Шлемоносец
Стою в книжном магазине, в отделе русской прозы. А где тут русская проза? В лучшем случае русскоязычная. Где тут классики второй половины 20-го века? Астафьев, Абрамов, Белов, Распутин, Солоухин, Шукшин? Где идущие за ними Горышин, Екимов, Личутин? Сплошные сплетни о знаменитостях, новые описания уже описанных исторических событий, запоздалые разборки происшедшего в веках.
Когда меня спрашивают, прозу кого из современных писателей можно взять за образец русской литературы, я называю Евгения Ивановича Носова. Удивительный писатель! Проза чистого, родникового русского языка. Вот уж кто отличается целомудренным отношением к каждому слову. Представить, что он оскорбит свои страницы использованием бранных слов невозможно. Таковы и герои его повестей и рассказов. «Шопен, соната номер два», «Варька», «Шуба», «Пятый день осенней выставки», «И уплывают пароходы», «Красное вино победы» и, наконец, «Усвятские шлемоносцы». Это классика. Это соединение двадцатого века с веками прошедшими.
Артиллерист Евгений Носов встречал день Победы в больничной палате, в госпитале города Серпухова. На вопрос читателей, откуда он взял героев для рассказа «Красное вино победы», он ответил: «Так это всё было со мной, тут всё одно к одному: и умерший в этот день фронтовик Копёшкин, и красное вино на белой подушке, и рисунок деревенского дома, и скворечник, нарисовать который умирающий просил. Прошептал: «Домок, домок пририсуй». Вспомнил я скворечники, которые в детстве мастерил с отцом». И Евгений Иванович, которому тогда было еле за двадцать, сам израненный, левой рукой нарисовал домик для скворушки.
Одарён был Евгений Носов разносторонне. Это же Курская земля, земля былинных землепашцев, богатырей, композитора Георгия Свиридова, скульптора Вячеслава Клыкова. Но, конечно, прежде всего, на все времена, земля преподобного Серафима Саровского. Здесь соединение речи центральной России и начинающегося южного говора.
Мотив защиты Отечества, такого прекрасного, отрадного, любование им, воспевание знаменитой курщины, которая, конечно, озвучена курскими соловьями, славная битвами в защиту Отечества (одна Курская дуга чего стоит) удивительная по работе своими спокойными реками, невысокими взгорьями, плодородной землёй, а, главное, такими прекрасными людьми, которых описывает их любимый писатель.
Читая повесть «Усвятские шлемоносцы» как-то невольно вспоминаешь «Слово о полку Игореве», русские былины. Полное ощущение, что именно здесь распахивал русское полюшко Микула Селянинович, который по первому зову пойти с дружинниками «закинул свою сошку за ракитов куст» и пошёл на басурманов.
Вся природа живая для нашего писателя. С ним разговаривает синичка: «А что такое работать?» - «Это обязанность каждого человека», - отвечает автор. Его работа - Слово.
И кто бы ещё так написал о весеннем таянии: «Выглянуло солнце, и пошёл по земле весёлый, бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке». И для автора, а уже и, с его помощью, для нас звучит мелодия обычной речной ракушки. Своя мелодия и у зимнего речного камыша.
Даже и неодушевлённая кукла, брошенная хозяйкой, одушевляется автором. С помощью знакомого ему Акимыча. Акимыч подбирает испачканную куклу, отчищает от грязи, заворачивает в чистую тряпочку, выкапывает ей ямку и хоронит. «У неё ведь облик-то человеческий». А кто-то же издевался над этой маленькой человечинкой.
Замечаем ли мы, что за какие-то тридцать лет поменялись игры и игрушки у детей . Где теперь вековечная игрушка девочек кукла Маша? Игрушки мальчиков пистолетики, автоматы, машинки сменили айфоны. Более того, подчиняясь Богом вложенному в девочек инстинкту материнства, они всегда носили с собою именно куколок. А сейчас стали носить зверушек. Тревожный знак.
Нет в магазинах хороших русских книг писателей, которые воспитывают любовь к России. Вот мы говорим о Евгении Носове. Какая богатая у него набралась литература для детей и отроков. Не для фанатов, не для тинейджеров, именно для отроков. Прочитавшие его рассказы «Варька», «Шуба», «Пятый день осенней выставки», «В чистом поле за просёлком», «И уплывают пароходы», «Шопен, соната номер два» обязательно прикоснутся своей растущей душой к чистоте и целомудрию, к ожиданию светлых чувств. Ведь никто не заставляет Варьку помогать выращивать уток, она сама. Увидела однажды утят, таких хорошеньких, таких потешных, таких голодненьких и не смогла уйти от них. А








