[показать]
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ В МИРЕ ВЕЩЕЙ
Писатель очень часто верит: определённые предметы, цвета обладают особой силой. Как много значат для него и цвет обоев, и картина на стене, и освещение. Гофман, например, работал в комнате, оклеенной чёрными обоями, а на лампу надевал то белый, то зелёный, то голубой абажур. По обстановке в кабинете писателя нередко можно догадаться, что его в настоящий момент занимает. Так, Анатоль Франс, работая над своей «Жанной д’Арк», окружил себя огромным количеством предметов из средневековья.
В былые времена поэты отличались манерой одеваться. В глубокой древности они носили на голове повязку, в средние века писателя можно было узнать по чернильнице и пуку перьев у пояса.
Аполинер носил серо-голубой жилет с металлическими пуговицами, уверяя, что это форма голландской Ганзы, но не объяснял при этом, почему считает нужным носить эту форму.
Пьер Лоти садился за письменный стол в восточном одеянии.
Готье – презирая сюртуки и котелки, ходил в чёрной бархатной куртке и в туфлях из золотистой кожи, ничем не прикрывая длинноволосой головы, но зато не расставался с зонтиком, который всегда, независимо от погоды, держал раскрытым. Как-то он заказал себе необыкновенного покроя жилет из пурпурного атласа.
Отсюда понятно ревностное отношение писателя к одежде своих персонажей. С какой тщательностью занимается он в своей лаборатории «искусством кройки и шитья» костюма героя...
Костюм сливается с персонажем, как бы прирастает к нему, создавая облик, дорисовывая портрет, характер. Разве можно не запомнить
белый плащ с кровавым подбоем Понтия Пилата, клетчатые подтянутые брючки и жокейскую шапочку Коровьева («Мастер и Маргарита» . М. Булгакова), лаковые штиблеты с замшевым верхом апельсинового цвета Остапа Бендера и лунный жилет, обсыпанный серебряной звездой Воробьянинова («Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова)?
А воплотившаяся мечта Павла Ивановича Чичикова о наивысшем шике – выдуманный Гоголем фантастический фрак не существующего в природе цвета наваринского дыму с пламенем!
Какие порывы пошленькой души героя, какие её взлёты озарены этим ослепительным пламенем!
Цвета одежды, кстати, её оттенки в каждую эпоху имеют своё символическое значение, свой убедительный подтекст. Ренессанс, например, любил пурпурно-красный, тёмно-голубой, ярко-оранжевый и удушливо-фиолетовые цвета. Считалось, что именно они – наиболее жизнелюбивы.
«Человек – мера всему»! И он погружён в это ярчайшее зарево, отражающее кипение страстей. Любовь, эротика властвует над миром.
Белое с голубым... Особый смысл в этом сочетании видит Франсуа Рабле, вдохновенный певец Ренессанса.
«Цвета Гаргантюа, как вы знаете, были белый и голубой, – этим отец хотел дать понять, что сын для него – радость, посланная с неба; надобно заметить, что белый цвет означал для него радость, удовольствие, усладу и веселье, голубой же – всё, что имеет отношение к небу» («Гаргантюа и Пантагрюэль»).
Великан Гаргантюа носил куртку белого атласа и штаны из белой шерстяной материи, скроенные в виде колонн. На башмаки его пошло несметное количество ярко-голубого бархата, на камзол – ярко-синий бархат с вышитыми кругом прелестными веточками винограда. Пояс ему сшили из шелковистой саржи (ткань с мелкой диагональю – А.Г.), наполовину белой, наполовину голубой. Шляпа у Гаргантюа была из белого бархата, а плюмажом (украшением) служило красивое голубое крыло пеликана, которое свешивалось над правым ухом.
Мелькают времена – являются соответствующие им цвета. Рококо вместо ярко-оранжевого, сверкающе бело-голубого выдвигает бледно-желтый (мелочная зависть), утончённые оттенки телесного или блошиного цвета (эпоха расстаётся со светлой надеждой на будущее, остаются только сомнения). Карнавалы цветов, оттенков, тонов одежды продолжаются и по сей день. Продолжаются они и на страницах книг – в костюмах литературных персонажей.
Портрет-костюм может предстать самой неожиданной метафорой. Михаил Булгаков, например, живописует в «Мастере и Маргарите» облик бухгалтера Прохора Петровича: вместо человека – сидящий за огромным письменным столом пустой костюм, который, погрузившись в работу, водит по бумаге сухим пером. Пройдёт время, и бухгалтер вернётся в свой костюм, на место, как некогда нос гоголевского майора Ковалёва. Только ничего от этого не изменится, потому что пустое место – сам бухгалтер. Костюм – это просто альтернатива Прохору Петровичу, как и он ему: оба прекрасно взаимозаменяемы.
[показать]