Таким образом, поэма, исходя из её содержания и вопреки романтическому складу (особенность стиха, этноязыковая экзотика, загадочность пришельца Алеко, любовные страсти и коллизии), основана на сугубо бытовом конфликте, основу и существо которого мы описали.
Исходя из этого, немотивированным оказывается заглавие «Цыганы», поскольку основным в поэме является частный конфликт, а не изображение жизни и быта цыганского табора. Жизнедеятельности цыган в поэме отведены лишь отдельные строки.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Основная часть рассказа отведена ночной поре, когда над гробом матери читает псалтырь её младший сын Гаврил.
Да, ночью все перемены чувствуются особенно обострённо. Здесь же для Гаврила была особая ситуация – над гробом матери, ночью наедине с мёртвой.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020.– 340 с.
Полный текст комментария в материале на диске Google
И где все эти – барон Трамб с сыном, князь Халахадзе, камергер Бурластов, кузен генерал Битков? Неужели минет их участь нынешней старой княжны? Да, человек только тогда и понимает тонкости жизни и бытия людей, когда сам оказывается в соответствующей роли. Таков читательский вывод из короткого рассказа Антона Павловича Чехова «Раз в год» на тему человековедения.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Нельзя согласиться с утверждениями некоторых комментаторов произведения, что персонажи романа «Бесы» – это карикатуры. Нет, они являются знакомыми образами людей, и эти образы нужно воспринимать и понимать в контексте сказанного и, конечно, с учётом времени написания романа.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.