• Авторизация


Sad but true 23-03-2012 22:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения торрио Оригинальное сообщение

«Россию превращают в страну дураков» (Сергей Петрович Капица)

[250x248]
Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов.

Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?


Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?

Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны.

Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

Сергей Петрович Капица.(доктор физико-математических наук, профессор, член РАЕН)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Неонщик 26-03-2012-15:51 удалить
У Стругацких была цитата, по другому поводу, но, по-моему, сюда тоже подходит: Не знаю, чего мне больше бояться - атомной бомбы или вот этого, но мне кажется, что вот это страшнее. Лет 15 назад академик Лихачев в интервью Урмасу Отту говорил о том же самом, так он говорил, что если 21-й век не будет веком развития культуры в первую очередь, то все это примет необратимый характер.
А к кому обращается уважаемый СП?
Кто хотя бы его обращение способен прочитать, хотя бы бегло?
Т.е. в каком смысле "способен"? Захочет, осилит, посчитает интересным, нужным?
Те, кто и так читает?
Тут проблема глубже, чем он себе представляет. Его обращение звучит, примерно, так: почему мало ходят в театры? Те, кто не ходит в театры - деградируют!
Ну, во-первых, общество именно деградирует. Потому что в системе ценностей такие понятия, как просвещение, эрудиция, кругозор - задвинуты в промежуток между ТВ-шоу "Что? Где? Когда?", или даже попроще, викторины типа "Своя игра" и "Миллионер" и очевидным "чтобы рубить бабло этого ничего не нужно.."
А что нужно? Почему торжествуют купчишки и все эти бесчисленные "шоу-звёзды" с "заушным" образованием на уровне 3-го класса? Почему шуты, лицедеи и другая обслуга (фактически, и купцы - тоже обслуга, не более!) живут лучше, чем те, кого они обслуживают? Почему академик живёт хуже кабацкого лабуха?
Кто такой Максим Галкин, например? Академик? Что-то открыл, изобрёл, чем-то ещё осчастливил человечество?
Почему миллионер он, а не тот, кто изобретает и творит?
Собрать с миллиона по рублю - это подвиг?
А почему никто не платит за открытия? Если все платят лицедеям, пусть платят и тем, кто создал цивилизацию! И создаёт, вопреки всему!
Давайте все работать на стадионах! Кто хочет жить хуже шута Галкина?
И кто спустя сто лет о нём вспомнит?
Так что с приоритетами? Социум уродлив, а СП заботит только: читают ли книжки..
А я вот не могу больше читать. Не интересно..
Damon_Starlight 07-10-2012-02:59 удалить
Vse eto vyglyadit sleduyuschim obrazom v tzepi prichinno-sledstvennyx svyazey : Glubokiy kul'turnyi krizis - sotzial'no-ekonomicheskiy krizis - total'naya degradatziya - yadernaya voyna, kak sledstvie.

Dame=)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Sad but true | Пюрнрахцарак - Бесконечная история | Лента друзей Пюрнрахцарак / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»