Три дня пробыла я в славном городе Володимире..
Местоположение городка чудесное – холмы и еще раз холмы. Сколько лестниц я пробежала за эти три дня – не сосчитать. Останавливались в центральной гостинице, около монастыря. Звон монастырских курантов (каждую четверть часа) и колокола первое время путали с мобильным телефоном. За монастырем (а монастырь, естесстно, на холме) – прекрасная прогулочная дорога: виды, просторы.. правда, очень не хватает водной глади. Потому как то, что представляет собой теперь река Клязьма, водной гладью назвать трудно.
О впечатлениях (незапланированных, потому что всевозможные любования запланированы были и состоялись). Около Успенского собора спешно разбивается прекрасный сквер (место там отличное.. естесстно, на холме). Сначала не могла сообразить, что мне кажется таким странным во внешнем облике рабочих. Потом поняла – славянская наружность (кто из Москвы, меня поймут). Оказывается, люди русские все еще могут работать на тяжелых физических работах, причем с таким, знаете, огоньком, с веселым матерком.. с прибаутками (типа «Так, все сюда! – оглядев проходящих девиц: - Бабы тоже!»). Немножко оторопев от этого зрелища, я скоро вникла в суть: сквер – дело десятое, главное – установка памятника. Действительно, на обрыве ставили памятник князю Владимиру. День первый – памятник привезли, день второй – уже поставили всю группу (конь, князь, монах) и даже пихнули князю в руки копье. День третий – копье куда-то изъяли, зато статую уже подмазали под старину. Скорости, на которых работали люди русские, нас поразили. «Можем, когда хотим» - и тому подобные комментарии мы отвешивали два дня. Пока вечером второго дня местное телевидение не открыло нам секрет этой работоспособности. Внимание, вопрос: когда люди русские способны работать так, что гастарбайтеры нервно курят в стороне??
Впечатление второе.
Как человек не православный и вообще-то неверующий, присутствовать на службах я не люблю. Но так получилось, что в этот монастырь мы приехали именно к службе, раньше основной массы туристов. Храм не очень интересный (19 век, вполне современная роспись) да и сам монастырь известен в основном тем, что именно здесь женина родня зверски убила князя Андрея Боголюбского. Сначала в храме я смотрела на детей. Интересно вели себя две девчонки лет 6-7 (сестры, наверно, потому что вряд ли с такими разными темпераментами можно дружить). Одна, строя из себя взрослую, стояла и внимательно слушала службу. А другая – просто огонь, а не ребенок! – ползала вокруг нее на коленях и пыталась укусить за палец. «Вот оторва растет», - подумала я. Немного поблуждав по церкви, я встала вдалеке от толпы верующих и попыталась спокойно послушать пение хора, которое действительно прекрасно. И в этот момент ЭТО и случилось..
- Дай два рубля! – разорвал всё благолепие хриплый мужской крик. – Ну дай два рубля!
Я обернулась, ища глазами пьяного. Но в храм никто не входил, и вообще все вели себя так, как будто ничего странного не случилось. Я снова обернулась к иконостасу.
- Дай два рубля! – снова заорал мужик. Теперь было понятно, что крик исходит из толпы верующих. Мужик при этом к кому-то обращался.. я не могла разобрать к кому. Но опять все вели себя абсолютно спокойно. Фраза повторялась снова и снова, уже на грани истерики.. «Не похоже на пьяного.. слова не меняются.. Кто-то дауна привел? Или.. – и тут во мне проснулся ребенок, прочитавший в 13 лет книжку «Экзорцист», - это бесноватый?? Сейчас будут бесноватого отчитывать?!» (я что-то слышала о таком обряде). И я пошла в толпу: такое нельзя пропустить. Но пока я пробиралась, служба шла своим чередом, батюшка совершал какие-то положенные действия и никакого бесноватого около него не было видно. Навстречу мне из толпы вышла женщина: худая, рыжая, лет 30, абсолютно деревенского типа. Лицо ее было заплаканным. «Может быть, его родня?» - успела подумать я.. мы разминулись.. и тут снова раздался этот хриплый вопль:
- Мама, дай два рубля! Ну дай два рубля!
И вот тут-то я похолодела: этот хриплый мужицкий крик исходил от этой женщины. Она и была бесноватой!! И с ней никого не было!
Из толпы я тут же метнулась к прилавку с книжками и затаилась там, полагая, что вменяемых людей здесь все же больше. В голове у меня мигом пронеслось, все, что я об этом читала: кликуши – истерички, которые воображали себя одержимыми бесом (что-то вроде раздвоения личности) . Кричали на разные голоса, причем именно во время церковных служб. Вроде они не опасны.. но я читала об этом в книжках 19 века, и встретить кликушу вот так.. в 3 часах езды от Москвы.. возможно, я просто никогда не хожу в церковь, а кликушество, может быть, до сих пор – обычное дело.. но мне стало как-то жутко..Кстати, два рубля там стоила заупокойная молитва.. можно представить, "кто" у нее требовал эти два рубля..
А женщина эта вернулась в церковь, когда решила, что «бес» успокоился. Но только она прошла поближе к алтарю, крики эти начались снова. Тут уже я не выдержала и со словами: «Давай еще в дурдом сходим как-нибудь» пошла оттуда прочь..
И после этого ужаса так приятно было идти по полю под жарким солнцем к церкви Покрова на Нерли и наслаждаться действительно покоем и действительно красотой…
Несколько фотографий.
.. вид с моей любимой дорожки вокруг старого монастыря на Успенский собор.
[512x682]
а теперь от Успенского собора смотрим на следующий холм))
[512x384]
А это Боголюбский монастырь, в котором меня так напугали..
[512x682]
А вот здесь было очень хорошо. Душевно.
[512x682]
Городской костел.
[512x664]
В городе есть самые разные улицы. Есть современные, есть подновленные, есть заброшенные. А есть вот такая деревня хоббитов (почти в центре, между прочим). Вокруг монастыря.
[512x384]
Вечером.
[512x682]