• Авторизация


ПУШКИНИАНА 11-01-2009 12:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (135x175, 3Kb)

 

МИФЫ О ПУШКИНЕ
МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ
 
О ПОЭТЕ И ТОЛПЕ
 
 
 «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...»
В связи с этой строкой немало сказано, написано - и о том, как ценил Пушкин народную любовь к себе, и как он сочувствовал   свободолюбию русского народа, признавал его решающую роль в истории.
 
 Очередной миф!
 
Уже в 1823 году с разочарованием и горечью написано...
 
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды..
 
 Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками и бич.
 
И в другом стихотворении – почти дословное повторение...
 
... Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками и бич. ( «Моё беспечное незнанье." Тот же год - 1823).
 
 Ещё одна очень популярная легенда: Пушкин видел в поэте не только вырзителя народных дум и чаяний, но и провозвестника высоких нравственных идеалов, властелина умов.
 Но поэт явно «упрямится» И людей начинает раздражать это его неповиновение подобному своему предназначению: «И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поёт?/ Напрасно ухо поражая, / К какой он цели нас ведёт? / О чём бренчит, чему нас учит?...
 На все эти призывы к «учительству» и «воспитательству» Пушкин с иронией и презрением отвечает в 1828 году в стихотворении «Поэт и толпа».
 
Молчи, бессмысленный народ,
Подёнщик, раб нужды , забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы  всё – на вес...
 
 Чернь возмущена:
 
Но если ты небес избранник,
Свой дар божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй:
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны...
... Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
 
 Но поэт гордо отворачивется от толпы: « Подите прочь -какое дело/
Поэту мирному до вас!/ В разврате каменейте смело, / Не оживит вас лиры глас!»...
 
 Поэт, по убеждению Пушкина, призван не для того, чтобы служить чьей-то пользе:
 
 Не для житейского волненья,
 Не для корысти, не для битв,
 Мы рождены для вдохновенья,
 Для звуков сладких и молитв.
 
 Чистое искусство, искусство для искусства – и никакой ПОЛЬЗЫ!
 Об этом же восклицает его Моцарт:
   
    Нас мало избранных счастливцев праздных,
    Пренебрегающих презренной ПОЛЬЗОЙ,
    Едингого прекрасного жрецов. ( «Моцарт и Сальери»).
 
           (Миф «О поэте и народе» будет продолжен)
 
 
 
 Один из автопортретов  А.С. Пушкина
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (47): вперёд»
word-man 11-01-2009-13:04 удалить
Ёлки зелёные! Это что ж делается? Ничего не поменялось с тех пор! Всё-таки, Пушкин - гений. Смотрел в корень.
А_Гусев 11-01-2009-13:32 удалить
СПАСИБО, ЛЁНЯ! И ТЫ В КОРЕНЬ СМОТРИШЬ!
Азма 11-01-2009-13:33 удалить
Истина всегда актуальна!
А_Гусев 11-01-2009-13:36 удалить
До истины ещё далеко...
word-man 11-01-2009-13:59 удалить
А_Гусев, да ладно, чего там... Но спасибо :)
Ника1313 11-01-2009-14:29 удалить
Хм-м... у меня опять ощущение, как и в предыдущих постах, что вы несколько... передергиваете, скажем. Оба стихотворения написаны подряд в 23 году в Одессе, как отклик на поражение революции в Испании. Пушкину 24 года. Он сослан в душную, пыльную тьмутаракань, задыхается от нехватки общения с близкими по мировоззрению людьми. Согласитесь, после близкого дружеского общения с Карамзиным, Жуковским, Вяземским, Тургеневым - лучшие умы! - оказаться в захолустье, где карты, попойки, волокита за юбками и дуэли - единственно приемлемый образ жизни, это наводит на некоторые размышления о публичных заявлениях за которыми обязательны вот такие последствия, на размышления по поводу "а стоило ли?" И этими, написанными по конкретному поводу строками ( Свободы сеятель пустынный), вы хотите опровергнуть те, что были написаны за полгода до смерти и неопубликованы при жизни (Памятник)?
Ника1313 11-01-2009-14:37 удалить
Истина всегда лежит посередине, верней содержит в себе и то и другое. Все это имеет место быть. Годы спустя другой гений понял, в чем корень зла и вместо упреков "мирным народам" построил в Ясной Поляне школу, написал "Азбуку" и остальные детские книжки". Для этого понимания ему понадобилась целая жизнь.
А_Гусев 11-01-2009-14:52 удалить
Боже упаси - не собираюсь опровергать "Памятник". К тому же строка "Чувства добрые я лирой пробуждал" никакого отношения к свободолюбию, к сочувствию "чаяниям" и пр. не имеет. Это о других чувствах - милосердии, любви, товариществе... И, если вы заметили, я не вмешиваюсь в творческий процесс Пушкина -только цитирую. Причем в хронологическом порядке. "Передёргиваете", по-моему слишком сильно сказано и звучит обидно. А "к чему стадам дары свободы" - гораздо шире конкретных событий. В этом я уверен! Похожие мысли прозвучат и в 1836 году - "ИЗ ПИНДЕМОНТИ"... Зависеть от царя, зависеть от народа - не всё ли нам равно? Спасибо - с вами интересно беседовать!
А_Гусев 11-01-2009-15:16 удалить
[Ника1313][/b], То есть начал заниматься не своим делом - чепухой и чудачествами ( школа всё равно провалилась), отказавшись от главного предназначения своего гения - писательства. Всё эти его "маши и медведи" так жалко выглядят! А "Евангелие от Толстого"! В
Ника1313 11-01-2009-15:18 удалить
Исходное сообщение А_Гусев К тому же строка "Чувства добрые я лирой пробуждал" никакого отношения к свободолюбию, к сочувствию "чаяниям" и пр. не имеет. Это о других чувствах - милосердии, любви, товариществе...
Что в мой жестокий век восславил я Свободу... куда уж конкретней о свободолюбии! Да и вообще по отдельно взятым строкам нельзя судить о мировоззрении поэта. Гении нетерпеливы - им нужно все сразу и сейчас. Опережая других, раздражаются на непонимание. В этом их трагедия. И творить они могут лишь по собственному вдохновению, а не выполняя социальный заказ. А основная масса не может соответствовать высокому полету их мыслей. Им же непременно нужно, чтоб вслед за ними немедленно выстроился косяк... Хорошо если вовремя понимают, что так все равно не будет, и в то же время хватает сил придерживаться своей выбранной линии, не стараясь никому угождать. Извините за резкое слово - не хотела обидеть - просто другого нужного не нашлось.
Ника1313 11-01-2009-15:29 удалить
Исходное сообщение А_Гусев [Ника1313][/b], То есть начал заниматься не своим делом - чепухой и чудачествами ( школа всё равно провалилась), отказавшись от главного предназначения своего гения - писательства. Всё эти его "маши и медведи" так жалко выглядят! А "Евангелие от Толстого"! В
Мне кажется вы неправы, но не очень уместно здесь говорить о Толстом. И тем не менее - он понял, что для того, чтоб его произведения было кому читать и понимать, нужно воспитывать людей с другим, подобным своему мировоззрением. Начал сеять разумное, доброе, вечное. И нужны были эти Маши и медведи! Учить детей читать по "Псалтыри" - это ли не бред. Чтоб детям было интересно читать - им надо читать о понятном и привычном для них - вот и появились все эти Филиппки, котята, Маши... Вы не представляете как я сейчас задыхаюсь без таких книжек для маленьких детей... Но возвращаясь к теме - вы же сами цитировали Пушкина - его заметки "о народном воспитании" - и он думал о том, что надо менять ситуацию с "мирными народами"
Ника1313 11-01-2009-15:35 удалить
Исходное сообщение word-man Ёлки зелёные! Это что ж делается? Ничего не поменялось с тех пор! Всё-таки, Пушкин - гений. Смотрел в корень.
:))))))))))))))) Почему-то Пушкина мне понимать легче :)))) Наверно, никак не смирюсь с мыслёй, что ты - тоже гений :)
А_Гусев 11-01-2009-16:00 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Ника1313 Исходное сообщение word-man Ёлки зелёные! Это что ж делается? Ничего не поменялось с тех пор! Всё-таки, Пушкин - гений. Смотрел в корень. :))))))))))))))) Почему-то Пушкина мне понимать легче :)))) Наверно, никак не смирюсь с мыслёй, что ты - тоже гений :) ************* Так со всеми гениями, Марина! Смиришься - никуда не денешься.
word-man 11-01-2009-18:58 удалить
Ника1313, спасибо за подаренные тобою котурны, до этого у меня их не было.
Ника1313 11-01-2009-19:03 удалить
Да пожалуйста. Для друзей ничего не жалко :))))) Носи на здоровье.
Цитата "И тем не менее - он понял, что для того, чтоб его произведения было кому читать и понимать, нужно воспитывать людей с другим, подобным своему мировоззрением. Начал сеять разумное, доброе, вечное." Как видим, опыт не удался. Пушкин на то и гений, чтобы в любом возрасте видеть глубже и дальше. Толстой этим не отличался, он был трудягой, талантливым трудягой и теоретиком. Учил как жить и воспитывал чужих детей, а в своём доме не смог быть хорошим отцом и мужем. Пушкин, по-моему, и не надеялся на то, что его поймут любители золотого тельца, хотя в то время их, идолопоклонников, было ничтожное количество и они не были так меркантильно тупы, как сейчас. Он понимал, что человек -это не животный потребитель материи, а дух и душа. А душа способна существовать только творя.
А_Гусев 11-01-2009-21:31 удалить
Людмила_Есипова, Спасибо за содержательный комментарий. Хочется возразить по поводу Льва Толстого: общепризнанный гений мировой литературы. Гений + "трудяга"! Пушкин же в мировой литературе известен гораздо меньше.
word-man 11-01-2009-21:38 удалить
Исходное сообщение Ника1313 Да пожалуйста. Для друзей ничего не жалко :))))) Носи на здоровье.
Свои отдаёшь?
А_Гусев 11-01-2009-21:56 удалить
[b][user=Ника1313, Да, вы правы, слово "свободолюбие" у меня в том контексте - неуместно. Хотя и "восславить свободу" можно толковать по-разному, например как свободу личную, но навряд ли как борьбу за свободу народа. Заодно и о Толстом. В этом плане с вами не поспоришь - правы! Хотя и во времена Толстого были писатели, сочинявшие книжки для малышей. Я говорил лишь о том, что он отрывал себя от главного дела жизни - писательства. А извиняться не нужно - вы же правы, и ценнее ваших комментариев для меня нет, потому что мало кто знает Пушкина так тонко и обстоятельно, как вы. Что бы я без вас делал!?
Ника1313 11-01-2009-22:22 удалить
Исходное сообщение word-man Свои отдаёшь?
Где уж нам, лапотным... Да и размерчик не тот.
Ника1313 11-01-2009-22:27 удалить
А_Гусев, Про Толстого - я не думаю, что он отрывал себя. Человек делает то, что ему интересно в этот момент. Всему свое время. А про Пушкина - вы мне льстите, но приятно... спасибо.
tanikota 12-01-2009-00:18 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # http://www.liveinternet.ru/images/w2.gif Для того, чтоб его произведения было кому читать и понимать, воспитывать людей с другим, подобным своему мировоззрением. Начал сеять разумное, доброе, вечное. И нужны были эти Маши и медведи! Учить детей читать по "Псалтыри" - это ли не бред. Чтоб детям было интересно читать - им надо читать о понятном и привычном для них - вот и появились все эти Филиппки, котята, Маши... Вы не представляете как я сейчас задыхаюсь без таких книжек для маленьких детей... Как раз ЭТИМ занимается Екатерина Вощинина - пишет для маленьких детей... http://www.liveinternet.ru/users/tanikota/blog#post93731583
Ника1313 12-01-2009-06:52 удалить
tanikota, Спасибо, но она пишет стихи. Стихов и сказок сейчас издается достаточно. Нет интересных коротких рассказов про детей и про людей, про их ваимоотношения, про обыкновенную повседневную жизнь.
tanikota 12-01-2009-14:40 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # Она пишет именно рассказы. Была выпущена "Повесть о Шурочке" в изд-ве Сатис, СПб, 2005г. Стихи - это только крохотная часть её творчества для детей.
word-man 12-01-2009-17:35 удалить
Ника1313, уж не из лыка ли твои котурны?
Ника1313 12-01-2009-17:44 удалить
word-man, Вздохнув* видать, точно гений...
Ника1313 12-01-2009-17:46 удалить
tanikota, спасибо за инфрмацию.
word-man 12-01-2009-21:14 удалить
Ника1313, в своей жизни мне доводилось общаться с настоящим гением в искусстве (имено таким, каким гениев описывают), кроме того я общался и продолжаю общаться с очень талантливыми людьми. Благодаря этому общению завышенная самооценка мне не грозит. Посему предлагаю прекратить наш бессмысленный флуд в ветке, посвященной, на самом деле, очень интересной теме.
А_Гусев 12-01-2009-23:46 удалить
word-man, Безгранично тебе благодарен, Лёня. Тема и впрямь остановилась...
word-man 13-01-2009-00:29 удалить
А_Гусев, да не за что :) Жаль, что я не могу сказать что-либо содержательное про биографию Пушкина, поскольку знаю её на поверхностном уровне. Я знаю только одно: Пушкин - главный гений русской литературы, а может быть и всемирной. Может быть, даже и хорошо, что Пушкин непереводим на другие языки. Он, как бы остаётся нашим тайным сокровищем, предметом нашей "эзотерической" гордости. Солнечный Пушкин - наше тайное оружие. Может быть, благодаря ему мы и в космос первые вышли.


Комментарии (47): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПУШКИНИАНА | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»