Таким образом, поэма, исходя из её содержания и вопреки романтическому складу (особенность стиха, этноязыковая экзотика, загадочность пришельца Алеко, любовные страсти и коллизии), основана на сугубо бытовом конфликте, основу и существо которого мы описали.
Исходя из этого, немотивированным оказывается заглавие «Цыганы», поскольку основным в поэме является частный конфликт, а не изображение жизни и быта цыганского табора. Жизнедеятельности цыган в поэме отведены лишь отдельные строки.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Основная часть рассказа отведена ночной поре, когда над гробом матери читает псалтырь её младший сын Гаврил.
Да, ночью все перемены чувствуются особенно обострённо. Здесь же для Гаврила была особая ситуация – над гробом матери, ночью наедине с мёртвой.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020.– 340 с.
Полный текст комментария в материале на диске Google
И где все эти – барон Трамб с сыном, князь Халахадзе, камергер Бурластов, кузен генерал Битков? Неужели минет их участь нынешней старой княжны? Да, человек только тогда и понимает тонкости жизни и бытия людей, когда сам оказывается в соответствующей роли. Таков читательский вывод из короткого рассказа Антона Павловича Чехова «Раз в год» на тему человековедения.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Английское название «Crutch» подано в русской адаптации этого фильма как «Опора». Но само слово crutch переводится не только как «опора» и «поддержка», но ещё и как «вилка», «костыль», «уключина», «стойка», «промежность». Удивительно, но каждое из этих значений слова crutch аллегорически применимо к тому, что мы видим на экране и что происходит в жизни Дэвида.
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2018.
Нельзя согласиться с утверждениями некоторых комментаторов произведения, что персонажи романа «Бесы» – это карикатуры. Нет, они являются знакомыми образами людей, и эти образы нужно воспринимать и понимать в контексте сказанного и, конечно, с учётом времени написания романа.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
В датированном 2018 годом рассказе «Крем» Харуки Мураками задаёт рассказчику-повествователю и, соответственно, читателю самую настоящую философско-эзотерическую загадку: что есть круг со множеством центров, но без окружности?
Разбираем текст, правильно его толкуем и находим ответ. Наш материал на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Осенью 1974 года в журнале «Наш современник» (№ 10 и № 11) была напечатана повесть Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни».
В 1976 году мы, студенты историко-филологического факультета Гомельского государственного университета, обсуждали на практических занятиях по новой советской литературе повесть Валентина Распутина. Тогда я написал о ней заметки. Они сохранились. Я их реанимировал, несколько отредактировал и включил в качестве материала в свою новую книгу
(© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.)
Предлагаю к прочтению этот материал. Он является аналитическим обзором повести «Живи и помни».
В рассказе И. А. Бунина бушующая снежная буря знаменует скорую смерть. Но рассказчику всё было нипочём: он отправился в дом старосты, как будто отлучившегося по делам до следующего дня, и отправился, чтобы утолить наконец свою страсть с Анфисой. Та сама пригласила молодого барина и приготовилась к встрече с ним, разодетая, разрумяненная. Встреча же должна была стать прощальной. Отпуск барина заканчивался, нужно было возвращаться к месту службы.
Комментируем рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Дубки». Текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Привязанность зверя к городу и его окрестностям стала роковой для Виннипегского волка. Эта привязанность, как уверяет автор (и с ним нельзя не согласиться), не объяснялась жаждой мести, хотя эту жажду волк всё же осуществил...
Наш аналитический обзор рассказа Эрнеста Сетона-Томпсона «Виннипегский волк».
Полный текст статьи (на диске Google)
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Авторы фильма, решившие обсудить тему любви между старшеклассниками, достаточно робко обозначили эту проблему в заглавии, построенном в форме вопроса, а не утверждения. Ведь можно было бы, например, озаглавить фильм так: «Ведь это – любовь!».
Но в 1961 году так уверенно заявлять было не принято. Существовавшие нормы приличия и моральные устои общества этого не позволяли. Подтверждением является содержание фильма, в котором возникшее взаимное тяготение школьников друг к другу становится предметом весьма широкого внимания – и других учеников по классу, и учительского коллектива, и родителей, и даже соседей по двору.
Подробно в нашем материале на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2018.
Долгое правление королевы Елизаветы I подходит к концу. Наследника нет, официально преемником никто не объявлен. Придворные партии делают ставки на своих возможных кандидатах в правители Англии.
И тут как раз кстати пришлось имя Шекспир, по-английски – Shakespeare (Shake-speare– «потрясающее копьё»). Именно так – имя-копьё, которое можно использовать как оружие в борьбе за власть.
Анализируем художественный фильм «Аноним»
Подробно в нашем материале на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2018.
Материал из нашей книги © А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии. – Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.
Что могут означать следующие формулы?
1) Субъект А испытывает тягу к субъекту Б, а субъект Б относится к субъекту А нейтрально.
2) Субъект А испытывает влечение к субъекту Б, и субъект Б так же настойчиво тянется с субъекту А.
3) Субъект А страстно желает субъекта Б, а субъект Б решительно не принимает таких желаний субъекта А.
Все ситуации решаются с учётом энергетического взаимодействия людей.
Правильные ответы
1) Субъекта А притягивает не сам субъект Б, а некий компонент биополя Б, который у субъекта А в дефиците, а субъект Б нейтрален, потому что все энергетические качества субъекта А у него у самого есть.
2) В этом случае субъекту А нужен какой-то компонент
Химический анализ биоматерии, из которой состоит физическое тело человека, показывает, что из почти 100 химических элементов, обнаруженных в земной коре, в состав живого вещества входят около 30, причём все они указаны в первой половине таблицы химических элементов Д. И. Менделеева.
Как показали исследования французских учёных, организм среднестатистического человека весом в 70 килограммов содержит 45,5 кг кислорода, 12,5 кг углерода, 7 кг водорода, 2,1 кг азота, один килограмм кальция, 700 граммов фосфата, два грамма цинка. Кроме того, в физическом теле человека обнаружены медь, следы никеля, кобальта, свинца, молибдена и других элементов.
Химический анализ человеческого организма косвенно подтверждает библейский рассказ о создании человека из земного праха.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии. – Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.
Некто Балбай мог быть хозяином земли, на которой строилась деревня, предком первопоселенцев или старшим среди них. Его индивидуальное именование ассоциативно распространилось на коллектив людей и в итоге стало ойконимом.
© А. Ф. Рогалев. Географические названия в калейдоскопе времён. – Гомель: Велагор, 2024. – 650 с. Полный текст статьи на диске Google
Фильм интересен колоритными сценами, рисующими эпоху правления Тиберия и Калигулы, самих этих римских императоров, нравы римского общества, а также иудейские общины, в которых распространялись идеи раннего христианства.
На этом фоне разворачиваются драматические события, в которых участвуют основные персонажи киносюжета.
Анализируем художественный фильм «The Robe».
По материалам книги © А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2018.
По местной версии, слободу Белая первоначально заселяли так называемые белые казаки, освобождённые от повинностей и податей. Следовательно, ойконим Бе́лая может означать «вольное поселение».
© А. Ф. Рогалев. Материалы к топонимическому словарю России. Часть первая. – Гомель: Велагор, 2025. – 273 с. Полный текст статьи
Объясняем происхождение названия деревни Аге́ро́во, находящейся в северной части Бежаницкого района Псковской области России.
Ойконим Аге́ро́во имеет принадлежностное значение.
© А. Ф. Рогалев. Материалы к топонимическому словарю России. Часть первая. – Гомель: Велагор, 2025. – 273 с.
В «Слове о полку Игореве» читаем: «Трояну бросил Всеслав жребий о девице себе милой».
Тут, безусловно, метафора, переосмысление, которое, как мы полагаем, в древнерусское время было хорошо понятно книжникам и летописцам, составителям литературных произведений.
Разворачиваем эту фразу и повествуем о полной тайн древнерусской истории в её начальном периоде.
Полный текст статьи на диске Google
По материалам нашей книги © А. Ф. Рогалев. Белая Русь и белорусы. В поисках истоков. – Гомель: БелАНТДИ, 1994. – 267 с. (с. 59, 74–78).
Слово Русь (русь) в X–XI веках стало названием древневосточнославянской суперэтнической целостности, которая объединяла разнообразные славянские диалектно-этнографические группировки и неславянские «народцы» на огромных просторах Восточной Европы.
Анализируются названия Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь.
Полный текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Белая Русь и белорусы (в поисках истоков). – Гомель: БелАНТДИ, 1994. – 267 с. (с. 88–93).
Автору, конечно же, нужно было представить две стороны конфликта, но не в пересказе только Одзавы. Было бы интересно послушать и Аоки – то, как он воспринимал и понимал своё неприятие Одзавы. Но это из области пожеланий, которые не сбудутся. Мы имеем авторский текст в том варианте, который есть, и другого варианта нет и не будет.
Полный текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Все параметры, мерки и временны́е границы, в которые пытаются заключить некий мир, находящийся в процессе эволюции и развития, являются условными.
О длительности или продолжительности существования мира можно судить, только исходя из собственно построенной и придуманной системы отсчёта или некоторой условно взятой точки прошлого.
Точно так же можно неопределённо судить и о длительности будущих событий, потому что всё, что отстоит от настоящего момента, теряет свои точные координаты.
О конкретной привязке событий к чему-либо определённому и постоянному не может быть и речи, поскольку в любой действительности на каждом этапе движения меняются скорости соответствующих процессов и само время как весьма мобильный, подвижный энергетический показатель.
Исходя из сказанного понятно, что все пророческие календари фиктивны: никто, находясь в настоящем, не может просчитать как прошлые, так и будущие моменты единого процесса.
Никто – никакой великий предсказатель или астролог, ни целая каста жрецов – не имеют представления о длительности чего-либо в прошлом или будущем, ибо ничего не знают об изменении времени.
Они способны осознавать себя и всё прочее только в настоящей амплитуде движения (в настоящем времени), воспринимая это как некоторое постоянство.
Только те, кто находится выше земного мира, на ином уровне бытия, на более высокой точке прогрессирования, способны делать какие-либо сопоставления и заключения. Но и в этом случае какие-то изменения времени заметны лишь на сравнительно небольших пространственных объёмах и несоизмеримы в огромных масштабах Галактики или Мироздания в целом.
В соответствии с космическим законом бесконечности, сама бесконечность складывается из самых различных интервалов времени, не сопоставимых и не соизмеримых друг с другом.
В связи с этим бесконечность не может обладать ни начальным, ни конечным коэффициентом, включающим закономерности переходов с одного на другое.
Источники
© А. Ф. Рогалев. Эзотерическая философия. – Гомель: Велагор, 2019. – 527 с.
© Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. Законы мироздания, или основы существования Божественной Иерархии: В 2-х т. – 3- изд., испр. – М.: Амрита-Русь, 2007. – Т. 1. – С. 132–137.
Автор умело передал средневековый флорентийский колорит и с удивительной изящностью реализовал свой идейно-тематический замысел, выраженный в афористическом заглавии произведения.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024. – 340 с. Полный текст статьи на диске Google
Слово Русь (русь) в X–XI веках стало названием древневосточнославянской суперэтнической целостности, которая объединяла разнообразные славянские диалектно-этнографические группировки и неславянские «народцы» на огромных просторах Восточной Европы.
Анализируются названия Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь.
Полный текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Белая Русь и белорусы (в поисках истоков). – Гомель: БелАНТДИ, 1994. – 267 с. (с. 88–93).
Писатель задумывал повесть «Большие неприятности», и рассказ «Наташа» (первоначально он имел заглавие «Невеста») была начальной её частью. Но повесть так и не была завершена.
Впервые рассказ «Наташа» Алексея Николаевича Толстого был напечатан 25 декабря 1914 года в газете «Киевская мысль».
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.