• Авторизация


посвящается памяти малого ракетного корабля "МУССОН" 12-05-2007 11:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


16 апреля 1987 года во время учений погиб малый ракетный корабль "Муссон" Тихоокеанского флота. Трагедия унесла жизни 39 человек. В этот скорбный день в Улиссе, где установлен памятник морякам, не вернувшимся из того похода, собираются их родные, сослуживцы, друзья. И по установившейся традиции, уцелевшие в той жуткой стихии огня члены экипажа "Муссона". И в который раз память вновь возвращает их в тот черный четверг перестроечного 1987 года...
Малый ракетный корабль “Муссон” затонул 16 апреля 1987 года в 33 милях от острова Аскольд на глубине 2900 метров. Широта - 42 градуса 11 минут, долгота -132 градуса 27 минут. Погибли 39 из 76 человек, находившихся на борту. Из 16 офицеров - 6, в т.ч. командир корабля и зам. командующего объединением. Из 7 мичманов - 5. Из 46 матросов и старшин - 23. Из 5 курсантов мореходной школы и Школы техников ВМФ - 5. ...Вплоть до своей гибели малый ракетный корабль "Муссон" был своего рода "свободной зоной" для журналистов: пишущая братия, приезжающая в это соединение для подготовки материалов о буднях воинов-тихоокеанцев, неизменно направлялась на "Муссон". И по праву - "Муссон" был правофланговым в социалистическом соревновании. Не раз этому кораблю приходилось "отдуваться" за своих не столь именитых собратьев, демонстрируя на учениях различным комиссиям и проверяющим высокую выучку и мастерство. Нередко "Муссоном" в пожарном порядке затыкали всевозможные "дыры", давая на сборы значительно меньше времени, чем положено по нормативам. Всякое бывало, но "Муссон" не подводил, хотя, понятно, экипажу было совсем не просто постоянно находиться на переднем крае. В этот раз словно само божье предвидение пыталось удержать, уберечь моряков от беды, о чем сейчас вспоминают оставшиеся в живых муссоновцы: учения, запланированные на конец марта, переносились несколько раз. Причины тому были разные: плохая видимость, находящиеся в районе боевой подготовки американские корабли и наши рыболовные суда. То в силу возникших технических неполадок на кораблях, которые должны принять участие в стрельбах, в том числе и на "Муссоне"...

Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 - малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблей "Муссон" и "Вихрь", а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом. Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, "Муссон" и "Вихрь" образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.

Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по "Муссону" - ядру ордера. Обнаружив цель, "Муссон" ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над "Муссоном", так как на корабле было уже не до нее...

Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку "Муссона" - радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. "Муссон", содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязи разнеслось:

"Первый", я "Третий" (позывной "Вихря"), во "Второй" (позывной "Муссона") попало "изделие". "Второй" горит. Люди покидают корабль..."

Было 18 часов 36 минут. Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия "Муссона". В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от "Муссона", надстройка которого была объята сильным пламенем.

Руководитель стрельб - командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на МПК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к "Муссону" и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту "Муссона".

Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела - другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на "Муссоне" и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали "на попа" и, свалившись в воду, затонули.

Командир "Муссона" капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем "Муссоне" остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.

Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на "Муссон" пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает "добро" на сближение. Морякам "Муссона" оставалось рассчитывать только на себя.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и, убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать, и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, всё-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко...

Часы показывали 19 час. 20 мин. по местному времени. Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрыва и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, "Муссон" затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров - наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФ, проходивших стажировку на Муссоне.

Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.

В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.

Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссоновцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.

По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посечённая осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.

Другие склонны считать, что если бы "Муссон" не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее "поведение" на конечном отрезке, а в итоге - попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле - радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения...

Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить, как не пожелал спустя несколько лет после катастрофы Встретиться с журналистом "В" руководитель тех трагических учений контр-адмирал Л. Головко, у которого не оказалось "оснований и желания" говорить с репортером о былой трагедии, хотя, безусловно, у него и "имеется несколько иное мнение" о случившемся, чем "у некоторых официальных и неофициальных лиц". А между тем комиссия под руководством 1-го заместителя главкома ВМФ СССР адмирала флота Н. Смирнова в ходе расследования ЧП, не сбрасывая со счетов все вышеназванные моими собеседниками факторы, в конце концов, пришла к выводу, что произошло роковое стечение обстоятельств, базирующихся на непродуманности действий и преступной халатности должностных лиц во время учений, стремлении флотских начальников пустить пыль в глаза вышестоящему командованию и заработать, во что бы то ни стало высокую оценку за стрельбы, для чего были изменены и до минимума упрощены условия учений. В том числе дистанцию стрельбы и скорость кораблей спланировали, в конце концов, так, чтобы, не дай бог, не промахнуться...
[338x186]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
m007kuzya 12-05-2007-13:10 удалить
м-м-мда...
Погибли люди, скорблю...
Но! Что можно сказать об эффективности этой ПВО (кстати, что за система там стояла?), если 2мя ракетами не смогли уничтожить цель?
Что можно сказать о надёжности корабля, если его потопили ХОЛОСТОЙ (без ВВ) ракетой?
Я конечно всё понимаю, и из рогатки бывает самолёты сбиваются, но... противопожарные средства отказали, спассредства сгорели... Грустно всё это :(
m007kuzya, Присоединяюсь. Вечная память погибшим, но таких аварий быть не должно. Особенно в учениях. Корабли должны гибнуть только в боях


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник посвящается памяти малого ракетного корабля "МУССОН" | Андреевский_стяг - Дневник Андреевский_стяг | Лента друзей Андреевский_стяг / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»