[500x326]В пятницу 23 августа на 85 году жизни скончался знаменитый русский кинооператор Вадим Юсов. Он работал с такими мастерами как Андрей Тарковский и Георгий Данелия. С Тарковским начал работать еще на его дипломной работе "Каток и скрипка". Потом он с Андреем Арсеньевичем снимал "Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Солярис". С Сергеем Бондарчуком они сняли «Они сражались за Родину» и «Бориса Годунова». С Георгием Данелией – «Я шагаю по Москве». За фильм «Чёрный монах» – первую работу в кино Ивана Дыховичного – Юсов получил приз Венецианского кинофестиваля за лучшую операторскую работу.
В фильмографии Юсова порядка трех десятков работ. Кажется, что он снял все главные фильмы десятилетия. Это эпоха в русском кино. Причем он был мастер абсолютно признанный - не только для России, но и для всего мира. Почти все российские операторы могут назвать себя учениками Юсова.
Юсова в операторской работе отличал академический подход, тщательный выбор натуры, света, композиции кадра, оптических и стабилизационных систем. Он сам является изобретателем приспособлений для съёмки и специфических движений камеры, в частности в фильмах А. А. Тарковского «Андрей Рублёв», «Иваново детство», «Солярис». В фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве», снятая Юсовым столица обрела на экране новую пластику и живописность. Планы города, снятые с верхних точек, не спеша панорамируемые; суетливые прохожие на статичных планах, спешащие мимо объектива камеры; сплошной поток светящихся фарами автомобилей на ночных улицах; мокрый асфальт после дождя, придали картине неповторимую атмосферность и глубину.
Среди последних картин Юсова – «Подстрочник», воспоминания Лилианны Лунгиной, которые снимались 12 лет. Картина долгое время лежала на полке. И вышла только в 2009 году.