Он, бесспорно, был. И есть.
Помимо самого отношения к этому событию, то бишь к смерти (подразумевает ли он переход к иному качеству существования или нет) значительно то, что отношение это, определяет бытие личности (индивида, человека, называйте как хотите). Плюмбэкс, ты тут привел в пример викингов и их стремление к пыткам. Это все якобы, чтобы доказать свою доблесть. Не соглашусь, что доблесть в данном случае самоцель. Насколько я помню, в Скандинавской мифологии в Вальгаллу попадали лишь благородные воины, т.е. мужи сложившие голову на поле брани и доказавшие свою храбрость. Следовательно, в нашем случае это лишь действия, продиктованные простым стремлением – через пытки обрести «рай» с нескончаемыми пирами. Наверно так.
PS Интересно заметить, опять таки по скандинавской мифологии, в Вальгаллу женщины не попадали вовсе. Такая вот, дискриминация по полу.