Всем привет! Вы уже заметили, что я почти не пишу в блоге здесь, на этой площадке. Я полностью переместил свой блог на свою страничку в ВКонтакте (https://vk.com/igoresdrin) и в мой Телеграм канал "Пятый персонаж" (https://t.me/bookcharacter). Так что если вы не хотите потеряться со мной, то ищите меня там.
А здесь я буду только выкладывать свои рецензии время от времени, используя как записную книжку. В остальном блог мой замораживаю.
Был очень рад быть здесь с вами все эти годы!
Ваш Игорь Попов.
Литературу интересуют вопросы жизни и смерти, добра и зла, запутанный и мучительный выбор между тьмой и светом. Не больше и не меньше. Конечно, я говорю про хорошие книги. Именно про те книги, в которые погружаешься с головой и думаешь лишь о том, чтобы снова вернуться в мир, созданный талантом писателя.
Новый роман Стивена Кинга «Билли Саммерс» - хорошая книга. Вопреки неудачам самого писателя в последние годы и распространенному мнению критиков, что «старина Кинг уже не тот». Формат рецензии подразумевает выводы оставлять на заключительную часть, но мне хотелось с этого начать. Стивен Кинг написал если не свою самую главную книгу, то уж точно текст, который смело можно включить в лучшие произведения автора.
Не буду подробно рассказывать про сюжетную канву романа, которую уже итак замусолили в книжных отзывах читатели и критики. Еще до выхода романа на русском языке стало известно, что писатель главным героем выбрал «правильного» киллера (он убивает только очень «плохих» парней), бывшего морского пехотинца и снайпера Билли Саммерса, который решил завязать со своим кровавым ремеслом, удалившись на покой. Он берется за свое «последнее» дело, подготовка к которому занимает несколько месяцев. Для этого Билли селится в провинциальном городке Ред-Блафф и становится начинающим писателем Дэвидом Локриджем, работающим над первой книгой. Он знакомится и даже заводит дружеские отношения с соседями, ожидая своего «часа икс».
Вот то, что вы можете узнать из аннотации и обзоров. И это совершенно ничего не говорит о самом романе. Почему простая история наемного убийцы и его последнего дела так не похожа на все, что писал Кинг до этого момента? Да потому что на самом деле писатель начинает филигранную игру с читателем, постоянно меняя и наш угол зрения и даже голоса рассказчиков.
Конечно, голос Кинга узнаваем. Тут достается на орехи и Дональду Трампу, и «правым» политикам, медиамагнатам и даже актуальной повестке. И уж, конечно, это не роман об изоляции во время пандемии ковида. «Билли Саммерс» самый литературоцентричный текст автора, несмотря на то, что к теме писательства Кинг любит обращаться в своем творчестве (можно вспомнить «Сияние», «Мизери» и «Кто нашел, берет себе»). И все же именно писательство и литература становится связующей темой в романе, постепенно открывающая как самого героя, так и его историю его жизни. Ведь сам Билли, постоянно меняющий личности, достающий из запазухи «тупое я» для своих заказчиков, начинает раскрываться именно тогда, когда садится писать книгу о себе. И для этого Кинг применяет знаменитую «рамочную композицию», когда в одной обрамляющей истории нам начинают рассказывать другую историю, любимый многими роман в романе становится чуть ли не важнее основной истории, потому что начинает с ней сливаться.
Стивена Кинга интересует не столько детективная интрига своего текста, которую он разворачивает постепенно, как вожделенную конфетку в многослойных обертках. Писатель хочет поговорить с нами о природе добра и зла, наших ценностях и даже вопросах веры в Бога и Божественного провидения, которыми задается главный герой. Для этого у героя постепенно появляются спутники, обостряющие моральную оценку поступков героя, которые и позволяют ему стать своим собственным судьей.
Но этого писателю мало. Он постоянно играется с жанрами, то погружая нас в интригу детективного триллера, то играя на поле военной прозы. Впрочем, сам писатель непрозрачно нам намекает на жанр романа с ключом (roman à clef), щедро рассыпая подсказки по всему тексту. И тогда ты понимаешь, что ради литературы и писательства и был написан весь роман. Именно поэтому так важно, что читает сам Билли Саммерс – от Томаса Гарди до Дэвида Фостера Уоллеса (намекая на то, с чем постоянно сталкивается герой). А его любимая книга Эмиля Золя «Тереза Ракен», которую герой закончил читать перед последним заказом, становится главной подсказкой ко всему, что происходит с героем в финале.
[350x350]
Вот и написал я долгожданную (судя по комментариям многих моих читателей) рецензию о романе Джонатана Франзена «Перекрестки».
Когда выходит новый роман крупного писателя, то каждый пытается найти в нем то, что не увидели другие, обрести свои смыслы и поделиться этими откровениями с окружающим миром. В этом смысле мы все читаем разные тексты и смотрим разные фильмы. Потому что вчитываем в авторский текст свои страхи, свои переживания, свою боль и свои скепсис и иронию.
Роман Джонатана Франзена «Перекрестки» вышел на русском языке весной 2022 года (выпустило его Издательство Corpus), а в Америке он был представлен на суд общественности осенью 2021 года. Франзен заявил, что это первый роман в его будущей трилогии «Ключи ко всем мифологиям». Три больших романа по 600 с лишним страниц каждый – серьезная заявка на настоящий современный эпос, по масштабности и мастерству близкий к роману-эпопее Льва Толстого, которого сам Франзен весьма почитает.
О Франзене заговорили после его третьего романа «Поправки» (ну и после небольшого скандальчика с Опрой Унфри, честное слово, приятно, что кто-то смог пощекотать нервы этой львице американской журналистики), который вышел в 2001 году через несколько недель после 11 сентября. В этом романе писатель наметил главную тему своего творчества – кризис семьи и исследование взаимоотношений почти на клеточном уровне, когда каждое отклонение одного члена семьи отзывается в судьбе других.
За «Поправками» последовали романы «Свобода» (2010) и «Безгрешность» (2015), несколько сборников эссеистики и даже мемуарную прозу. Франзен писатель удивительный, он пишет в традиции европейского реалистического романа XIX века, который критики уже неоднократно похоронили, используя всю палитру и изыски американской постмодернистской прозы Томаса Пинчона и Дона Делилло. И уникальность Франзена в том, что он умеет написать такую масштабную и сложную прозу так, что читатели не могут от нее оторваться.
Сам писатель очень точно и емко сформулировал свое кредо, что его задача - это «активная кампания против того, что мне не нравится: против сентиментальности, повествовательной вялости, переизбытка лиризма в прозе, солипсизма, потакания своим слабостям, женоненавистничества и других форм зашоренности, склонности к стерильным играм, прямой дидактичности, морального упрощенчества, ненужной затрудненности, информационного фетишизма и так далее».
[450x450]Моя новая статья о романе Кадзуо Исигуро "Клара и солнце", которую я написал для своей авторской рубрики "Культурный код Игоря Попова" в газете "Мирт".
У меня была мечта провести рождественские каникулы в обнимку с книгой, отключившись от поедания салатов, просмотра кино и поздравления всей планеты с Рождеством и Новым годом. Но всегда мне что-то мешало. В этом году моя мечта сбылась.
Это была бы настоящая идиллия: кресло, кружка ароматного чая с бергамотом, плед, интересная книга и ночник. Но книга, которую я решил прочитать, никак не хотела успокаивать и убаюкивать, погружая в зимние пейзажи Нарнии или проводя тернистыми тропами Средиземья. Моим собеседником оказалась андроид, которая рассказала далекую от новогоднего настроения историю. И я не смог ее прервать.
Роман лауреата Нобелевской премии по литературе британского японца Кадзуо Исигуро «Клара и солнце» прочитали уже все известные критики и обозреватели, она попала в топы «Лучшие книги 2021 года», а я все медлил и оттягивал момент, чтобы снова погрузиться в эту болезненную историю, где писатель точно, словно умелый травматолог, давит на те болевые точки, на которые ты реагируешь моментально.
И после того как была закрыта последняя страница романа, я понял, что мне просто необходимо с кем-то поговорить об этой книге. А ведь мы именно поэтому и объединяемся в читательские сообщества и клубы, чтобы поговорить о прочитанном, высказаться, проговорить и для самих себя разложить авторские смыслы, обрести что-то важное, что объединяет нас с другими и при этом высказать личное.
В Рождественские дни я всегда думаю о том, как события в Вифлееме повлияли на наш мир. Интересно, как это преломляется и отражается в современной культуре. О каком мире пишет евангелист Лука и в какой мир пришел Христос. Об этом мы говорили с пастором Петром Морозовым в передаче Погружение вчера.
Сегодня я наконец-то получил свой подарок. Это настоящий раритет, который связан с историей моей семьи. Мы год жили в Народной Республике Бенин на побережье Атлантического океана, где работал мой папа. Там мои родители и познакомились с журналистом-международником Леонидом Почиваловым.
[700x700]
Однажды моя мама, уже после возвращения домой в Россию (тогда ещё Советский Союз), готовила обед и слушала радио. Ее заинтересовала передача, где рассказывалось об Африке. Она стала прислушиваться и поняла, что по радио рассказывают ее историю...
[700x700]
Это было во время очередного неудавшегося военного переворота в Бенине. У власти тогда был президент, бригадный генерал Матьё Кереку (вообще он был майором, генералом он сам себя назначил). В столице Порто-Ново, где мы жили, было введено особое положение. Советские граждане были закрыты в посольстве СССР. Там мама была вместе с женой посла и журналистом Леонидом Почиваловым. Там же где-то лазил и я. Мне было 4 года.
[700x700]
Они весь вечер общались, пили чай и рассказывали истории об Африке. А Леонид Почивалов их прилежно записывал...
Вот так история моей мамы и попала в книгу Почивалова "Там, за морем - Африка". Книгу потом сам автор подарил родителям и подписал ее. Поэтому эта книга теперь связана для меня с Африкой и историей моей семьи.
Каждый год мы с Олегом Комраковым мучаемся и составляем список рождественских чтений для передачи Эпиграф. В этот раз мы пошли от классической повести Чарльза Диккенса к надрывному и грустному Владимиру Набокову и закончили саркастичным Генрихом Бёллем. Очень рад, что именно Александра Гумен стала победителем в конкурсе и отгадала святочный рассказ Кира Булычева. Все же наш Христианский книжный клуб стал настоящей дружной компанией единомышленников. И я от всей души поздравляю Сашу с победой! А нас всех поздравляю с наступающим Рождеством Христовым!
За 21 век христианства мало что изменилось. Мы также привыкаем к комфорту, хотим тишины и любим уют и предсказуемость. У нас есть готовые духовные рецепты на все вопросы. Мы готовы назидать и по любому поводу (сборник готовых цитат прилагается). Именно поэтому Бог говорит с нами через то, что не укладывается в наш распорядок и планы. Об этом мы говорили с пастором Петром Морозовым в финальном эфире передачи Погружение за этот год. И всех вас, друзья, с наступающим Новым годом!
Сегодня проповедовал в церкви моей юности - Московской центральной баптистской церкви. Встретил своих давних друзей и побыл на 30-летнем юбилее 3 хора.
Церковь историческая с великолепным органом, у которого очень интересная и богатая история. Мне его тоже удалось послушать. Я вообще становлюсь домоседом, но в Московскую центральную люблю приезжать. Особенно мне нравится, когда удается приехать в ещё полупустой помещение и просто побыть в тишине. Редкая роскошь в наше суетливое время.
Проза Шукшина вошла в мою жизнь, когда я учился в школе. Я уже видел и восхищался его работами в кино. "Калина красная", "Печки-лавочки" и "Они сражались за Родину" я смотрел огромное количество раз. Но его проза никогда у меня не ассоциировалась с фильмами.
Каждый раз, перечитывая рассказы Шукшина, я словно читаю их впервые. Шукшинские деревенские чудаки грустно взирают на разрушение деревенского быта и уклада, город, так нелюбимый Шушкиным, все больше вторгался в жизнь деревни.
Его герои, да и сам Шукшин, долго брели к храму, который ждал их под косогором. Они разочаровывались и не находили ответов на мучавшие их вопросы. И этот долгий путь мы идем вместе с ними.
Сегодня в передаче Погружение я с пастором Петром Морозовым говорил о несправедливости. Нет, не о той несправедливости зла, о которой принято умно рассуждать и делать ссылки на Августина. А конкретной, бытовой несправедливости, от которой скулы сводит от бессилия. И я очень рад, что эфир превратился в честный и открытый разговор со слушателями. Для этого мы его проводили!
О смирении мы очень любим поговорить, призывать к нему, редкое наставление христиан обходится без призыва к смирению и редкая проповедь не касается этой темы. Но вот практическая сторона грешит своим пониманием как смирения, так и воплощения его в жизнь. Это достаточно хорошо видно по дискуссиям в сети. Вот мы с пастором Петром Морозовым и поговорили про смирение в передача Погружение. Самое интересное, как всегда, в конце передачи.
Мы каждый день делаем выбор. Разумный или эмоциональный. Иногда нам кажется, что разум - это благо, а эмоции лишь приводят к проблемам. Писатель Север Гансовский задумывался над этим в своей прозе и показал, что разум без добра приводит к злу и жестокости. И для этого не нужно ставить сложные научные эксперименты. Сегодня с книжным блогером Элеонорой Харитоновой мы говорили о прозе Гансовского в передаче Эпиграф.
О страдании много написано, но еще больше не прожито. Весь сегодняшний мир говорит нам о боли, потерях и страдании, именно поэтому так развивается индустрия развлечений, чтобы уйти от этой темы. Сегодня в передаче Программа Б мы говорили с Олегом Комраковым есть ли смысл в страданиях и как научится проживать их.