Чудо скрипки Страдивари
30-09-2006 01:15
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Сегодня в нашем маленьком городе Омске состоялось глобальное, не побоюсь этого слова культурное событие. Это был концерт именитой японской скрипачки Саяки Шоджи. И играла она на скрипке Страдивари. Скрипку Юахем Страдивари изготовил в 1725 году.
Я не могла пропустить такое событие. Перед концертным залом стояло не меньше сотни человек, естественно необелеченных, а внутри и вовсе негде было протиснуться. Много студентов из нашего музыкального училища и учеников музыкальных школ. В зале не хватило для всех кресел и они сидели прямо на ступеньках. Давно я не видела у нас таких аншлагов. Нет, на самом деле зря наше поколение обвиняют в бездуховности, то что девчонка пришла на симфонический концерт в берцах и с пирсингом, вместо вечернего платья и шпилек еще не значит, что она не в состоянии оценить музыку Бетховена. Как раз наоборот. Просто мы понимаем классическую музыку совсем не так как наши родители. А уродов аморальных во все времена было немало.
Единственное, что меня насторожило – это наличие пива в буфете. Как-то уж совсем не к месту, но это к делу не относится.
В первом отделении концерта симфонический оркестр исполнил 5-ю симфонию Бетховена. «Так судьба стучится в дверь». Необыкновенная, пробирающая до костей музыка, выковыривающая из закромов души то, что так давно спало. У меня от исполняемой живьем музыки всегда мурашки идут по спине. Конечно, это всего лишь реакция кожи на низкочастотные колебания, но так приятно верить в магию музыки…
Второе отделение началось с исполнения увертюры к опере Вебера «Оберон». Но весь зал ждал ее. Великую скрипку Страдивари. Скрипичный концерт ми-минор Феликса Мендельсона.
Ничего подобного я раньше не слышала. По крайней мере от скрипки. Миниатюрная японка заставляла скрипку петь чистейшим, хрустальным голосом. Я могла видеть как напряжена тонкая рука, водящая смычок и начинало казаться, что это мои нервы вытянуты в струны, что музыка вырывается не из скрипки, а откуда-то из глубин моего собственного тела. Выражение лица скрипачки более всего напоминало выражения лиц самураев со средневековых японских гравюр. Та же цельность и сосредоточенность. Звук скрипки словно балансировал на грани, готовый вот-вот оборваться в бездну.
Феноменальная энергетика. Весь зал словно превратился в один огромный конденсатор, который заряжался звуками. И в конце настала разрядка в виде шквала аплодисментов.
Все-таки симфоническая музыка – это мистическое, в каком-то смысле сакральное действо, сродни камланию алтайских шаманов. Это магический ритуал вышедший из чрева фаустовской культуры. Говорить об ее упадке не приходится даже сейчас, во времена тотальной коммерциализации искусства. 5-я симфония Бетховена уже так много пережила, переживет и нашествие полуфабрикатов, тупо открывающих рот под бездарную фанеру. И у нее всегда будет слушатель. Молодой слушатель, вопреки расхожему мнению.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote