сальери
МОЦАРТ И САЛЬЕРИ: КТО КОМУ ЗАВИДОВАЛ?
Вена, осень 1823 года. Газетное сообщение: «Антонио Сальери, первый капельмейстер императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта».
Вена, 1823 год. Газетное сообщение, спустя несколько дней: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло».
Попытка не удалась. По приказу императора его поместили в дом умалишённых.
Я уверен - сюжет трагедии Пушкина основан на слухах: о том, что Сальери завидовал Моцарту, что он публично освистал «Дон Жуана» (опера Моцата), на выше упомянутом признании сошедшего с ума Сальери (газетное сообщение).
Ведь всего семь лет отделяли это подхваченное прессой «признание» от появления пушкинского «Моцарта и Сальери». О нём ещё говорили, спорили.
Первоначальное название «Моцарта и Сальери» – «Зависть»...
А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую, глубоко,
Мучительно завидую... ( Пушкин. «Моцарт и Сальери»).
Мотив убийства, как теперь говорят, - налицо.
Но вот вопрос – были ли у выдающегося и прославленного композитора Антонио Сальери основания завидовать Моцарту?
Сальери – автор 45 опер, многие из которых, например «Данаиды» выдержала 127 представлений, имела оглушительный успех во Франции, Италии, в Москве, Петербурге.
6 февраля 1786 года состоялось соревнование. С одной стороны, итальянская опера Сальери, с другой, немецкая – Моцарта.
Сальери – громкий успех и признание. Моцарт – провал.
Учениками Сальери, а не Моцарта становятся – Бетховен, Шуберт, Мейербер, Лист.
Бетховен был одним из самых преданных – в течение десяти лет. И с неизменной гордостью повторял: «Я ученик Сальери!»
Сальери создал свою «итальянскую» школу оперного искусства, воспитал целое поколение музыкантиов, певцов, композиторов. За уроки никогда не брал платы.
Конечно, Сальери сознавал, что Моцарт был гением!
Но это он, а не Моцарт в 1778 году стал придворным капельмейстером – Моцарт же только мечтал о должностях, стремился к ним, упорно, но...тщетно.
«Для императора существует только Сальери!» - с обидой и досадой пишет Моцарт отцу.
Мотивы для зависти, как видим, были. Только – у кого? И ещё вопрос – зависти к ч е м у?
Пушкин не случайно убрал первоначальный заголовок своей маленькой трагедии – «Зависть»...
МОЦАРТ
Исходное сообщение Interesting_for_you спасибо за информацию. Было интересно почитать Вас.Очень рад, что заинтересовал вас этой сложной проблемой
Исходное сообщение Душица .Всё верно. Я это и не опровергаю. Ведь речь о другом - о зависти Моцарта к Сальери. И о пушкинской трактовке причин этой ЗАВИСТИ. Спасибо вам!
Исходное сообщение Lamantin777 А_Гусев , спасибо за добрые слова. Впрочем, мой комментарий далеко не компетентный. Не берусь ни спорить, ни настаивать. Может, я и не прав. Просто наитием своим поделился, если уместно так выразиться.В таком случае с "наитием" у вас всё в порядке. А без такого "наития" и компетентности не будет. Спасибо вам!
Исходное сообщение Anjelika_v Сальери. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ФОТОГАФИЯ! СПАСИБО ОГРОМНОЕ!
Исходное сообщение Anjelika_v Моцарт ВОТ ТАКОГО МОЦАРТА Я И ХОТЕЛ! СПАСИБО ВАМ!
Исходное сообщение СОБАКИ_ДЕНДИ_НЬЮС Счас на меня нападут. За крамольную еретическую нелюбовь к Пушкину.)))Никто не обязан любить Пушкина! И тем более нападать на тех, кто его не любит.Это дело вашего художественного вкуса)))