• Авторизация


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. МИФЫ О ПУШКИНЕ. МИФ ВТОРОЙ. 19-12-2008 13:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[302x276]

                           МИФЫ О ПУШКИНЕ

                                МИФ  ВТОРОЙ   

  О СОЧУВСТВИИ УГНЕТЁННОМУ                          НАРОДУ                    

Юношеский протест Пушкина против «ужасов крепостного права» («Деревня» - «здесь рабствго тощее влачится по браздам неумолимого владельца) – со временем сменился убеждением: никаких «ужасов» крепостничества в России нет! В 1836 году он решительно осудит Радищева и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
 «Путешествие в Москву, причина его несчастья и славы, есть, как мы уже сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетование на несчастное состояние народа, на насилия вельмож и проч., преувеличены и пошлы...
 Он как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием; не лучше ли было указать на благо, которое она в состоянии сотворить?...
... Проступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым».
( Пушкин А. С. Александр Радищев. Полн. Собр. Соч., т.7, стр. 358-359).
   Пушкин уверяет, что в России крестьянские повинности вообще не тягостны» ( «подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен...)
...« Взгляните на русского крестьянина; есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи?...
«Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения... Благосостояние крестьян тесно связано с благососотянием помещиков: это очевидно для всякого»  (Пушкин А.С. Путешестввие из Москвы в Петербург. Там же. Стр. 291).
 Русские демократы всполошилсь...
Блистательный критик Писарев был, пожалуй, первым, кто уличил и высмеял Пушкина за то, что в «Евгении Онегине» тот проглядел такое страшное явление, как крепостничество, не пожелал «бунтовать» против позора России.
   С этой вот «ошибкой» Пушкина, с его «промашкой» за годы всего своего существования яростно сражалась советская школа. И надо сказать преуспела. Миф о Пушкине, борце против крепостного права, нет-нет да всплывает и сегодня.
 А начал эту кампанию ещё Валерий Брюсов, замечаиельный русский поэт.
В 1922 году ему уже явно было не до «чистого искусства» и
символизма – очень хотелось  в угоду советской власти «реабилитировать» оболганного Писаревым Пушкина.
 Аргументы Брюсова, конечно же, анекдотичны: милейшая помещица Ларина из «Онегина», которая «била, осердясь, служанок», ключница из того же «Онегина», которая не может говорить о барине иначе, как в выражениях чуть ли не благоговейных», «крестьянская дева, что прядёт при лучине, в то время, как зал в доме Лариных для танцев был освещён не лучинами», «пастух, поющий про волжских рыбарей, т.е. – в своей убогой доле вспоминает вольницу Стеньки Разина...
 Странно всё это. О какой ненависти Пушкина к крепостничеству можно говорить, если он сам, будучи помещиком, обращался порой со своими крепостными так, как требовали обстоятельства и его личные интересы: «Заложил я моих 200 душ, взял 38.000» ( письмо П.А. Плетнёву, 16 февраля 1831 ).
 «Я имею 220 душ в Нижегородской губернии, из коих 200 заложены в 40.000. По распоряжению отца моего, пожаловавшего мне сие имение, я не имею права продавать их при его жизни, хотя и могу закладывать как в казну, так и в частные руки» ( письмо Е.Ф Каверину, 6 ноября, 1836).
    Совсем недавно одна учительница литературы раздраженно сказала мне на курсах: - А как  прикажете тогда понимать слова поэта – «И неподкупный голос мой был эхом русского народа.»? Разве это не проявление его солидарности с угнетённым народом?
- Проявление, - ответил я. – Только другой солидарности.
Пришлось пояснить, что это строка из непрограммного стихотворения – «К  Н.Я Плюсковой» (1818) , где поэт воспевает императрицу Елизавету Алексеевну, известную своей добротой, милосердием и благотворительностью. Солидарность, стало быть, проявлена по несколько иному поводу.
«Я пел на троне добродетель с его приветною красой»...
 Народ обожал благодетельницу-императрицу, и Пушкин считал себя эхом этого обожания.
 А Плюскова была фрейлиной императрицы и усердно помогала ей в её деяниях.
 
                               ( продолжение следует)
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Shuurey 21-12-2008-10:54 удалить
Ника1313, Спасибо,Вы подали отличную идею -посмотреть,как идет развитие мироощущения при взрослении.Задание на рождественские каникулы))))Вот только боюсь грустного итога. "Обыкновенная история" Гончарова может получиться.
Ника1313 21-12-2008-11:56 удалить
Shuurey, Может и так, но может - именно вы и поставите чашу, в которую когда-нибудь упадет последняя капля... Я воспринимать Пушкина стала только после того, как почувствовала, что он был живым человеком, услышав в телеспектакле, как лицеисты обзывают друг друга кличками, как в любом другом классе, до этого было - заколебали своим классиком... у меня есть пост об этом http://www.liveinternet.ru/users/2562249/post77301332/
А_Гусев 21-12-2008-11:59 удалить
Исходное сообщение Shuurey .Я не люблю его гражданскую лирику -идеи полностью за это время доказали свою несостоятельность и даже жестокость.Воплотили цареубийство,освободили крестьян...Бойтесь прижизненного исполнения своих желаний.
Какое цареубийство? "самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу"? Так это про Наполеона! Освобождение крестьян? Так Пушкин был всей душой против - разве мой пост не доказывает это? Декабризм - величайшее зло и несчастье России ( это тоже от Пкшкина) - я документы позже покажу. Пушкин т и велик, что его идеалы нашли подтверждение сегодня: революция , бунт- зло ( не приведи Бог!), демократия - зло ... Пушкин это на двести лет раньше понял и писал об этом... А само выражение "гражданская лирика" политики и революционеры придумали и школу ею одарили. У Пукшкина - ЛИРИКА, и этим всё сказано.
А_Гусев 21-12-2008-12:02 удалить
Tomas, Да, с предстоящими переводами классиков на современный русский придётся согласиться...
Ника1313 21-12-2008-12:14 удалить
Исходное сообщение А_Гусев А само выражение "гражданская лирика" политики и революционеры придумали и школу ею одарили. У Пукшкина - ЛИРИКА, и этим всё сказано.
Вот тут я с вами не согласна. И я люблю его Гражданскую лирику - больше того именно с нее началось мое увлечение Пушкиным. После просмотра спектакля о Лицее я вытащила наугад томик Пушкина и прочитала "К Чаадаеву". До того как начали проходить в школе. Все - наповал! Точно - ТАК написать мог только гений - так я тогда и подумала. Не случайно это стихотворение разошлось в списках по всей России - его хранили даже те, кто боялся слово сказать против существующего порядка. Это о чем-то говорит?
А_Гусев 21-12-2008-12:26 удалить
Ответ на комментарий Tomas #
Исходное сообщение Tomas Лично меня как обывателя - весьма удивляет "новая тенденция" превращать Пушкина в некого секс-монстра, который бросался на все что движется. Есть такие моменты в последнее время в "новых исследованиях". ********************* ТОМАС, современные исследователи здесь отдыхают... Первый монументальный труд "Дон- жуанский список Пушкина" в 1923 году написал П.К. Губер. Это очень серьёзная, умная, научно обоснованная, правдивая и совершенно не пошлая книга, основанная на письмах самого Пушкина, его откровенных рассказах о своих пассиях , свидетельствах его близких друзей и, конечно же, на недавно "открытом" "дон-жуанском списке" самого Пушкина. Это рассказ о тех"прототипках" (извините за такой неологизм) лирики Пушкина, без которых её вообще бы не было. Это, кстати, и о роли биографических деталей в понимании творчества поэта. Честно говоря, я этой темы в своих постах касаться не хочу, она изучена, и никаких мифов здесь уже нет. Не стоит, мне кажется, обсуждать её и в комментариях - да пошлостей и гадостей об этом сегодня пишут много. Но что делать? "Ужаснрый век, ужасные сердца", как сказал некогда сам Пушкин... Кто либит и читает Пушкина, тому это не навредит. Беда для тех, кто читают только "про это"... но им уже не поможешь.
Tomas 21-12-2008-14:15 удалить
А_Гусев, спасибо вам за профессиональный ответ.
Velaska 21-12-2008-16:57 удалить
В школе мы кратко изучаем биографию Пушкина, больше произведения. Поэтому мало о нем знаем. Хорошая статья!:good:
tanikota 21-12-2008-18:52 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # "Действительно многое является поэту от Бога, и он сам не может объяснить откуда что взялось" - этим и отличается ПРОСТО ПОЭЗИЯ от произведений гениального поэта... Когда пишет ГЕНИЙ, он "становится" рядом с Творцом, т.е. через Гения творит Бог и возникает Со=Творчество. И уже может быть и не всегда важно, "как" и "что" осознавал поэт в эти моменты, важнее, что испытывает читатель, соприкасаясь с этими боговдУхновенными строчками. Знание же фактов биографии, повлиявших на создание того или иного произведения, всего лишь подтверждает факт, что чаще именно трагические обстоятельства жизни, и даже - ЛЮБОВЬ, дают толчок полету души, который запечатлевается в "бессмертных строках".
А_Гусев 21-12-2008-19:14 удалить
tanikota, Всё это прекрасно и красочно сказано. И не раз в том или ином виде здесь звучало. Вы пишете -"даже ЛЮБОВЬ даёт толчок полёту души, который запечатлевается в "бессмертных строках". Я не пойму - почему "даже", если в с я любовная лирика Пушкина только на этом и построена. Как, впрочем, и лирика любого поэта. И вы абсолютно правы по поводу "фактов биографии"... Без них не было бы ни "Онегина", ни "Пиковой дамы", ни "Сказки о царе Салтане", не было бы, ни "Графа Нулина", ни "Выстрела", вообще - почти всей лирики Пушкина.. Спасибо вам!
tanikota 21-12-2008-20:01 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Я имела ввиду "даже любовь" в том смысле, что она - Любовь, несет на себе трагическую печать судьбы Гения и практически НИКОГДА не приводит к семейному счастию, в обычном житейском понимании.
А_Гусев 21-12-2008-20:06 удалить
Татьяна, А разве у Пушкина не было великого множества "счастливых любовей"? Всё ли так трагично?
tanikota 21-12-2008-21:53 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Просто любовей было много, как положено поэту, но это же были прелюдии к настоящей трагической Любви.
Да, в нашей жизни вообще много мифов. Мне почему то Пушкин никогда не нравился, как человек, хотя это смешно говорить, так как я его лично не знала (ну если бы жила в то время...))) Но по моему, здесь уже важен, наверное, не сам человек, а его творчество. Власть меняется - мифы тоже, а произведения "даже в огне не горят..."
А_Гусев 23-12-2008-21:07 удалить
Ответ на комментарий WORLD-OF-THE-DREAMS # [QUOTE]Исходное сообщение WORLD-OF-THE-DREAMS Да, в нашей жизни вообще много мифов. Мне почему то Пушкин никогда не нравился, как человек, хотя это смешно говорить, так как я его лично не знала (ну если бы жила в то время...))) Но по моему, здесь уже важен, наверное, не сам человек, а его творчество. Власть меняется - мифы тоже, а произведения "даже в огне не горят..." Да, ты права. "Рукописи не горят"( "Мастер и Маогарита")... А Пушкин,как человек, если верить современникам, очень многим досадил, нанёс оскорбления, обиды и многим не нравился. На то и причины были...
Lonely_Violet 24-12-2008-17:23 удалить
Кстати сейчас как раз Пушкина проходим))) Буквально сегодня рассказывала его стихотворение №К Чаадаеву". Вот честно говорю, обожаю этих поэтов. ( Блока, Ахматову, Пушкина, у Есенина есть хорошие вещи) Они писали очень красивые стихи и они действительно их писали...Их творения будут жить вечно и всегда будут актуальны, на мой взгляд)
А_Гусев 24-12-2008-20:23 удалить
Lonely_Violet][/b], Очень хорошо. А как ты понимаешь фразу ... И братья меч вам отдадут!( "В Сибирь")?
Mona_Lizzeta 25-12-2008-22:03 удалить
Да, мифов действительно очень много... И раньше слепо верила школе. Причем, наша учительница всегда просила нас говорить о писателе, как о ЧЕЛОВЕКЕ, а не о ПРЕДМЕТЕ ПОКЛОНЕНИЯ. Но о Пушкине всегда говорили исключительно хорошее, а слухов столько оказывается! Теперь буду знать:) Спасибо!
А_Гусев 25-12-2008-23:25 удалить
Mona_Lizzeta, Я не предаю слухи - я показываю и цитирую только лишь письма самого Пушкина и подлинные документы. Спасибо за отклик!
word-man 26-12-2008-05:02 удалить
А_Гусев, спасибо за пост. Я по-новому взглянул на "наше всё".
А_Гусев 26-12-2008-11:33 удалить
[b]word-man, Спасибо, Лёня. Твоё мнение для меня очень важно.
word-man 26-12-2008-21:18 удалить
Исходное сообщение А_Гусев [b]word-man, Спасибо, Лёня. Твоё мнение для меня очень важно.
:)
Lonely_Violet 26-12-2008-21:44 удалить
Lonely_Violet, Не знаю....я произведение это не читала, но первое что пришло в голову было : " Наверно отдадут всё, чтобы их близким было хорошо....последнее отдадут""...наверно это....
А_Гусев 26-12-2008-23:11 удалить
Lonely_Violet][/b], Ладно, Настенька, тебе как другу я объясню. Когда арестовывали дворян, над их головами ломали шпаги. Вот Пушкин и вселял в декабристов надежду - мечи ( или шпаги) будут когда-нибудь возвращены и вместе с ними произойдёт возвращение в дворянство, восстановление в правах. А как вам в школе объясняют? Вы ведь сейчас как раз Пушкина проходите. А это - одно из самых известных его стихотворений - "В Сибирь"...
Ника1313 26-12-2008-23:21 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Когда арестовывали дворян, над их головами ломали шпаги.
Уточнение - не когда арестовывали, а когда зачитывали приговор - 13 июля 1826г. Пятеро декабристов были повешены, над остальными, теми, кто был лишен чинов и дворянства, совершался обряд гражданской казни - ломали шпаги и срывали с мундиров эполеты.
А_Гусев 26-12-2008-23:38 удалить
Ника1313][/b], СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА УТОЧНЕНИЕ! Но до каких пор мы будем за учителей литературы делать их работу!? А представляете, сколько ещё подобных вопросов нуждается в "уточнении" и сколько ещё школ, где изучая Пушкина, не слыхали о стихотворении "В Сибирь!?
Ника1313 26-12-2008-23:41 удалить
Абсолютно не представляю, что такое может быть...
Barucaba 26-12-2008-23:44 удалить
Возможно, что-то похожее здесь уже упоминалось. Я считаю, что гениями не становятся, а рождаются. На чем основан выбор природы (Бога) вряд ли кто-то сможет объяснить. И главный интерес может представлять исследование именно творческого процесса и самих произведений. А биография гения вопрос второстепенный, разве каждый поэт всегда откровенен в своих стихах и высказывает исключительно свои мысли? Мне кажется гениальность и заключается в том, что человеку дано выразить мысль, которая станет потом каким-то эталоном и пополнит копилку всеобщей мудрости человечества.
Ника1313 27-12-2008-00:26 удалить
Исходное сообщение Barucaba Я считаю, что гениями не становятся, а рождаются. А биография гения вопрос второстепенный...
Возможно и рождаются, но возможно и становятся - и подтверждать это может такой факт биографии, что в доме, где мальчику не возбраняется присутствовать среди гостей, а даже поощряется это, часто бывают такие люди как Карамзин, Дмитриев, Тургенев, дядя-поэт Василий Львович. Могли ли другие дети похвастаться такими условиями? Или то, что отец, прекрасно знавший литературу, постоянно что-то цитировавший, сам читал детям Мольера, и что библиотека в доме была отличная, и что на момент поступления в Лицей Пушкин ее почти всю прочитал. И что преподаватели в Лицее тоже были не последние в своем деле спецы - Лицей ведь замышлялся как учебное заведение для младших братьев царя. И не случайно, что среди лицеистов Пушкин - далеко не единственный поэт. Он даже печататься стал не первым. Так что, мне кажется, что это его собственный выбор, а не Бога.
Shuurey 27-12-2008-08:04 удалить
Между прочим,"И братья меч вам отдадут" для меня всегда ассоциировалось с тем,что,несмотря на гражданский позор,их дело сохраняется и друзья хранят боевое оружие.Точно помню,что разбор этого стихотворения не проводился.Но тут уже нужно уточнить-да,шпаги сломаны,дворянства лишены.И далее два варианта -либо римский -сохранение оружия опального его единомышленниками до возвращения,либо до достижения совершеннолнтия его сыном,либо возвращение шпаг как символа дворянства. Вопрос -а что именно имел в виду сам-то поэт.Римскую историю они знали лучше,чем российскую. Да,по сути -а надо ли это?


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. МИФЫ О ПУШКИНЕ. МИФ ВТОРОЙ. | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»