Автор не объясняет фантазии миссис Барнаби, но мы предлагаем свою интерпретацию. Ведь обычная сумасбродка не смогла бы покорить лондонскую знать своими рассказами, будь в них хоть доля фальши. Да и рассказывала она упоённо, как о действительно пережитом.
Рассказ Сомерсета Моэма, датированный 1929 годом, в оригинале имеет два заглавия – «The Wash Tub» и «In Hiding».
Второе заглавие – «In Hiding» («В сокрытии») – больше соответствует содержанию рассказа. Что касается заглавия «The Wash Tub» («Корыто»), то оно связано только с одним фрагментом повествования – правдоподобной историей о том, как одна богатая американка когда-то стирала в корыте бельё для рабочих.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Таким образом, поэма, исходя из её содержания и вопреки романтическому складу (особенность стиха, этноязыковая экзотика, загадочность пришельца Алеко, любовные страсти и коллизии), основана на сугубо бытовом конфликте, основу и существо которого мы описали.
Исходя из этого, немотивированным оказывается заглавие «Цыганы», поскольку основным в поэме является частный конфликт, а не изображение жизни и быта цыганского табора. Жизнедеятельности цыган в поэме отведены лишь отдельные строки.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Основная часть рассказа отведена ночной поре, когда над гробом матери читает псалтырь её младший сын Гаврил.
Да, ночью все перемены чувствуются особенно обострённо. Здесь же для Гаврила была особая ситуация – над гробом матери, ночью наедине с мёртвой.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020.– 340 с.
Полный текст комментария в материале на диске Google
И где все эти – барон Трамб с сыном, князь Халахадзе, камергер Бурластов, кузен генерал Битков? Неужели минет их участь нынешней старой княжны? Да, человек только тогда и понимает тонкости жизни и бытия людей, когда сам оказывается в соответствующей роли. Таков читательский вывод из короткого рассказа Антона Павловича Чехова «Раз в год» на тему человековедения.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.