Слушаю "Анну Каренина" в исполнении Клюквина. Во время чтения 2-й книги, где Анна и Вронский отправляются к художнику Михайлову, я вспомнила, что Михайлов был и в первой книге - там он на курорте в Баден-Бадене влюбился в Кити, и вообще был показан довольно-таки сатирически и жалко.
У меня мелькнула мысль, что у Михайлова наверняка имелся прототип в реальности. Я спросила у Алисы, и она радостно подтвердила, что да, прообразом художника Михайлова послужил художник Иван Крамской. Очень меня это удивило, конечно, особенно учитывая, что Крамской написал весьма недурственный, а очень даже симпатичный портрет самого Толстого. Весьма недурственный. За что же он его так? Впрочем, приглядевшись внимательней, можно заметить, что усы у худенького Толстого (всегда поражавший меня оксюморон) здоровенные, как у Карабаса-Барабаса. Может, это такая мстя?
Поболтав с Алисой, я узнала, что известный художник-передвижник познакомился с Толстым, в 1873-м году, когда самому ему было было уже 46 (то есть человек был вполне зрелый). Он приехал в Ясную Поляну писать портрет писателя по заказу Павла Третьякова. Их общение и творческие дискуссии оказали значительное влияние на образ Михайлова в романе.
Черты сходства между Михайловым и Крамским:
Внешность и характер:
Михайлов описывается как невысокий коренастый человек с энергичными манерами, что соответствовало облику Крамского.
Оба изображены серьёзными, погружёнными в искусство, чуждыми светской суете.
Творческий метод:
Михайлов в романе пишет картину на евангельский сюжет («Увещание Пилатом»), которая вызывает споры из-за своего реализма. Это отсылает к известной работе Крамского «Христос в пустыне» (1872), которую также критиковали за неканоническое изображение Христа — более человечное и психологическое, чем божественное.
Толстой высоко оценил «Христа в пустыне», назвав эту работу «великой вещью».
Философские взгляды:
В романе Михайлов размышляет о искусстве, его роли и правде. Эти дискуссии отражают споры Толстого и Крамского об искусстве, интеллигенции и народе, которые велись во время сеансов портрета.
Через Михайлова Толстой выражает идею о том, что истинное искусство должно быть искренним, нравственным и понятным народу.
Отношение к светскому обществу:
Михайлов, как и Крамской, показан человеком, чуждым высшему свету. Он чувствует себя неловко в гостиной Вронского, где его искусство пытаются оценить с позиций моды и поверхностного вкуса.
Пока всё, но про то, что вылились мои дальнейшие диалоги с нейросетью об "Анне Карениной" я, надеюсь, ещё сподоблюсь написать.
Кстати, на иллюстрации портрет Крамского кисти нейросети Kandinsky.