• Авторизация


Урок рисования для тех, кто любит думать: 4 эксперимента с восприятием Александр_АЗ : 15-11-2025 21:03


Иногда кажется, что уроки рисования — это про «как правильно держать карандаш» и «как рисовать глаза».
Сегодня будет наоборот: урок для тех, кто любит эксперименты, заметки на полях и странные вопросы.

Это не классический «мастер-класс», а маленькое исследование:
что на самом деле рисует художник — глаз, рука или память?

Возьмите лист бумаги, простой карандаш и 30–40 минут тишины.

Эксперимент 1. Яблоко, которого ещё нет
Возьмите чистый лист.
Не глядя на реальное яблоко, нарисуйте яблоко по памяти. Как получится — так и правильно.
Теперь поставьте перед собой настоящее яблоко (или любой простой предмет: кружка, лампа, чайник).
Рядом на листе нарисуйте его ещё раз — уже с натуры.
А теперь сравните две версии.

Вопросы к себе (и в комментарии, если хотите):

Где больше деталей — в рисунке по памяти или с натуры?
Есть ли на «яблоке по памяти» то, чего нет в реальности? (идеально ровный круг, бликующий «по учебнику», идеальный листик…)
Как вы думаете, что рисует художник чаще: мир или свои представления о мире?


Эксперимент 2. Рисунок «без глаз» — чистый канал «рука → мозг»
Это упражнение любят давать в художественных школах, но редко объясняют, насколько оно философское.

Положите перед собой любую сложную вещь: вашу руку, ключи с брелком, кроссовок.
Поставьте карандаш на лист, посмотрите только на объект.
Теперь начните медленно обводить взглядом контур предмета — и одновременно вести линию на бумаге.
Не отрывайте карандаш и не смотрите на лист, только на объект.
Получится странный, «ломаный» контур, как будто рисовал человек в полусне.
Это нормально.

О чём этот эксперимент:

Вы отключили контроль «красиво / некрасиво» и оставили только честное движение глаза и руки.
На несколько минут линия стала почти регистрацией внимания, а не иллюстрацией.
Можно задать себе вопрос:

что, если в обычной жизни мы «рисуем» не то, что видим, а то, что разрешаем себе заметить?


Эксперимент 3. Нарисовать то, чего нет в природе
Интеллектуалам обычно нравится этот момент.

Попробуйте нарисовать не предмет, а понятие. Например:

«ревность»
«тишина перед грозой»
«одиночество в большом городе»
«чужая жизнь за стеной»
Выберите одно слово или фразу и дайте себе 10–15 минут.

Нельзя писать текст, нельзя рисовать «готовые иконки» (например, разбитое сердечко из смайликов).
Попробуйте придумать свой визуальный способ.

Вопросы:

Сначала приходят слова или образы?
Больше ли здесь абстракции (линии, пятна, ритмы) или всё равно тянет к «сюжету»?
Какая часть рисунка вам кажется «честной», а какая — иллюстрацией штампов?
Эксперимент 4. Мини-портрет вашей памяти
Это упражнение — мостик между рисованием и когнитивной наукой.

Вспомните комнату, в которой вы жили 5–10 лет назад (детство, общежитие, съёмная квартира).
Не подглядывая в старые фото, нарисуйте её план сверху: стены, окна, двери, мебель.
Потом — одну деталь крупным планом, которая всплыла первой:
ручка двери, старый стул, рисунок на обоях, вид из окна.
Это не про архитектурную точность.
Это про то, что мозг решил сохранить.

Подумайте:

Какие детали вы помните до миллиметра?
Какие — заполнили «как обычно» (типовой шкаф, окно, стол)?
Есть ли ощущение, что вы рисуете не комнату, а свой опыт в этой комнате?
Зачем всё это вообще художнику и «обычному человеку»
Если вы преподаватель, психолог, программист, философ или просто любите смотреть на вещи глубже, чем «красиво / некрасиво», то эти четыре эксперимента — почти как маленький МРТ вашего восприятия.

Рисунок по памяти показывает, какие шаблоны живут в голове.
Рисунок «без глаз» показывает, насколько вы доверяете собственному восприятию.
Абстрактное понятие в виде рисунка показывает, как мышление заворачивает смысл в образ.
План старой комнаты показывает, какой прошлый опыт до сих пор сидит в вас в деталях.


Приглашение
Если вам интересно продолжение в таком духе, напишите в комментариях:

Какой из четырёх экспериментов оказался для вас самым неожиданным?
Нашли ли вы в своих рисунках то, чего не ожидали увидеть?
Если вы не любите выкладывать рисунки публично, можно описать словами — иногда это даже интереснее.Превью Screenshot_1 (515x689, 283Kb)Превью Screenshot_3 (513x698, 313Kb)Превью Screenshot_4 (523x700, 344Kb)
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Урок рисования для тех, кто любит думать: 4 эксперимента с восприятием Александр_АЗ : 15-11-2025 21:02


Иногда кажется, что уроки рисования — это про «как правильно держать карандаш» и «как рисовать глаза».
Сегодня будет наоборот: урок для тех, кто любит эксперименты, заметки на полях и странные вопросы.

Это не классический «мастер-класс», а маленькое исследование:
что на самом деле рисует художник — глаз, рука или память?

Возьмите лист бумаги, простой карандаш и 30–40 минут тишины.

Эксперимент 1. Яблоко, которого ещё нет
Возьмите чистый лист.
Не глядя на реальное яблоко, нарисуйте яблоко по памяти. Как получится — так и правильно.
Теперь поставьте перед собой настоящее яблоко (или любой простой предмет: кружка, лампа, чайник).
Рядом на листе нарисуйте его ещё раз — уже с натуры.
А теперь сравните две версии.

Вопросы к себе (и в комментарии, если хотите):

Где больше деталей — в рисунке по памяти или с натуры?
Есть ли на «яблоке по памяти» то, чего нет в реальности? (идеально ровный круг, бликующий «по учебнику», идеальный листик…)
Как вы думаете, что рисует художник чаще: мир или свои представления о мире?


Эксперимент 2. Рисунок «без глаз» — чистый канал «рука → мозг»
Это упражнение любят давать в художественных школах, но редко объясняют, насколько оно философское.

Положите перед собой любую сложную вещь: вашу руку, ключи с брелком, кроссовок.
Поставьте карандаш на лист, посмотрите только на объект.
Теперь начните медленно обводить взглядом контур предмета — и одновременно вести линию на бумаге.
Не отрывайте карандаш и не смотрите на лист, только на объект.
Получится странный, «ломаный» контур, как будто рисовал человек в полусне.
Это нормально.

О чём этот эксперимент:

Вы отключили контроль «красиво / некрасиво» и оставили только честное движение глаза и руки.
На несколько минут линия стала почти регистрацией внимания, а не иллюстрацией.
Можно задать себе вопрос:

что, если в обычной жизни мы «рисуем» не то, что видим, а то, что разрешаем себе заметить?


Эксперимент 3. Нарисовать то, чего нет в природе
Интеллектуалам обычно нравится этот момент.

Попробуйте нарисовать не предмет, а понятие. Например:

«ревность»
«тишина перед грозой»
«одиночество в большом городе»
«чужая жизнь за стеной»
Выберите одно слово или фразу и дайте себе 10–15 минут.

Нельзя писать текст, нельзя рисовать «готовые иконки» (например, разбитое сердечко из смайликов).
Попробуйте придумать свой визуальный способ.

Вопросы:

Сначала приходят слова или образы?
Больше ли здесь абстракции (линии, пятна, ритмы) или всё равно тянет к «сюжету»?
Какая часть рисунка вам кажется «честной», а какая — иллюстрацией штампов?
Эксперимент 4. Мини-портрет вашей памяти
Это упражнение — мостик между рисованием и когнитивной наукой.

Вспомните комнату, в которой вы жили 5–10 лет назад (детство, общежитие, съёмная квартира).
Не подглядывая в старые фото, нарисуйте её план сверху: стены, окна, двери, мебель.
Потом — одну деталь крупным планом, которая всплыла первой:
ручка двери, старый стул, рисунок на обоях, вид из окна.
Это не про архитектурную точность.
Это про то, что мозг решил сохранить.

Подумайте:

Какие детали вы помните до миллиметра?
Какие — заполнили «как обычно» (типовой шкаф, окно, стол)?
Есть ли ощущение, что вы рисуете не комнату, а свой опыт в этой комнате?
Зачем всё это вообще художнику и «обычному человеку»
Если вы преподаватель, психолог, программист, философ или просто любите смотреть на вещи глубже, чем «красиво / некрасиво», то эти четыре эксперимента — почти как маленький МРТ вашего восприятия.

Рисунок по памяти показывает, какие шаблоны живут в голове.
Рисунок «без глаз» показывает, насколько вы доверяете собственному восприятию.
Абстрактное понятие в виде рисунка показывает, как мышление заворачивает смысл в образ.
План старой комнаты показывает, какой прошлый опыт до сих пор сидит в вас в деталях.


Приглашение
Если вам интересно продолжение в таком духе, напишите в комментариях:

Какой из четырёх экспериментов оказался для вас самым неожиданным?
Нашли ли вы в своих рисунках то, чего не ожидали увидеть?
Если вы не любите выкладывать рисунки публично, можно описать словами — иногда это даже интереснее.Превью Screenshot_1 (515x689, 283Kb)Превью Screenshot_3 (513x698, 313Kb)Превью Screenshot_4 (523x700, 344Kb)
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Редкий случай Долли_Дурманова : 03-10-2025 08:17


Поездка в центр Москвы. Выдюжила. Все свои дела сделала и знатно развлеклась. Вернулась живой. Далее будут фото.

фото и немного подробностей
комментарии: 19 понравилось! вверх^ к полной версии
Неубивайки Долли_Дурманова : 01-10-2025 10:17


Комментарий к предыдущему фото.

Орхидея-фалинопсис так рвалась к свету знаний, что своим рвением с месяц назад обломала веточку с будущими бутончиками об оконное стекло. Экспериментатор-цветовод Дурман ничтоже сумняшеся замотала скотчем, наложила растеньицу гипс. Так эта живучка расцвела и вон ещё сколько бутонов понавыростила на том скотче.

Сегодня захотела первый бутон сфотографировать, повернула, через несколько минут под собственным весом "загипсованная" ветка со стуком очутилась на полу. Не беда. Доцветут и в гранёном стакане. Орхидейка ещё выпустила шансов. 

На фото помимо ветки ещё несколько обломков быта. Сломанный термометр-лягушка и дырявая сушилка для ложек-вилок-ножей.

комментарии: 5 понравилось! вверх^ к полной версии
*** Долли_Дурманова : 01-10-2025 08:05


[525x700]
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Креатив на марше Долли_Дурманова : 30-09-2025 12:51


photo_5388962743115185139_y (525x700, 113Kb)

photo_5388962743115185140_y (525x700, 94Kb)

комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Невежество Долли_Дурманова : 26-09-2025 08:57


"Лапки и глазки, лапки и глазки!"

Н.В. Гоголь Мёртвые души

 

В который раз убеждаюсь - некультурная я женщина. 

Речь пойдёт о вещах, которые должна бы знать всякая дама, и о литературе. 

В маленьком шедевре Виктора Викторовича Конецкого "Фома Фомич Фомичёв в Институте красоты" упоминается прозрачный маркизетик. Я была свято уверена, что на соблазнительной приблатнённой девице жакет, который так и называется. Это была моя гипотеза. Ага, пароход там не плавал. Это, товарищи, ткань такая, оказывается.

Но самое страшное и позорное - незнание бессмертной пьесы Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума". Помните?

- Какой эшарп кузен мне подарил!

- Ах да, барежевый!

Учитывая своё абсолютное неумение разбираться в цветах и оттенках, я была свято уверенна, что "барежевый" - это какой-то оттенок какого-то цвета. С детства интересно было, какой он, этот барежевый. Воображение рисовало упоительные картиночки. Ан нет. Это, товарищи, ткань такая. Барежь.

Плохо у меня с текстилём.

И апофеоз. Я с ужасом осознала, что не знаю, что такое фермуар тёщи Кисы Воробьянинова. Ясно, что нечто драгоценно-украшательное. Пойду гляну, как выглядит на картинке.

комментарии: 8 понравилось! вверх^ к полной версии
Детские анекдоты с бородой Долли_Дурманова : 15-09-2025 11:43


Мой сын, как и многие малыши, очень любил фразы: "Это не я... Я не виноват...".

Мамы эти фразы не очень-то любят. Ох уж эти мамы. 

Я отвечала на такие выпады невинности двумя анекдотами.

Первый  про ёжика, который шёл по лесу, напевая: "Я не пукну, я не пукну! Ой... Это не я, это не я".

А второй про товарища милиписькина.

Сынка потом с успехом выступал с декламацией этих анекдотов в своей начальной школе, с гордостью заявляя, что их поведала мама. 

Ребята, расскажите какие-нибудь детские анекдоты с бородой, если кто вспомнит.

А то вот тут вроде все уже знаешь, ан нет. Не все.

комментарии: 22 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка Рысаков : 10-09-2025 11:38


Следующее утро тише прежнего. Молчат горлицы и бакланы. Только какая-то незнакомая, третья птица монотонно чеканит глухую сонную ноту.

Бросить курить легко - вроде бы говорил индеец у Кастанеды. Недавно тщательно перелистал эту книгу в мастерской отца, но ничего подобного не обнаружил. Кто мне сказал об индейце, уже не помню. И всё же я похитил Кастанеду, чтобы попытаться найти скорее не само высказывание, а объяснение, почему же легко. Впрочем, я быстро потерял интерес к перелистыванию этого шарлатанского труда. Тем более что меня захватила другая книга - с теми же словами, что бросить курить легко, но уже на обложке. Я закончил читать её на южном берегу, где и стал некурящим.

Поэтому на пляж я беру третью книгу. Положив на неё голову, почти засыпаю. Зашуршали камни - кто-то рядом устанавливает зонт. Женский грудной глубокий голос. Тихие императивы без единого повтора, не то что у других мам. Мальчик кидает камешки в воду: "Не задень дядю" - это обо мне. Я почти вижу точку в конце каждой её фразы. Такое контральто может принадлежать женщине не только умной, но и прекрасно сложённой. Мне ничего не стоит открыть глаза, чтобы убедиться в этом. Летучие молекулы её солнцезащитного крема наполняют мои лёгкие и одурманивают меня.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Будни Долли_Дурманова : 09-09-2025 19:07


Пока могу. Несколько недель на кетороле. Денег почти нет. Боли почти постоянно. Работа пока есть. 4 часа на обезболе пытаюсь потратить на работу. Деньги будут, я чаю, не ранее конца сентября. 7 тыр. Война план покажет.

Из добрых вестей. Пока хожу. Дохожу до аптечки, где кеторол без рецепта. Нашла такую. Это не везде. Боль очень выматывает. Комменты отключила. 

А теперь - анекдот!

Судят наркомана. Судья читает длинный приговор, с перечислением статей, все уже устали, зевают...

- Подсудимый, можете сказать последнее слово!

Наркоман просыпается, резко вскакивает со скамьи подсудимых:

- Оппаньки, менты!

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии