[700x466]
[638x504]Друзья!
Приглашаем вас 11 ноября в 14 часов на семинар Ольги Будаевой "Права детей, оставшихся без попечения родителей".
Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, которые проживают в семьях, должна быть не только социальная, педагогическая или психологическая, но и юридическая.
Как защитить права подопечных детей?
Есть ли у них какие-нибудь особенные права?
Что должен знать опекун и попечитель об алиментных правах подопечных?
Жилье подопечных детей.
На встрече будут обсуждаться примеры решения правовых проблем детей-сирот. Помимо "теоретической" части мы обязательно обсудим конкретные примеры.
Если у вас есть конкретные вопросы по теме семинара, пожалуйста, присылайте их на почту marina.otkazniki@gmail.com или задавайте в этой теме до 9 ноября включительно.
Адрес: офис фонда, 2-я Брестская улица, д.39/4.
Ждем всех!
Семинар бесплатный.

Дорогие друзья!
Для тех, кто хочет посетить благотворительный гараж-сейл 17 и 18 марта, появилась программа! На некоторые мастер-классы и мероприятия нужно записаться заранее!
Спешите!
Программу можно посмотреть ТУТ

Друзья!
БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам" с большим удовольствием приглашает вас посетить интересное и уникальное в своем роде благотворительное мероприятие Garage sale - 17 и 18 марта!
Уже третий год подряд организаторы проводят Гараж, а собранные средства передают на проекты фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Как замечательно все было в прошлом году, можно прочитать здесь http://www.otkazniki.ru/index.php?id=550
Что такое garage sale? Это возможность купить новые или б/у (но в отличном состоянии!) демисезонные и летние детские вещи хорошего качества по очень, очень хорошим ценам. Такие цены не оставят равнодушным ни одного родителя !
А еще там можно просто пообщаться, получить слингоконсультацию, принять участие в разнообразных мастер-классах, перекусить вкусным пирогом и найти новых друзей.
Пришедших во второй день распродажи ожидает большой сюрприз - 18 марта многие вещи будут продаваться со скидкой от 30 до 50%!
Вход на мероприятие за символическую плату - 100 рублей с семьи. Фонду "Волонтеры в помощь детям-сиротам" будут переданы средства, вырученные от продажи входных билетов, вещей, сданных на благотворительность, и в буфете.
Это мероприятие проходит всегда в уютной атмосфере! Довольные купленными обновками посетители заходят в буфет, чтобы перекусить необыкновенно аппетитной выпечкой, принимают участие в мастер-классах, делают чудесные прически...
Приезжайте, будет здорово!
Адрес: метро Шаболовская или Тульская, ул. Хавская, д. 24, строение 2, с 11.00 до 18.00.
Подробнее: http://www.otkazniki.ru/forum/index.php?showtopic=19534
Известный священнослужитель иерей Михаил Шполянский, «на базе своей семьи» организовавший детский дом так называемого «семейного» типа, в котором воспитывается 11 детей, начинает отвечать на вопросы в разделе «Вопросы священнику» о проблемах сиротства, благотворительности, помощи приемным родителям и опекунам.
Отец Михаил будет консультировать будущих приемных родителей, опекунов и всех, кто интересуется проблемами сиротства, по вопросам:
— Как бороться со страхами и мифами о детях из детских домов?
— Как стать усыновителем или опекуном?
— Как выстраивать отношения с приемными детьми?
— Как решать проблемы в многодетных семьях?
— Как создать семейный детский дом, приют?
[250x191][quote]Что такое Детская деревня - SOS?
Подготовка материала: Марина Новокшонова
Почему детей бросают родители, почему они становятся никому не нужными – на этот вопрос с человеческой точки зрения трудно ответить. Так же как и на вопрос: что с этим делать? Над его решением уже который век бьются лучшие государственные умы разных стран. Однако никто из них не предполагал, что выход из этого положения удастся найти не маститому ученому, а никому не известному австрийскому студенту, который придумал уникальную модель воспитания для детей-сирот…
Каждому из нас известно одно: главное для ребенка, попавшего в беду или трудную жизненную ситуацию, – это настоящее родительское тепло и человеческое желание помочь. Именно с этих двух простых истин и началась история австрийского студента Германа Гмайнера и его Детских деревень. Во время II мировой войны молодой солдат Герман попал в Россию, где однажды его жизнь спас русский мальчик-сирота. Никто из них тогда не предполагал, что в этот момент на свет появились первые «ростки» необычного детского проекта, который охватит 132 страны мира.
Когда в один из зимних дней 1947 года в голове Германа окончательно оформилась мысль о первой Детской деревне, ему никто не поверил. Чиновники звонко захлопывали двери перед его носом. Тогда юноша решил действовать один. Ведь когда-то и он потерял свою маму. Потерял и одновременно нашел в лице своей старшей сестры. Основываясь на своем детском опыте, Герман был уверен – ребенок в этом мире всегда может найти родительское тепло. А еще замечательно – если у брошенного малыша появляется не только мама, но и братья и сестры, уютный домашний очаг и маленький мир вокруг них, оберегающий от бессердечия, социальных, финансовых и бытовых проблем. Похоже на сказку? Ничуть! Похоже на Детскую деревню – SOS. Ее модель проста и, как показали десятилетия работы проекта в разных странах мира, очень эффективна.
«Фундамент» Детской деревни – SOS построен из нескольких «кирпичиков». Самый главный из них – это Мама Детской деревни – SOS. Это призвание, образ жизни и профессиональная работа. Мама-SOS проходит тщательный и ответственный отбор специалистов. Эта женщина, выбравшая самую женскую стезю, живет вместе с детьми, воспитывает их, ведет домашнее хозяйство и отдает всю свою душу, как все другие мамы в мире. Потерявший родителей ребенок в Детской деревне вновь обретает семью.
Братья и сестры в Детской деревне – SOS есть у каждого ребенка. В SOS-семье живут и воспитываются 6-8 детей разного возраста, а родных братьев и сестер никогда не разлучают. В 15-16 лет старшие ребята из Детской деревни – SOS переходят в Дом молодежи, где они живут 3-4 года до получения профессии. В этот период им помогают в учебе, устройстве на работу и получении жилья. Так ребята привыкают к самостоятельной жизни, но родным домом для них остается семейный дом в Детской деревне, а самым близким человеком – SOS-мама.
Детская деревня – SOS – это 12-14 семейных домов и вместе с тем – мостик в окружающий мир, обеспечивающий надежную адаптацию детей в обществе. Деревня не изолирована от окружающего мира. Дети ходят в обычные школы, детские сады, кружки и спортивные секции, музыкальные школы.
А еще Детская деревня всегда открыта для друзей. Ведь, с самого начала она была народной моделью семейного воспитания детей. Знаете, какой у Германа Гмайнера был «стартовый капитал» на реализацию его масштабной идеи? Всего 600 шиллингов. Но этого оказалось достаточно. У населения Австрии проект юного Германа нашел самый живой отклик: число друзей Детской деревни росло день ото дня. И через нескольких лет эта идея облетела весь мир. А в 1994 году она пришла и в Россию. Так, в нашей стране появились 4 Детские деревни – SOS в Подмосковье, под Санкт-Петербургом, в Орловской и Мурманской областях. А еще 7 Домов молодежи и программы укрепления семьи и поддержки приемных семей. Вместе с ними в России появились и Друзья Детских деревень – SOS, большинство из которых – простые жители разных городов, которые помогают десяткам брошенных малышей по всей стране найти свою маму. Кто-то из них просто перечисляет небольшой денежный взнос, кто-то привозит книжки и игрушки, а кто-то участвует в интересных акциях. Так, в эти праздничные дни Детские деревни помогал «строить» необычный проект «Новогодние открытки-2008».
Независимо от своего участия все Друзья Детских деревень постоянно получают письма от своих подопечных с рассказом о том, как у них обстоят дела. И сами с удовольствием пишут ответы. Таким образом завязывается трогательная и очень нужная для участников проекта переписка – еще один, психологический, «кирпичик» Детской деревни Германа Гмайнера. Человека, с помощью простой модели соединившего тех, кто хочет помогать, с людьми, которым нужна помощь.
А сколько еще брошенных малышей в России найдут эту помощь и свой собственный дом с
[300x245]
Воспитывалась я бабушкой и дедушкой , двумя инвалидами, папа умер, мне не было и 2 лет, а мама вышла за другого и уехала в Выборг.Дедушка с бабушкаой года в три мне объяснили, что меня мама бросила, когда я подросла, говорили: скажи спасибо, что мы тебя в детдом не сдали.Так у меня появилось первое знание о том,что такое детдом.Там живут дети от которых отказались родители.На вопрос в детстве-есть ли у меня мама? Я говорила –нет.Было на нее очень обижена, ее лишили род. Прав, потом я ее простила, правда мы не видились с ней лет с 4 до 15.Сейчас она уже умерла, Царство ей Небесное.
Вообщем трудное детство, сложный переходный возраст,поэтому проблемы брошенного ребенка для меня понятны.
Закончила школу, пошла в медучилище. Там в больнице на практике, в палате лежала отказная 4-месячная девочка .Мы с подругой ее покрестили, навещали с мужем в доме ребенка и в детдоме. Хотели взять, но не взяли, были молодые( 20 лет). На мм сказалт-родите своих еще.Мы родили 2 дочек .Каждый раз муж ждал сына. Дочек он очень любит, но сказал, что третью девочку он не переживет. В обоих случаях мне говорили, что я бесплодная, тяжелые беременности, токсикозы, больницы, угроза выкидыша.Вторые роды тяжелее первых, вообщем мальчик казался недосягаемым.
Давно лет в 15, абстрактно я думала, что у меня будет двое своих и один приемный.
Даст Бог еще детей рожу, сын уже есть, и это главное.
Читала газету «Родительский мост», подписалась в Инте на рассылку «Россия без сирот». Глда 2 лазала по сайтам, сохраняла информацию( вдруг кому-то понадобится) по дет домам, где нужна помощь, какие документы нужно собирать. Подруга пошла в школу приемных родителей в Спб в приюте»Дом милосердия» и каждый день делилась впечатлениями. Я засела за компьютер за уже подзабытую тему. На сайте «вторая мама2 поразили глаза семилетнего Алеши, показала мужу: Краснодарский край далеко ехать -не поеду. Потом нашла мальчика похожего на мужа в г. Мценске Орловской области 5лет.Показала мужу- он удивился сходству. Потом попала на сайт НГОО «День Аиста» г. Новосибирска. Просмотрела все фотографии и на последней странице увидела Диму. Мужу говорю: смотри, тоже на тебя похож,только маленький, еще года нет.Такой маниакальной мысли взять приемного ребенка не было.Прошло время.Муж как-то утром говорит, мне 4 дня подряд снится Дима. Мы приезжаем к нему, он бежит ко мне навстречу, протягивает ручки :папа, папа.Я беру его на колени….
-Чего он мне снится?Я вроде и брать никого не хочу!
Но мы подумали, подумали и решили, может это судьба? Божья воля!
Взяла карту и ужаснулась, как далеко Новосибирск!!! Несколько тысяч километров, за Уралом, Сибирь!!! Около Китая! А в душе так спокойно, ощущение счастья..
Оставался 1 процент сомнений, пошла в «Родительский мост». Может, думаю в школу приемных родителей походить, или когда ехать –то? А там меня вразумили, пока Вы говорят в школу-то ходить будете, ребеночка то вашего заберут! Идите от нас звоните в Новосибирск! Если это Ваш ребенок поезжайте и забирайте!!
Документы в Питере мы оформили за 5 дней, собрали все справки, характеристики, в опке на 5 день выдали заключение, что я могу быть опекуном. Все справки собирали и на мужа тоже.Долго ждали справки из ГУВД о несудимости.25 декабря мы пришли в нашу опеку, 29 декабря получили заключение. 1 января умерла свекровь, 3 января старшая дочь попала в больницу, 4 января похороны. Билет я взяла на 20 января. Приехала в Новосибирск 23 января(3 ночи в поезде).Замечательный город, где мне встречались только добрые и отзывчивые люди из «Дня Аиста»,особенно Татьяна, которая приютила меня и очень мне помогала, Людмила Федоровна из Заельцовской опеки и многие другие. Отдельное спасибо Соловьевой Евгении Александровне президенту НГОО "День аиста" за ее воистину душеспасительный труд, помощи Божией Вам во всех делах, счастья, благополучия, всем детишкам на вашем сайте найти семью. Низкий Вам поклон.
23 января 2007 года с 9 утра до 15 часов провела в департаменте, получила направление на ребенка, с 15-17 была в опеке,отдала свои документы, написала заявление на опекунство. 18-20 была в доме ребенка. Познакомились с Димасиком,первое впечатление-похож на мужа, взяла на руки, целовала, носила на руках не спуская.
24 января 2007 10.часов в доме ребенка. Все документы на ребенка готовы, подписаны глав. Врачом отвезла в опеку, потом опять к Диме.
25 января 2007 была у Димы, кормила обедом.
26 января 2007 получила приказ главы администрации о назначении меня опекуном. В 14 часов забрада ребенка , и мы поехали с Татьяной в « день аиста» на Беседку.
27 января 2007 года утром заболели ветрянкой,поздно ночью мы поехали домой .
Приехали 30 января, нас встречал папа, дома ждали две сестры и дедушка, 2 февраля мы отпраздновали годик дома, как я и хотела.
Сейчас поправляемся,
| автор: Правикова Елизавета Sat, 20 Jan 2007, 10:36 |
Отправить по почте Версия для печати |
Материал журнала Нескучный сад, источник: Милосердие.ру
Зинаида Васильевна, мама 20 приемных детей, говорит: «Помните, как отвечает героиня фильма “Однажды 20 лет спустя”, когда ее спрашивают - чего вы ждете от жизни? Ребенка. Вот и я так же».
Баку—Пустынь
Несколько лет назад в сельском храме я увидела на службе немолодую женщину, а вокруг нее множество детей. Потом батюшка рассказал мне: она воспитывает 20 приемных детей. И когда на исповеди я пожаловалась на то, что не могу сладить со своими малышами, раздражаюсь, кричу на них, он сказал: «Тебе надо обязательно поговорить с Зиной». И я поехала поговорить.
Зинаида Васильевна Кидярова родилась в 1951 году в Баку. С мужем развелась, когда дочери был год, а сыну три, воспитала детей одна (точнее, с мамой). В1992 году, во время национального конфликта в Баку, переехала в Россию. Когда бежала из Баку, то дала обет: если со своими детьми спасется, возьмет ребенка из детдома. Тогда Зинаида Васильевна, конечно, не думала, что их будет столько.
[380x329] |
| Зинаида Васильевна со своими детьми: первый ряд слева направо: Валя, 14 лет; Зейнаб (Ксения), 15 лет; Света, 15 лет; Федор, 15 лет. Второй ряд: Сережа (старший), 19 лет; Вика, 16 лет; Зинаида Васильевна — мама; Саша (средний), 15 лет; Александр (старший), 17 лет. Третий ряд: Катя, 8 лет; Вика (младшая), 9 лет; Саша (внук), 8 лет; Сережа (младший), 13 лет. Сейчас Зинаида Васильевна опять хочет взять малыша, и дети мечтают о маленьком. Она уже для него одежду приготовила, но в детском доме малышей не дают |
В Рязанской области купили дом, обзавелись хозяйством. «И стал мне постоянно сниться сон -- является старец с младенцем на руках и говорит: “Этими детьми тебя благословил Сам Господь”. Сон повторяется, а я все думаю: “Господи, как же быть, дом-то еще не достроен?!” Обратилась к священнику из Москвы, который служил в то время в нашем сельском храме, он посмотрел на меня и говорит: “Это от вас не зависит, езжайте, берите детей”. Когда он так сказал, я опять поймала себя на мысли -- почему детей, я ведь собираюсь только одного ребенка взять?».
После этого Зинаида Васильевна поехала в Солотчинский детдом под Рязанью и взяла… Танюшу и Лешу (брата с сестрой). Когда увидела их, то поняла, что еще вернется за другими. Вот так они и приезжали с сыном Димой -- набегами: приедут, возьмут буквально первых, кого предложат. Ни одного ребенка сама она принципиально не выбирала: «Это ведь не фрукты-овощи, чтобы их выбирать, мама, когда носит ребенка, не выбирает, каким он будет».
Зинаиду Васильевну предупреждали, что дети сразу в семью не пойдут, что нужно время познакомиться, но на деле все выходило проще. Все дети соглашались жить у нее сразу. «Так получилось - зашли, Дима им улыбнулся, они в ответ ему улыбнулись и остались с нами». Сын Дима - большой помощник для мамы, он заменил в доме отца и стал примером для приемных мальчиков. Сейчас Диме 30 лет, дети его очень любят, он часто забирает кого-нибудь к себе погостить.
В 1997 году у Зинаиды Васильевны уже было шестеро приемных детей. Тогда они и переехали в село Пустынь, где Рязанский фонд поддержки детей-сирот построил им дом. Помогли
[350x268]Татьяна Карниз «У своего ребенка хлеб возьми, Чтобы отдать его чужому». А. Ахматова.
Вы приняли решение усыновить ребенка. У вас есть собственные дети и мотив вашего будущего поступка — помочь хотя бы одному брошенному ребенку обрести настоящее детство. Но как подготовить своего ребенка к приходу нового члена семьи? Как сделать так, чтобы, помогая одному малышу, не обделить другого, родного ребенка? Эти вопросы волнуют многих приемных родителей, которые понимают, что решение об усыновлении необходимо принимать всей семьей, и голос родного ребенка имеет немаловажное значение. Начать нужно с искреннего разговора с ребенком, объясняя ему на доступном языке, почему вы хотите взять осиротевшего малыша. Потом можно съездить с дочкой или сыном в детский дом или дом ребенка.
Несмотря на то, что они являются закрытыми учреждениями, при большом желании туда можно попасть. Это можно сделать через знакомых, или честно объяснить причину прихода в детское учреждение главному врачу (везде работают люди, и если вам сказали «нет» в одном заведении, это не значит, что вас не пропустят в другое). Вы можете принести в детское учреждение вещи, игрушки, книги (бывшие в употреблении или купленные) и таким образом попасть туда и показать своему ребенку, как живут дети-сироты. Визит в детское учреждение пойдет ребенку только на пользу.
Во-первых, это развивает в детях чувство милосердия и сострадания, качества, необходимые, чтобы человек стал Человеком. Часто современные родители не обращают должного внимания на воспитание этих качеств, делая упор на развитие интеллекта, коммуникабельности и всевозможных способностей, а потом удивляются, почему в их ребенке столько себялюбия и жестокосердия.
Во-вторых, ребенок сравнивает жизнь свою и жизнь детей-сирот. Он начинает понимать, что ему очень повезло, у него есть родители, свой дом. Он учится ценить то, что имеет, с большим уважением относиться к своим родным.
В-третьих, делая подарки сиротам, ребенок совершает хороший поступок. Это повышает его самооценку. (Спросите у детей, что хорошего они сделали в своей жизни. Многим будет нечего ответить). Ребенок, пусть даже на неосознанном уровне, понимает, что делать подарки другому человеку, так же приятно, как и получать.
В-четвертых, посещение детского учреждения формирует у ребенка реальную картину мира. В ней, кроме счастья, есть еще и боль, и предательство, и несправедливость, и от этого некоторые родители пытаются ребенка спрятать, не понимая, что ребенок все равно столкнется с реальностью. Но будет ли ребенок готов к этой встрече, если родители всегда надевали ему розовые очки? Мир — это не только Макдональдс и курорты, карусели и мультики, любящие папа и мама…
В 7–8 лет ребенок впервые серьезно сталкивается с социумом, идя в школу. Хорошо, если к этому времени у него сложилась реальная картина мира. Да, жизнь прекрасна, но в ней есть место как любви, так и ненависти, как добру, так и злу, не все тебя будут любить и понимать… Без розовых очков у ребенка будет меньше потрясений в будущем.
После посещения приюта, дома ребенка или детского дома, спросите у своего ребенка: хочет ли он помочь хотя бы одному ребенку? Чтобы у него была настоящая семья, свой дом, игрушки? Любой ребенок ответит: да. Потом вы можете пойти со своим ребенком в магазин и купить для будущего братика или сестрички подарки. Не забудьте сделать подарок и своему ребенку. Расскажите ребенку о всех тех плюсах, которого его ожидают после прихода приемного малыша. О том, что им будет весело играть вместе. О том, что они будут любить друг друга. О том, что они будут помогать друг другу. Также подготовьте ребенка к неприятным моментам, которые могут произойти. Приемный малыш может заболеть, и родителям придется больше времени проводить с ним. Малыш может очень плохо себя вести, капризничать, ломать вещи и игрушки, и т.д. Расскажите ребенку о всевозможных трудностях заранее, чтобы у него не было разочарований. И обязательно заверьте его, что все вместе вы справитесь с этими проблемами и будете очень-очень счастливы.
Если у вас есть знакомая семья, усыновившая ребенка и не скрывающая тайну усыновления, сходите к ним в гости. Попросите хозяев показать вам фотографии усыновленного ребенка. Рассматривая фотоальбом, обратите внимание вашего ребенка, каким был приемный ребенок, как только попал в семью и каким жизнерадостным и красивым стал теперь, обретя родителей и дом. Скажите ребенку, что очень многие люди усыновляют детей, но многие или почти все стараются об этом не говорить.
Также вы можете посмотреть с ребенком видеофильмы, где показана жизнь детей-сирот: «Дети на другом берегу» (видеоэнциклопедия для народного образования), «Маленькая принцесса» Альфонса Куарона,
| Галина Красницкая, Алексей Рудов, Антонина Щепина Благодарим Вячеслава Москвичёва, Сапара Кульянова за дельные советы. |
Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие приемные родители сталкиваются с непростым вопросом: каким именно они видят своего будущего малыша? Ребенка какого возраста лучше принять в свою семью? Будет это мальчик или девочка? Какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике? Будет он активный, шумный «заводила», а, может быть, наоборот, тихий и молчаливый «зубрилка»?
На выбор возраста усыновляемого ребенка часто влияют финансовые и бытовые возможности будущих родителей. Важную роль играет их жизненный и родительский опыт, их личностные установки и предпочтения. Мы хотим помочь Вам в выборе своего ребенка. Для этого попробуем в нескольких словах оценить плюсы и минусы усыновления ребенка того или иного возраста.
Ребенок от рождения до года
Усыновляя младенца, Вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом этого возраста является отсутствие у ребенка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не помнит негативных моментов своей пока еще короткой жизни. Ребенок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Усыновителям ребенка до года легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызовет у посторонних лишних вопросов. Немаловажным является и тот факт, что при усыновлении младенца между ним и приемными родителями очень легко возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети, лишенные родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Это весьма отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и Вам не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении.
К сожалению, не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Также следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляют себя только после года жизни ребенка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии ребенка могут проявиться позже.
Не столь важным, но все же значимым фактором является то, что до года у ребенка слабо проявляются особенности внешности и характер. Помните, что через год ребёнок может сильно измениться внешне. Следует отдавать себе отчет и в том, что вам придется потратить много сил на уход за ребенком (стирка пеленок, испачканного белья, приготовление пищи); ребенок может плохо спать, часто плакать, поэтому будьте готовы к недосыпанию. Практически невозможно совмещать работу и уход за младенцем.
От года до трех лет
У ребенка этого возраста уже видны особенности внешности, и усыновителям намного проще подобрать ребенка, похожего на
В то же время, в этом возрасте ребенок
Уход за ребенком этого возраста требует от родителей много внимания и сил и практически лишает их возможности позаботится о себе и других членах семьи: все время занимает подвижный и любознательный малыш. Ребенок может быть подвержен различным заболеваниям: простудам, инфекциям, что создает дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу. Кроме того, в 2,5–3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особого терпения и внимания к своему малышу.
Родителей, принявших решение усыновить ребенка от года до трех лет, подстерегает еще одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставания в развитии ребенка. Особенно эта проблема актуальна в случае