
МИФЫ О ПУШКИНЕ
МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ
О ПОЭТЕ И ТОЛПЕ
«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...»
В связи с этой строкой немало сказано, написано - и о том, как ценил Пушкин народную любовь к себе, и как он сочувствовал свободолюбию русского народа, признавал его решающую роль в истории.
Очередной миф!
Уже в 1823 году с разочарованием и горечью написано...
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды..
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками и бич.
И в другом стихотворении – почти дословное повторение...
... Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками и бич. ( «Моё беспечное незнанье." Тот же год - 1823).
Ещё одна очень популярная легенда: Пушкин видел в поэте не только вырзителя народных дум и чаяний, но и провозвестника высоких нравственных идеалов, властелина умов.
Но поэт явно «упрямится» И людей начинает раздражать это его неповиновение подобному своему предназначению: «И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поёт?/ Напрасно ухо поражая, / К какой он цели нас ведёт? / О чём бренчит, чему нас учит?...
На все эти призывы к «учительству» и «воспитательству» Пушкин с иронией и презрением отвечает в 1828 году в стихотворении «Поэт и толпа».
Молчи, бессмысленный народ,
Подёнщик, раб нужды , забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё – на вес...
Чернь возмущена:
Но если ты небес избранник,
Свой дар божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй:
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны...
... Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Но поэт гордо отворачивется от толпы: « Подите прочь -какое дело/
Поэту мирному до вас!/ В разврате каменейте смело, / Не оживит вас лиры глас!»...
Поэт, по убеждению Пушкина, призван не для того, чтобы служить чьей-то пользе:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Чистое искусство, искусство для искусства – и никакой ПОЛЬЗЫ!
Об этом же восклицает его Моцарт:
Нас мало избранных счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной ПОЛЬЗОЙ,
Едингого прекрасного жрецов. ( «Моцарт и Сальери»).
(Миф «О поэте и народе» будет продолжен)
Один из автопортретов А.С. Пушкина