• Авторизация


Эпизод 20. "Карна! О Карна!" 20-04-2019 12:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


    1. Миф как он есть

    Узнав о гибели Вришасены, Карна стал вызывать Арджуну на поединок. Он спросил Шалью, что тот будет делать, если Бибхатсу сразит его. Царь мадров ответил, что в этом случае он собственными руками убьёт Савьясачина и Джанардану. Когда с подобным вопросом к Кришне обратился Арджуна, то Васудева ответил, что этого не может быть, но если подобное случится, то он убьёт Карну и Шалью. Пандава обещал ему, что он один справится с Карной и Шальёй.

    Вайкартана и Арджуна метали стрелы друг в друга так, что вокруг наступила тьма. Воины обеих сторон поддерживали пандаву и каураву. Сомаки призывали Арджуну снести голову Карны одним ударом меча, кауравы кричали Вайкартане, что, победив своего противника, он вынудит его отправиться в изгнание.


    Арджуна привёл в действие "оружие Брахмы", он сокрушил "четыре сотни слонов с воинами на них, восемьсот колесниц, а еще тысячу коней со всадниками и восемь тысяч отборных пеших воинов" (Карнапарва, гл. 65, шл. 24 - 31). Неожиданно лопнула тетива у лука сына Кунти. Карна осыпал его сотней стрел, а Васудеву - шестьюдесятью. Сомаки обратились в бегство. Партха поразил Шалью десятью стрелами, а Карну - двенадцатью.

    Санджая сообщает: "Савьясачин предал смерти всех «стражей стоп» и «стражей колес», «впереди идущих» и «охранителей тыла», а также две тысячи лучших в числе куру героев, доблестных, сплоченных воедино и руководимых Дурьодханой отборных колесничных бойцов со всеми их конями, возничими и колесницами.

Тут сыновья твои и другие оставшиеся в живых кауравы обратились в бегство, оставив Карну одного, бросив на произвол судьбы своих убитых и раненных стрелами, жалобно стенающих сыновей и отцов.

Но Карна, хоть он и видел, что терзаемые страхом куру покинули его и все пространство вокруг опустело, не дрогнул, а, напротив, стремительно атаковал Арджуну, о бхарата!" (Карнапарва, гл. 65, шл. 40 - 45). Карна не отступил. Кауравы оставили поле боя и издали наблюдали за поединком двух героев.
Карнапарва, гл. 66, шл. 1 - 4, 5 - 9, 10 - 11:
"Санджая сказал:

    А то оружие, которое Арджуна применил в великой битве на погибель Карне, (одного за другим) поглощало отважных воинов, производя в небе и в поднебесье неумолчный шум. (Однако Карна) губительным для недругов, наделенным огромной мощью, полученным им некогда от Рамы «оружием Атхарванов» развеял то пламенное оружие Арджуны и самого Партху поразил острыми стрелами.

И вот Карна возложил средь битвы на тетиву смертоносную для недругов, остро-отточенную, огненную, ярко-полыхающую, гладко отполированную, змееглавую, происходящую из рода Айраваты, полную жгучего яда стрелу, которую уже очень давно берег он на случай встречи о Арджуной и которой постоянно воздавал почести, содержа ее в золоченом тростниковом футляре, в сандаловом порошке. Ею намеревался он в битве снести голову Пхальгуне. Видя, что Вайкартана уже готов пустить стрелу, великий духом царь мадров сказал ему:

«Не долететь этой стреле, о Карна, до шеи (Арджуны); попробуй взять (другую), ту, что (действительно) способна снести голову!» А Карна, глаза которого налились кровью от гнева, изготовил, несмотря на его слова, лук для выстрела и отвечал ему: «Знай, о Шалья, что Карна никогда не прицеливается дважды! Подобным мне (героям) плутовство не к лицу!» Сказав эти слова, он выпустил из лука эту стрелу по имени Балахака, коей он столькие годы воздавал почести; и посылая поспешно ту мощную (стрелу) в цель, он крикнул: «Смерть тебе, Пхальгуна!».

Заметив, что Карна возлагает на тетиву ту (стрелу-) змею, Мадхава, наисильнейший из силачей, ногами изо всех сил уперся в (днище) колесницы. Колесница глубоко увязла в земле, а кони пали на колени, и потому стрела сбила (только) диадему (с головы) многомудрого (Арджуны)".

    Эту диадему Владыка богов когда-то подарил Киритину, "который истреблял тогда недругов небожителей". Никто из богов не мог причинить вреда ей, но "(стрела-)змея" сбила её с головы Бибхатсу. Арджуна повязал голову белым куском ткани.

    Санджая сказал: "А Балахака, великий, грозный змей, сиянием подобный Солнцу и Вкусителю жертв, закоренелый во вражде своей к Арджуне, направленный рукою Карны, ударив в диадему, отлетел прочь и сказал Кришне: «Знай, что я совершил ныне это злодейство, поддавшись злобе, порожденной во мне убийством моей матери!» Тогда Кришна средь битвы молвил Партхе: «Срази этого змея, твоего заклятого врага!» (Карнапарва, гл. 66, шл. 20 - 22).

    Савьясачин спросил своего возницу, кто этот змей. Кришна ответил, что этот змей из леса Кхандава, мать его была убита сыном Кунти во время сожжения леса. И тогда Савьясачин шестью острыми стрелами сразил этого змея. Карна осыпал своего противника стрелами. Пандава послал в него 90 стрел и головной убор Карны слетел на землю. И тут одно из колёс колесницы Вайкартаны увязло в земле.

    Сын Солнца стал попрекать дхарму: "Знатоки дхармы всегда твердят, что она хранит поборников своих от бед. Ныне она столь низко пала, что не хранит преданных моих друзей, и я склонен думать, что дхарма не всегда дает защиту!" (Карнапарва, гл. 66, шл. 42 - 44).

    Вайкартана вызвал "оружие Брахмы", Савьясачин призвал "оружие Индры", а затем "оружие Брахмы". Карна сумел рассечь тетиву лука своего противника. Пандава снял эту тетиву и натянул другую. Арджуна взял волшебную стрелу, зовущуюся "оружием Рудры". Карна сказал ему: «Потерпи немного, о Пандава! Ты видишь, по воле рока увязло колесо у меня среди (бранного поля); так отрешись, о Партха, от мысли (убить меня), достойной лишь негодяя! Герои никогда не наносят удара в битве тому, у кого распущены (и спадают на лицо) волосы, тому, кто повернулся спиной, или брахману, или тому, кто (в знак покорности) сложил ладони, кто просит пощады или бросил оружие, тому, кого постигла несчастливая случайность, о Арджуна, тому, кто остался без стрел, у кого упал доспех, выпало из рук или сломалось оружие. Царь никогда не поступит так по отношению к царю! Ведь ты — преотважнейший герой, о Каунтея: потому повремени немного, пока я не вытащу из земли колесо, о Завоеватель богатств! Не подобает тебе, стоящему на колеснице, убивать меня, стоящего на земле! Я не жду зла ни от Васудевы, ни от тебя, о Пандавея! Ты ведь по рождению кшатрий, продолжатель великого рода. Помня заповеди дхармы, повремени немного, о Пандава!» (Карнапарва, гл. 66, шл. 60 - 65).

    И тут Кришна сказал Вайкартане, что не случайно он вспомнил о дхарме, оказавшись в беде, почему же он не вспоминал о ней во время игры в кости, когда в собрание ввели Драупади.

    Карна осыпал их стрелами, а сам попытался вытащить колесо из земли. Арджуна послал в него "оружие Джатаведаса", Вайкартана ответил "оружием Варуны". Сын Кунти применил "оружие Ваю", сбил знамя Вайкартаны и достал из колчана оружие "Анджалика", "шестикрылое, длиной в три локтя", ...подобное Пинаке (Шивы) и диску Нараяны". Этой стрелой он отсек голову Карны.

    После того, как Карна пал на землю, довольные сомаки пустились в пляс. Санджая сообщает Дхритараштре: "Увидев, что отважный Карна, израненный стрелами, с телом, запятнанным кровью, недвижно лежит на земле, царь мадров на колеснице со срубленным знаменем удалился с поля боя" (Карнапарва, гл. 67, шл 35 - 37).

    Шалья, встретив едущего навстречу Дурьйодхану, показал ему во что превратилось поле боя. Узнав о гибели Карны, опечаленный Дурьйодхана громко вздыхал и твердил со слезами на глазах: "Карна! О Карна!"
Карнапарва, гл. 68, шл. 6 - 12:
"Санджая сказал:

    Увидев, что Карна, учинивший (врагам) страшное побоище, сражен, словно слон - гривастым львом, Арджуной, и простерт на земле, царь мадров в страхе поспешно умчался прочь на своей колеснице".

    Глядя на кроваво-красный диск солнца, кауравы вернулись в свой лагерь. Вайкартана ушёл на небеса, тот, "кто был всегда любимым людьми, щедрым дарителем и сам радовался возможности совершать дарения", оставил землю.

    В лагере пандавов Кришна сказал Арджуне: "Губителем Балы сражен Вритра, а тобой, о Завоеватель богатств, - Карна!" (Карнапарва, гл. 69, шл. 1 - 5). В Хастинапуре Дхритараштра, услышав весть о гибели Карны, пал на землю, а вместе с нима "пала также и верная обету правдивости, прозревающая дхарму царица Гандхари" (Карнапарва, гл. 69, шл. 41 - 43).

    2. Где в мифе история

    Отправляясь на поединок с Арджуной, Карна спрашивает Шалью, что тот будет делать, если он погибнет. Царь мадров отвечает, что тогда он сам убьёт Арджуну и Кришну. Этот странный разговор не имеет аналогов в эпосе. По определению считается, что воин на колеснице сильнее своего возничего и последние гибнут почти всегда первыми и намного чаще самих воинов на колесницах. Но Карна почему-то считает, что он может погибнуть первым. И, как мы потом убедимся, его подозрение полностью оправдается. Не менее удивительно, что на подобный вопрос Арджуны, Кришна обещает убить Карну и Шалью. Почему же Карна говорит о том, что он может быть убитым раньше своего возницы? С этим поединком определённо что-то не так, как он описан в эпосе.

    Несмотря на то, что Арджуна и Карна мечут стрелы так, что вокруг становится темно, сомаки (они же панчалы) призывают пандаву снести голову кауравы ударом меча. Но ведь для этого нужно сблизиться до расстояния рукопашного боя... Что же такое наблюдают сомаки, если они говорят о том, что Арджуна должен убить Карну мечом? Уже в самом начале ещё не начавшегося поединка они уже знают, что Арджуна и Карна должны сблизиться на расстояние 2 - 3 м. А вот кауравы кричат не о смерти Арджуны, а о его изгнании в леса после поражения и, следовательно, речь вообще не идёт о том, что Арджуна может погибнуть. Не странно ли это? Такое впечатление словно Карна и Арджуна ждут разных итогов от будущей встречи на поле Куру. И кауравы считают, что Карна достигнет своих целей и Арджуна с братьями отправятся в изгнание.

    Поединок между Карной и Арджуной сопровождается применением чудесного оружия, о волшебных свойствах которого мало что известно. Используя "оружие Брахмы" Арджуна убивает 400 слонов, уничтожает 800 колесниц с воинами на них и 8 000 отборных воинов. Искусственность этих цифр очевидна: все они кратны четырёмстам. Подобная статистика просто проявление фантазии авторов эпоса. Применение божественного оружия должно скрыть обман читателя. Но вот лопнула тетива лука Арджуны и рассказчик даже не повествует о том, что Савьясачин натянул новую тетиву или взял другой лук (Карнапарва, гл. 65, шл. 32 - 36). Почти сразу же он продолжает посылать стрелы в своего противника, как будто ничего такого не случилось. Каждая неточность вызывает сомнение в достоверности описания происходящих событий. Арджуна убивает "стражей" колёс колесницы Карны и ещё 2 000 воинов-кауравов. И нет ни одного слова о таких же "стражах" колёс Арджуны. А почему? С учётом ранее убитых воинов общее количество убитых Арджуной превышает 10 000 человек, не считая воинов на слонах и колесницах. Никаких трудностей при этом он не испытывает. Но это уже не поединок! Если сын Кунти выпускает 600 стрел в час, то, чтобы убить такое количество воинов, он должен выпускать стрелы с такой скоростью в течение не менее 16 часов! Это просто невозможно. Получается, все эти "подвиги" Арджуны выдуманы. Текст сообщает, что кауравы отступили с поля боя, оставив Карну одного. В реальности оба войска наблюдают издали, как сближаются две колесницы. Описание этой встречи, итоги которой ждут воины обеих сторон, мало напоминают поединок.

    Чтобы поразить Арджуну, Карна берёт змееглавую стрелу, которую он хранил специально для этого случая в золочёном футляре. Но тут Шалья сказал ему, что эта стрела не долетит до шеи Арджуны и лучше взять другую. Вне себя от гнева Карна отвечает: "мне плутовство не к лицу!" Эти слова удивительны. Несомненно, Шалья предлагает ему совершить некую подлость, которую он с негодованием отвергает. Обман не для него!

    Стрела Балахака, которой "он столькие годы воздавал почести", находилась в полёте, а Кришна, упершись ногами в днище колесницы, сделал так. что "колесница глубоко увязла в земле, а кони пали на колени, и потому стрела сбила (только) диадему (с головы) многомудрого (Арджуны)". Этим чудом авторы эпоса прикрывают нечто другое. Странно то, что Арджуна вышел на бой с диадемой на голове. По существу, корона на голове - это символ власти, используемый в официальной церемонии, а не на поле боя. Падение её всегда носило негативную оценку и считалось символом падения власти. В эпосе это падение представлено как страшное бедствие. Стрела Балахака, превратившаяся вдруг в змея, говорит, что совершила это "злодейство" из-за злобы, "порожденной во мне убийством моей матери". Не странно ли, у "стрелы" вдруг появилась мать, убитая подлым путём? "Злодейство" - это, конечно, оценочное суждение авторов эпоса. Ну какое может быть злодейство, если сын хочет отомстить убийце за смерть своей матери, сбивая его диадему на землю? Справедливое, хотя и позднее воздаяние, но точно не злодейство. Кришна призывает Арджуну убить этого "змея". Говорящий змей, которого следует убить, - это, конечно же, человек. На вопрос Арджуны, кто этот змей, Кришна отвечает, что это сын Такшаки. Мать "змея" была убита Арджуной при сожжении леса Кхандавы. Сын Кунти убивает "змея" шестью стрелами и сбивает головной убор Карны. По мнению авторов эпоса таким образом Арджуна должен отомстить сыну Такшаки, ведь его же унизили.

    В этот момент колесо колесницы Карны увязло в земле и он стал попрекать дхарму. Но как связаны застрявшее в земле колесо и слова Карны, что "дхарма не хранит преданных моих друзей"? Очевидно, что никак. Застрявшее колесо - это повод, чтобы Карна сошёл с колесницы и проявил свою уязвимость. В противном случае ведь его трудно убить. А вот преданным другом Карны, несомненно, в этой сцене является Балахака! Его гибель является нарушением дхармы, вот почему Карна и начинает попрекать дхарму. Иначе говоря, убийство Балахаки, сбившего корону с головы Арджуны, это преступление. Оно незаконно. Так говорит Карна.

    Эпос сообщает, что, сойдя с колесницы, Карна сумел рассечь тетиву лука своего противника. Арджуна меняет тетиву и берёт из колчана стрелу, зовущуюся "оружием Рудры". Это грозное оружие, как и "оружие Анджалика" чуть позже, он достаёт из обычного колчана. Что за чудесное оружие может быть в колчане? Стрела. Карна перечисляет сыну Кунти те случаи, когда не следует наносить удара в битве, так как это нарушение дхармы воина. Несомненно, увязшее в земле колесо он относит к такому же нарушению воинского кодекса и продолжает свои безуспешные попытки вытащить его. И тут возникает недоумение. Если следовать тексту эпоса, то чуть раньше Кришна уперся ногами в днище своей колесницы и она "глубоко увязла в земле". Но это погружение в землю никак не помешало Арджуне. А чуть позже увязшее колесо в земле колесницы Карны тоже не помешало Шалье уехать с поля боя! Это колесо мешает только Карне и считается, что именно оно стало причиной гибели Вайкартаны. Шалья ведь тоже не сходит с колесницы, чтобы вытащить колесо из земли. Исходя из этой логики, можно сказать, что колесо - это повод для авторов эпоса, чтобы Карна сошёл на землю и оказался в уязвимом положении. И вообще сошествие Карны на землю из-за застрявшего колеса - это единственный случай подобного рода в Махабхарате.

    На реплику Вайкартаны, что дхарма не защищает его преданных друзей, Кришна отвечает ему, что тот прежде не вспоминал о дхарме во время "игры в кости", когда в зал ввели Драупади. Вообще "игру в кости" (суд над пандавами) авторы вставляют при любом затруднении. Для брахманов "игра в кости" - вершина злодеяний кауравов. Представление о дхарме у Кришны избирательное, он считает законным только те случаи, когда соблюдаются его интересы или его сателлитов. Равноправными союзниками пандавы для него не являются, он использует их в своих интересах.

    Карна и Арджуна применяют различные чудесные оружия. Сын Кунти достал из колчана "оружие Анджалика", "шестикрылое, длиной в три локтя" и отрубил им голову Карны. Но как стрела длиной в три локтя (1, 5 м!) может поместиться в колчане? Скорее всего тут речь идёт о мече.

    После гибели Карны Шалья спокойно удалился с поля боя, чуть позже авторы эпоса скажут, что он "в страхе поспешно умчался прочь" И увязшее колесо в земле не помешало! Но где же его обещание Карне, что он убьёт Арджуну и Кришну, если Вайкартана погибнет? Он обманул Карну. Но и Арджуна позволяет ему уехать, а ведь мог бы убить, потому что стрела летит быстрее, чем скачет лошадь. В этой истории слишком много тайн и умолчаний. На поле Куру возницы гибнут в несколько раз чаще, чем воины на колесницах Но в случае с Шальёй Арджуна даже не предпринял попытки убить его.

    Весть о гибели Карны Дурьйодхана встретил со слезами на глазах, "почти не воспринимая окружающего, всем видом являя страдание". В длинной речи Шалья стал описывать поле боя и погибших кауравов на нём. Зачем он это делает? С большой долей вероятности эти слова авторские, а не Шальи. Дурьйодхану интересовало, как мог погибнуть Карна, а не поле боя, которое он видел сам. Глупо считать причиной гибели Вайкартаны проклятие брахманов и увязшее в земле колесо, которое не помешало Шалье уехать с поля боя.

    Санджая сообщает, что на небеса ушёл тот, "кто всегда был добродетелен и окружен добродетельными мужами", "кто был всегда любимым людьми, щедрым дарителем и сам радовался возможности совершать дарения" (Карнапарва, гл. 68, шл 41 - 46). А сколько грязи на него вылили брахманы! Ушёл из жизни человек, для которого смыслом жизни было дарить себя людям, который чувствовал себя счастливым, проявляя щедрость к окружающим, а не только к своим друзьям.

    В лагере пандавов Кришна сравнивает убийство Вритры Индрой с убийством Карны Арджуной. Но теперь мы хорошо знаем, что убийство Вритры было вершиной подлости Индры: сын убил отца. Невольно Кришна признался, что убийство Карны по степени подлости равнозначно отцеубийству. Разве это поединок! Ведь в поединке соблюдаются определённые правила боя, а Карна говорит, что закон (дхарма) не хранит его верных друзей (Балахаку). Иными словами Балахака, сбивший диадему с головы Арджуны, убит подлым образом. Да и сам Карна, хотя и предостерегал Арджуну от нарушения дхармы, тот её всё равно нарушил. История со "змеем" Балахакой - это вообще центральная часть этого эпизода. Поэтому нужно вспомнить многое что из предыдущего повествования.

    Узнав о гибели Карны Дхритараштра и Гандхари потеряли сознание и пали на землю, словно они потеряли своего сына.

    В "поединке" Карны и Арджуны слишком много противоречий, чудес и умолчаний, которые скрывают совершенно другую реальность. Но какую? Ответом на это будет то, что Карна погиб во время переговоров о мире. Об этом в следующей части.

    3. Версия исторических событий

    Начать переговоры о мире пандавы вынуждены были после поражения, которое они потерпели от Карны. В Карнапарве, гл. 45 Арджуна, глядя на разгромленное войско, говорит Кришне: "Только пока человек жив, он добивается в бою победы, но (горе ему), если он (терпит) поражение: побежденному, о Хришикеша, (суждена) погибель, ему нечего (надеяться) на победу". Надежды на победу нет, следует признать поражение. Сразу после этих слов Кришна предлагает оставить поле боя и навестить Юдхиштхиру. Но это не забота о здоровье пандавы, а предложение ему возглавить делегацию пандавов. Юдхиштхира отказывается ехать на переговоры даже под угрозой смерти, острого языка Карны он боится больше. Кришна предлагает Арджуне использовать двойника вместо Юдхиштхиры.

    Карна едет на переговоры, о которых он давно мечтал. Ещё в Удьйогапарве, гл. 61 он обещал одержать победу над пандавами и, когда он возглавил войско кауравов, он своё слово сдержал. Вайкартана считал, что пандавы должны признать поражение, их лишают всяких прав на власть и они ожидают суда, после которого братья вместе с Драупади уходят в изгнание. Так Карна хотел сохранить жизнь как можно большему количеству людей. Не будем забывать, что милосердие было его основным качеством, о чём хорошо было известно Кришне: "...правдоречивый, ... соблюдающий обет и милосердный даже по отношению к врагам" (Дронапарва, гл. 155, шл. 18 - 24). Вайкартана едет вместе с Шальёй и Балахакой. Он отдаёт себе отчёт, что его могут убить первым, поэтому он ожидает, что Шалья отомстит за его смерть - вот почему у них возникает разговор, что будет делать Шалья, если Карну убьют на переговорах. В центре эпизода находится Балахака, он же Ашвасена - сын Такшаки (Рамы Джамадагни). Его мать погибла при ограблении Кхандавы, а сам он спасся благодаря её мужеству и самопожертвованию. Ашвасена - преданный друг Карны, о чём он сам говорит после его гибели.

    Сторонники пандавов сомаки желают Арджуне убить Карну мечом. Это как раз аргумент в пользу того, что встреча Арджуны и Карны носит характер переговоров, а не поединка, Они должны сойтись на близкое расстояние, только потом у Арджуны будет возможность убить Карну мечом и сорвать переговоры. Кауравы ожидают, что пандавы признают поражение, будет заключён мир, потом состоится суд над ними и братья отправятся в изгнание.

    Подъезжая к месту переговоров, Шалья намекает Вайкартане, что можно убить Арджуну стрелой, но Карна отвечает, что ему "плутовство не к лицу". Царь мадров действует как провокатор. Из дальнейшего станет понятно, что он находится в сговоре с Кришной и они действуют по одному плану. Если Карна послушает его, то он - нарушитель дхармы. А соблюдение воинской этики для Карны было делом чести. С другой стороны царь мадров мог помешать ему это сделать. И тогда репутация Карны испорчена.

    Фактически Кришна под прикрытием переговоров приготовил для Карны ловушку. В Ашвамедхикапарве Кришна об этом скажет своему отцу, что Карна "принял смерть, как мотылек в огне" (гл. 59, шл. 13 - 24). То есть, доверился людям и не ожидал от них опасности. Обычно угрозы других не видит тот, кто сам не хочет нанести вреда другим. План убийства Карны Кришна вынашивал давно. В Дронапарве после убийства Гхатоткачи он говорил Арджуне: "А ведь представится один удобный случай для его убиения. Когда колесо его колесницы погрязнет в выбоину, ты, действуя особенно внимательно, должен будешь убить его, оказавшегося в бедственном положении, в то время как сам он будет вовсе невнимательным. И ты заранее получишь от меня знак"! И далее он перечисляет убитых по разработанному плану Джарасандху, Шишупалу, Экалавью, Хидимбу, Кирмиру, Баку, Алаюдху, Гхатоткачу. Все они были убиты обманным путём ("при помощи различных изобретательных средств" (гл. 155, шл. 25 - 30).

    Когда колесницы сблизились, сын Такшаки вместе с Карной сошёл на землю для переговоров. Подойдя к колеснице Арджуны Ашвасена сбил диадему с головы Арджуны, лишая его властных полномочий. По знаку Кришны Арджуна убивает его. В этот момент Шалья оказывает помощь мятежникам, отвлекая Карну, который оказался на земле безоружным. Возмущению Вайкартаны нет пределов: как можно убивать потомка рода Брахмы и участника переговоров о мире! ("дхарма не всегда даёт защиту"). Арджуна, Кришна, двойник Юдхиштхиры убивают его все вместе, используя разные виды оружия (Анджалика одновременно похоже на меч, пику и чакру).

    Убийцы отпускают Шалью и он мирно уезжает на колеснице. У Кришны есть план, как использовать предателя дальше.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (56): вперёд»
Соккар 20-04-2019-13:57 удалить
Долго обдумывал... Был вариант, написанный несколько лет назад, но я его полностью переписал, поскольку работа над воинскими эпизодами внесла много корректив.
HOOSH 20-04-2019-23:17 удалить
Исходное сообщение Соккар
Воины обеих сторон поддерживали пандаву и каураву. Сомаки призывали Арджуну снести голову Карны одним ударом меча, кауравы кричали Вайкартане, что, победив своего противника, он вынудит его отправиться в изгнание.

Очень сильно царапнула разница возгласов, поддерживающих сражающихся. И действительно, нелогичность дальнейшего повествования вызывает недоверие: бой ли это?
Соккар 20-04-2019-23:26 удалить
Я читал эти главы много раз. Но каждый раз что-то виделось по-новому. Потом когда пишешь, тоже что-то замечаешь. На прогулке снова обдумывал, перечитывал написанное. Все нелогичности, противоречия о чём-то говорят. Всё это нужно совместить, вспомнить кое-что из прошлых глав. Центральный момент, конечно, это история с Балахакой. И везде есть связь с Кхандавой и теми убийствами.
А крики сомаков и кауравов тоже важны, это как бы возгласы свидетелей.
В двух частях написать не получилось, это как снимать слои на иконах. Снимаешь один слой, а там другой более древний, потом ещё один... Вообще трудный эпизод, он чем-то напоминает "игру в кости".
Huhrigina 21-04-2019-00:46 удалить
Завязшее колесо... как то мне вспоминается выражение "вставлять палки в колёса"
А в Удйога парве даже видно, как "зловредная четвёрка" опасается своих же. Вероятно, противостояние в среде Куру было очень сильным и партия Дурйодханы должна была стеречься своих же.
"-- Свяжут нас четверых, да и выдадут Юдхиштхире" -- говорит ДУхшасана.
Ведь даже после "первой игры в кости" Пандавам фактически возвращают оружие. И помещают, кажется, под домашний арест, не очень строгий. Они вед охотились? Или вроде этого.
На повторной "игре" четвёрка всё же настояла. И кажется всё закончилось смертным приговором или кажется весьма бойко к нему шло.
Соккар 21-04-2019-09:01 удалить
В Удьйогапарве противостояние между "злокозненной четверкой" и остальными кауравами, скорее, авторское, чем в реальности. Дурьйодхана и остальные соглашаются со старшим поколением, и далее на поле Куру войско возглавляют сначала "старики", а потом уже "молодые".
Я думаю, повторная "игра в кости" - это как в суде "в связи с вновь вскрывшимися обстоятельствами" и далее идёт решение суда в более строгом варианте. А в первом случае был более мягкий вариант, пандавов лишали собственности, но они могли жить в Индрапрастхе, второе решение суда иное: изгнание, им нет места среди людей.
Huhrigina 21-04-2019-11:07 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Думаю, не изгнание, а именно смертный приговор, или заключение в какой-нибудь крепости. Просто изгнать таких опасных людей? Да они не просто преступны, они опасны.
Именно поэтому Кришна постоянно поминает "смоляной дом", то есть погребальный костёр.
Или же это было бы изгнанием в како-то определенное место, которое нельзя покидать.
Соккар 21-04-2019-11:15 удалить
Очень похоже, что в то время у них был не смертный приговор, а именно изгнание в леса. Подразумевалось, вы нарушили человеческие законы и теперь ваше место среди зверей. Это несколько похоже на ссылку в Сибирь до революции или высылку преступников из Англии в Австралию. Если уж проводить параллели...

История со "смоляным домом" несколько смещена в эпосе в другую сторону. Юдхи предлагает поджечь оружейный склад, а потом уже "смоляной дом" и Пурочану. Смысл этого следующий: пандавы охраняли этот склад и воровали оружие, а когда Пурочана обнаружил пропажу, Юдхи понял, что надо решать вопрос как можно быстрее. Сжечь склад, самим сбежать, оставить шесть трупов. А уж позже брахманы стали перекладывать вину на якобы предумышленное убийство пандавов Дурьйодханой и его людьми.
OKSOMORON 21-04-2019-22:12 удалить
Мне очень жаль, что погиб честный и смелый герой Карна. Печально.
[374x500]
Huhrigina 21-04-2019-23:38 удалить
Ответ на комментарий Соккар # "Вы нарушили человеческий закон, и теперь ваше место среди зверей"
Звучит то конечно пафосно, но на деле то это всё равно, что выслать разбойника на большую дорогу. Обретайся, мол, с себе подобными. Да, он уж обретётся так обртётся.
Да и к животным и "зверям" тогда отношение было вообще то другое. Люди с удовольствием сравнивали и себя и друг друга с животными и нисколько от этого не комплексовали.
В лесах, конечно, не комфортно, но ведь это как сказать.
Судя по тому, сколько народу тогда шлялось по джунглям, в то время леса были вполне обитаемы людьми. Как при этом выживали животные, это отдельная тема.

Мне представляется, что пожар в Варанавате, это классический побег из тюрьмы. Устроить пожар склада и жилого дома,и под таким прикрытием осуществить побег. Тюрьму тоже сжечь, оставив трупы.
Насчет Англии и Австралии -- тут немного иначе. Вообщето, англичане вешали преступников без разбора, и мужчин и женщин, причем за преступления за которые в России не казнили вообще (наказывали, но иначе). После открытия колоний ситуация изменилась немного, потому что понадобилось заселять новые земли. Приговоренным нашлось новое применение. Ведь из Австралии не сбежишь обратно в Англию, да и находились эти сосланные под присмотром и конвоем. Так просто гулять и общаться с кем захочется им не позволяли.
TAISA_ANDRYEYEVA 22-04-2019-00:30 удалить
С Вербным Воскресеньем Вас,Петр!!!
В этот праздник от души хочу пожелать благих намерений души и добрых вестей от мира, крепкого здоровья Вам,Вашей семье и светлых надежд для сердца!!!
148133067_292251512kCy6vP41 (145x140, 28Kb)
Исходное сообщение HOOSH
Сомаки призывали Арджуну снести голову Карны одним ударом меча, кауравы кричали Вайкартане, что, победив своего противника, он вынудит его отправиться в изгнание.

Да уж, контраст - явственней некуда. Похоже, Кауравы до последнего стояли на том, что "родичей убивать нельзя". Это рождает вопрос: кто в таком случае взял с Карны слово не убивать Пандавов? Уж не Дурьйодхана ли? Велел непременно брать их живыми для суда?
HOOSH 22-04-2019-20:38 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, я думаю все же, что обещание не убивать пандавов с Карны взяла Кунти, но уже, по-видимому, позже, когда дела пандавов пошли не слишком хорошо.
Вот ее размышления:"...Один лишь этот нечестивец Карна, с его ложным представлением, постоянно следует заблуждениям злобного сына Дхритараштры и ненавидит пандавов! Всегда упорствующий в том, чтобы причинить большой вред пандавам, Карна к тому же особенно силен. Это и сжигает меня теперь. Отправлюсь я, чтобы умилостивить Карну, и, раскрыв ему правду, я надеюсь сегодня склонить его сердце-к пандавам...

... Так почему же тот, кто был возвращен мне как сын в моем девственном чреве,
не послушается моих слов, несомненно приемлемых и полезных для братьев его?».

О пользе самого старшего сына мата Кунти думает в последнюю очередь.
Соккар 22-04-2019-22:04 удалить
Я думаю, Карна не убивает пандавов по простой причине: они не встречают его лицом к лицу, а бегут от него, повернувшись спиной. Вот он и говорит, что герои не наносят удара тому, "...кто повернулся спиной, или брахману, или тому, кто (в знак покорности) сложил ладони, кто просит пощады или бросил оружие". А пленить их он не мог, слишком быстро бежали. Милосердие его объясняется воински кодексом чести. Этот вопрос мы обсуждали много раз. С одной стороны он обещал Кунти пощадить её детей, а с другой стороны обещал Дурьйодхане убить их. Но они бегут от него, повернувшись спиной, вот он и не может исполнить слова, данное Дурьйодхане. Обещания Кунти пощадить пандавов в реальности не было, это выдумка брахманов, чтобы объяснить "чудесное" спасение пандавов.
Соккар 22-04-2019-22:09 удалить
Ответ на комментарий OKSOMORON # OKSOMORON, мне тоже жаль его. Карна - самый интересный персонаж эпоса, и самый таинственный. Он и самый человечный, без него эпос даже трудно представить. Для меня он как мой современник.
Соккар 22-04-2019-22:10 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # TAISA_ANDRYEYEVA, спасибо за поздравление. Вас тоже с праздником. Пусть в Вашей жизни будет много радостных дат!
Соккар 22-04-2019-22:13 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, я уже говорил, служба в Варанавате не была тюрьмой. Пандавы ездили на охоту, встречались с Вьясой, они приглашали к себе в гости людей. Нет ни одного указания на то, что они были в тюрьме. Да и за что их могли посадить в тюрьму. Вы слишком увлекаетесь. Да и нет свидетельств, что тогда были тюрьмы.
Ответ на комментарий Соккар # Дурьодхана, помнится, намеревался им Нюрнберг устроить.
Но насчет "быстро бегали" - видимо, так и есть. Первое предположение оказалось самым верным. :)
Соккар 23-04-2019-11:34 удалить
Я думаю, выжившие потомки участников битвы на поле Куру рассказывали своим родственникам подлинную историю битвы. Они знали, что Карна преследовал пандавов, но те слишком быстро бежали и Карна не мог их догнать или предполагал, что если слишком долго будет преследовать их, то может сам попасть в засаду. А история с Кунти выдумана задним числом для того, чтобы победители могли таким способом получить долю той славы, которую заслужил Карна, носитель воинской чести. Кстати, чуть позже станет известно, что Дурьйодхана придерживался тех же принципов в отношении славы, что и Карна. Для них она была неразрывно связана с честью. Можно сказать, что их рыцарским девизом было: честь и слава. В этом смысле суд над пандавами для Дурьйодханы тоже был делом чести.

В приведенной выше цитате слова "или брахману" явно инородны. С какой стати брахман должен был выйти на поле боя. Скорее там стояло, трусу и ли сдающемуся в плен, или раненому... Хотя, может имелось в виду, что-то в роде полковых священников 19 века, начала 20 века.
В приведенной выше цитате слова "или брахману" явно инородны. С какой стати брахман должен был выйти на поле боя.

На поле - вряд ли, но, например, в захваченном лагере противника их могла обнаружиться прорва. Помимо прочего мирняка, который тоже надо брать под защиту.
Соккар 23-04-2019-11:51 удалить
Для нас эти слова не слишком принципиальны, главное, что догадка в отношении помилования пандавов Карной оказалась верна. Кстати, если Кришна говорил, что Карна проявляет милосердие даже к врагам, то дальше будут слова того же Кришны, который скажет Юдхиштхире, что не следует проявлять милосердия к родственникам, если они сражаются на противоположной стороне. Это всё, что нужно знать о том, кто пришёл защищать дхарму:-))) И вот такими сравнениями нужно разговаривать с кришнаитами. Интересно смотреть, как они будут выкручиваться.
Исходное сообщение Соккар
Это всё, что нужно знать о том, кто пришёл защищать дхарму:-))) И вот такими сравнениями нужно разговаривать с кришнаитами. Интересно смотреть, как они будут выкручиваться.

Никак.
Видела я их рассуждения. "Все, кому не нравится Кришна - демоны". Иного от них не добьешься. Ладно, я демон, я уже давно знаю. :)
HOOSH 23-04-2019-14:17 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, ага, или "Неуверовавшие переводчики априори не могут правильно перевести священные тексты"...
Кришнаитские рассуждения начисто лишены логики, даже самой элементарной.
Соккар 23-04-2019-14:54 удалить
В биографии Кришны (Хариванша) есть много различных сюжетов, где он один или вдвоём с Баларамой убивают неких демонов. А по факту оказывается, что это их политические соперники. И в Махабхарате это тоже заметно, особенно в случае с Джарасандхой и Шишупалой, которых тоже демонизировали различными способами. Удивительно, как можно восхищаться этим персонаажем! Кришнаиты или слепы, или глупы. Их наивность и вера в Кришну лишает их критического подхода к объекту их поклонения. Но у нас впереди будет Анугита, где вся философия Кришны лишится своего лоска. Она меньше подверглась обработке, чем Бхагавадгита. Там есть и дидактические главы, и философские (они же политологические).

Кстати, если Вибхандака = Рама Джамадагни, то Ришьяшринга - сын Вибхандаки, а ракшас Аламбуса, погибший в ночь нападения Гхатоткачи на лагерь кауравов, тогда внук Рамы Джамадагни. И вот как выкручивались авторы эпоса, когда якобы во время переговоров в Хастинапуре Рама Джамадагни поддерживал Кришну.

А будет ещё любопытный персонаж Уттанка (между прочим, Бхаргава), который устроил перепалску с Кришной в 14 книге и охотился за серьгами.
Huhrigina 23-04-2019-19:11 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар,
Ну, полагаю, тюрьмы в том или ином виде сопровождают человечество на протяжении почти всей его истории. Иногда это импровизированные тюрьмы.
Служба в Варанавате не была тюрьмой. Это была служба.
Пандавы прожили год или около Варанавате, откуда поехали на сваямвару и женились. Потом вернулись в Хастинапур, где жили како-то время в мире и согласии с Кауравами.
Потом отправились в Индрапрастху, где и начинается и расцветает их двойная жизнь.
За эту двойную жизнь их призывают в Хастинапур на "игру в кости", где им сначала удалось отвертеться и им вернули оружие и имущество. И во время этой "игры" их содержали достаточно мягко.
А затем Пандавов призвали на вторую игру, которая по сути означала для них "Смоляной дом", то есть погребальный костёр, то есть казнь или что-то очень плохое. Но им организовали побег, устроив поджоги в городе. На месте пожара оставлили трупы заранее убитых людей.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 24-04-2019-11:29 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, "А затем Пандавов призвали на вторую игру, которая по сути означала для них "Смоляной дом", то есть погребальный костёр, то есть казнь или что-то очень плохое. Но им организовали побег, устроив поджоги в городе. На месте пожара оставлили трупы заранее убитых людей".

Никакого погребального костра после суда пандавам не грозило, а вот кастрирование было. Не зря же Духшасана говорил о бесплодных сезамовых семенах и называл Бхимасену "коровой". Нет никаких намёков на поджоги в городе, ни одного. Есть слова о том, что они идут в темноте, буквально держась друг за друга. Можно предположить подземный ход.

И в Хастинапуре после сваямвары они не жили какое-то время. Дхритараштра через Видуру передал, что они могут жить в Кхандаве. Там, видимо, были незаселённые или слабо населенные места. Это была своего рода ссылка подальше от столицы.
Huhrigina 24-04-2019-13:17 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар,
Насчет кастрированная, не знаю. По некоторым косвенным данным (это не слова Духашасаны на игре) может и было, а может и нет. Я не считаю, что Духшасана мог насмехаться над увечным, хоть и негодяем. Он был умен, а ещё Маккиавелли писал, что врага можно убить, если. это необходимо, но никогда и ни при каких обстоятельствах не следует над ним глумиться, а затем оставлять в живых. Духшасана был более чем умен, чтобы понимать такие вещи, да и остальные Кауравы тоже. Ведь по сути, Маккиавелли не говорит ничего нового, он лишь суммирует то, что всегда так или иначе было известно. Кастрировать, насмеяться, а затем отправить на все четыре стороны -- это чистой воды безумие и я просто знаю, что Кауравы не могли так поступить. Нужно учитывать реальные характеры людей.
Поджоги в Махабхарате описаны, это пожар в Варанавате, хотя на самом деле это был Хастинапур. Одно и то же событие дважды описано в эпосе. Да, ониидут по подземному ходу.
Полагаю, после сваямвары Пандавы жили какое-то время в Хастинапуре. Наверное, это было лучшее время в их жизни.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 24-04-2019-20:09 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, пожар был в Варанавате. Вы создаёте лишние сущности без необходимости:-)) Нет никаких указаний, что пожар был в Хастинапуре. Видура посылает гонцов в Варанавату, а потом сообщение о пожаре приходит в Хастинапур. Пандавы не жили в Хастинпуре после сваямвары, об этом в тексте ничего нет. Никакой необходимости так считать тоже нет.


Комментарии (56): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 20. "Карна! О Карна!" | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»