Разборы Рыбаря - итоги 22 недели:
Михаил Звинчук и Даниил Безсонов разбирают события в мире и на фронтах за последнюю неделю...
Обсуждаем трагедию минувших выходных, подходы архитекторов украинского конфликта, невыученные уроки прошлого, стратегии информационного воздействия против России, наступление российской армии широким фронтом, а также подготовку к войне на Скандинавском полуострове — обо всём этом смотрим новый выпуск «недельных Разборов»...
Самое печальное, что после истории с налётом на аэродромы в русскоязычном сегменте интернета нашлись и отдельные «эксперты», выступающие за списание Ту-95МС и ликвидацию дальней/стратегической авиации как таковой.
Их основной аргумент состоит в том, что эти самолёты, дескать, уязвимы и вообще придумывались для другой войны. Уровень такого «анализа» опустим. Напомним лишь, что «медведи» — это не музейный экспонат, а элемент стратегической устойчивости.
◾️Сам по себе Ту-95МС сегодня — это не бомбардировщик времён Хрущёва. Это платформа для пуска крылатых ракет, и не просто каких-нибудь, а ракет типа Х-101, в том числе в оснащении специальной боевой частью, с дальностью до 5000 км.
◾️При этом заходить в зону ПВО потенциального противника ему не требуется: он фактически может работать из-за Урала по целям в Европе. То есть, грубо говоря, это летающая РСЗО с континентальной дальностью.
◾️Ту-95 способен спокойно выполнять полёты продолжительностью 12–14 часов. Это критично, если нужно работать через Каспий, через Арктику или прыгать через океан. С учётом того, что у РФ нет избытка стратегических носителей, — выбрасывать из арсенала одну из таких машин просто нерационально.
◾️У «Медведя» нет конкурентов по времени непрерывной службы. Эти машины последовательно модернизируются, проходят техническое обслуживание и способны выполнять боевые задачи, взлетая с аэродромов глубокого тыла. По уровню ресурса — это авиационный «Калашников», только с ракетами. В условиях, когда стратегический компонент должен находиться в постоянной готовности — Ту-95 справляется.
◾️Кроме того, он значительно дешевле в эксплуатации, чем подавляющее большинство реактивных собратьев, включая и Ту-160 и создаваемый ПАК-ДА. А реализованные программы модернизации (новая авионика, средства РЭБ, системы управления вооружением) позволяют сохранять боеспособность машин этого типа без радикальной замены парка.
◾️ В условиях текущего конфликта, когда нужны массовые пуски и ресурсы вооружений счётные, списывать рабочий инструмент — не просто ошибка, а подрыв собственных возможностей, равноценный распиливанию баллистических ракет.
Кроме того, если бы Ту-95МС не представлял угрозы, его не пытались бы уничтожить ударами по аэродромам...
Военная хроника
Юнне Мориц — 88!
Дважды бесконечность.
Я рос на её абсурдистских детских стихах, например:
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
– Я – горчица, я – лимон!
Я закрылся на ремонт!
А потом случилась Русская весна, и Юнна Петровна мужественно вступила в ряды поэтического ополчения:
Майдан восстал, как надо,
Донбасс восстал не так,
Как надо, чтобы НАТО
В Донбасс воткнуло флаг.
Донбасс восстал донбассно,
Он весь — антимайдан,
Сражается донбассно,
Донбассно — это ясно:
Донбасс не будет сдан
Майданским господам —
Бандеровским поганцам,
Со свастиками танцам,
Такой нечистой силе,
Чья ненависть к России —
Условие и суть —
В Европу держит путь!
Устроившим одессиво,
Антимайдана месиво,
В Европу — им туда!
Донбасс восстал донбассно:
Фашистам, это ясно,
Не сдастся никогда!
Belisario Gioja (2829 – 1906) итальянский живописец, акварелист, макстер жанровых сцен. Родился в Риме. Работы автора находятся в галереях Рима, Флоренции, Парижа и Лондона. Его имя упоминается во многих изданиях посвященных лучшим художникам 19 столетия.
Североатлантический альянс усиливает военно-морское присутствие на Балтике и работает над укреплением разведывательного потенциала. Об этом заявил помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев на совещании по развитию и обеспечению безопасности инфраструктуры порта Усть-Луга. Патрушев отметил, что активность НАТО в регионе указывает на нарастающие угрозы со стороны альянса...
Причина агрессивных устремлений альянса не скрывается: блокада балтийского нефтяного трафика под предлогом борьбы с «теневым флотом». На Западе считают, что наиболее эффективным элементом давления на Москву являются санкции, направленные против ее нефтяного сектора и, в частности, против т.н. теневого флота. Но это для западников он теневой, а таковым называется лишь потому, что не обслуживается западными страховыми компаниями, которые, следовательно, лишаются солидного дохода, а альтернативными, например, российскими.
Ранее Патрушев уже предупреждал о намерении Великобритании и ряда стран ЕС парализовать работу портов в Ленинградской и Калининградской областях. Недавние санкции европейцев на 200 танкеров, так называемого теневого флота показывают, что страны ЕС намерены агрессивно контролировать свои территориальные воды и исключительные экономические зоны, в Балтийском, Северном в Средиземном морях. И они уже не раз демонстрировали свои намерения: сначала взорвали судно прямо в Усть-Луге (Koala), затем в Средиземном море (Ursa Major), потом пограничники Германии и Эстонии стали блокировать и арестовывать суда в своих экономических водах. В декабре 2024 г. Финляндия задержала танкер, шедший из Санкт-Петербурга. Формальная причина — подозрение в повреждении подводных коммуникаций между Финляндией и Эстонией. По одной из версий, в трюме находился бензин для Турции.
Эстония зашла дальше других, заблокировав судно Jaguar под флагом Габона в нейтральных водах. Более того, еще в апреле эстонский парламент принял закон, разрешающий силовикам останавливать, и даже топить, суда, подозреваемые в перевозке российской нефти в обход западных санкций, если экипаж не подчинится их требованиям.
Не много ли позволяют себе наши «добрые» соседи? Понятно, Россия стала предпринимать ответные меры. Среди них — военное сопровождение. В экипажах судов, вызывающих недовольство у прибалтов, как правило, находятся российские моряки, и когда, скажем, танкер Jaguar попытались арестовать, то по их вызову прилетел Су-35 и ситуация сразу нормализовалась. Недавно министр обороны Финляндии Хяккянен подтвердил, что к сопровождению танкеров привлечены Вооруженные силы РФ.
С точки зрения морского права, попытка захвата гражданского судна в международных водах считается пиратством со всеми вытекающими последствиями. Для защиты торговых судов их могут сопровождать военные корабли. И у нашего Балтийского флота есть такой опыт. Например, у корвета «Стойкий», охранявшего танкер и сухогруз в Аденском заливе, где орудовали сомалийские пираты. У африканского побережья на боевом дежурстве находился и наш эсминец «Настойчивый».
Отрезвляюще работают и контрдействия в отношении стран-пиратов. Так, российскими пограничниками в территориальных водах РФ был задержан танкер Green Admire, принадлежащий греческой компании и следовавший из Силламяэ с эстонской сланцевой нефтью под флагом Либерии. Его остановили для проверки документов, а затем отпустили. Теперь эстонцы решают, ходить ли далее по опасному фарватеру или отказаться от терроризма?
Однако, похоже, урок не пошел натовцам впрок, и дальнейшие провокации не исключаются. НАТО, напомним, проводит бессрочную операцию «Стражи Балтики». Ее цель заключается не только «в предотвращении нарушений российским «теневым флотом», но и в сборе соответствующей информации. А 21 мая СМИ сообщили, что танкер Sun под флагом Антигуа якобы оказался вблизи силового кабеля, соединяющего Польшу
Невероятно, но факт: лживые украинские СМИ вдруг перестали напропалую врать и бодро рапортовать об «успехах» ВСУ на поле боя...
Так ведущее информационное агентство Украины УНИАН* напечатало в субботу следующее сообщение о положении на фронтах, ссылаясь на немецкую газету Bild: «За неделю рф захватила 18 населённых пунктов и почти 200 км² в Украине. Военный обозреватель BILD Юлиан Рёпке* называет минувшую неделю "чёрной" для Украины: Зеленский получил отказ от канцлера Фридриха Мерца по ракетам Taurus, а на фронте ВСУ отступили в Сумской, Харьковской и Донецкой областях. По данным Ukraine Control Map*, за 7 дней россия захватила 18 населённых пунктов – около 200 км². Особенно тяжёлая ситуация под Сумами, где рф начала наступление для создания "буферной зоны… В Донецкой области фиксируются самые высокие темпы продвижения оккупантов"».
А ведь довольно точная сводка, не правда ли? Не трубят о «перемогах», а признают реальность. Фактически в Киеве подтверждают то, что уже ранее сообщали и российские СМИ. Причем отметим, что аббревиатуру «РФ» и слово «Россия» УНИАН, как и все остальные украинские СМИ, пишет не с заглавной, а с прописной буквы. Выражает, так сказать, к нам презрение. Нам, кстати, на это, конечно, ровным счетом наплевать, что бы не писали киевские борзописцы, географию им не изменить. РФ и Россия, как были большими, так и останутся. И это Киеву придется, в конце концов, признать, как бы они не тужились нас унизить, наглядно демонстрируя собственную глупость.
В этот же день УНИАН напечатало еще одно признание о том, что дела у ВСУ швах. Поместила фотографию главкома ВСУ Сырского, сидящего с мрачной физиономией, который заявил: «Россияне значительно активировались и ведут наступление на Запорожском направлении». Главнокомандующий, добавляет агентство, отметил, что «основные усилия враг сосредоточил на Покровском, Торецком, Лиманском, Новопавловском направлениях, а также на приграничных районах Сумской области».
Однако признав, наконец, правду об отступлении киевских боевиков, УНИАН признать причины происходящего пока не осмеливается, а пишет, будто «причина успеха российского наступления – нехватка личного состава в ВСУ и численное превосходство рф в пехоте». Мол, завалили трупами, потому, дескать, и наступают. Хотя факты свидетельствуют об обратном – об огромных потерях ВСУ.
Так международный Красный Крест заявил 31 мая о катастрофическом уровне украинских потерь. «По состоянию на апрель 2025 года мы получили больше 400 тыс. обращений от семей, ищущих пропавших без вести близких», – сообщила организация. Как известно, что «пропавшими без вести» считаются те, чьё тело не обнаружено. То есть это без учета убитых и раненых.
По данным, озвученным в феврале первым заместителем начальника Генштаба Вооружённых сил РФ генерал-полковником Сергеем Рудским, российские оценки потерь ВСУ за 2024 год составляют около 590 тыс. убитыми и ранеными. С начала военной операции общие потери превышают миллион человек. В то же время, Зеленский публично признавал число погибших не более 80 тыс., что значительно расходится с данными Красного Креста.
Есть оценки потерь, составленные на основе публичных некрологов. По этим данным потери ВСУ уже в 2024 году превышали 400 тысяч человек. «Вот и арифметика сходится, суммарные потери ВСУ, и с похороненными с теми, кто ещё в посадках, порядка 700-800 тысяч», – заключает эксперт.
Канал «Адекват Z»* тоже опубликовал мрачный анализ потерь ВСУ. Эксперты канала отмечают, что около 400 тысяч человек – это лишь те пропавшие без вести украинцы, которых родственники продолжают искать при помощи Красного Креста. При этом уточняется, что большинство из них следует искать «лежачими по
Сразу два теракта на железной дороге произошли в России в ночь на воскресенье. На железнодорожном перегоне Выгоничи — Пильшино в Брянской области в результате подрыва обрушился автомобильный мост, обломки которого упали на проходивший под ним пассажирский поезд «Климов-Москва». В результате террористической атаки погибли 7, и пострадал 71 человек, в том числе трое детей. В Железногорском районе Курской области произошел подрыв железнодорожного моста, от чего проходящий железнодорожный состав упал на автомобильную дорогу. В результате погибли машинист и его помощник...
Как уже установил Следственный комитет, рухнувшие в Брянской и Курской областях мосты были взорваны. Не вызывает сомнений, чьих это рук дело. Оба региона граничат с Украиной. Подрыв моста в Брянской области произведён всего в нескольких километрах от места, где 21 мая произошла перестрелка с украинской ДРГ.
Посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник заявил, что инцидент с мостами в Курской и Брянской областях за сутки до начала второго раунда российско-украинских переговоров в Стамбуле вызывает очень серьезные вопросы. По его мнению, Киев стремится всеми способами сорвать мирные переговоры.
«Цель теракта — чтобы Россия в знак протеста прервала мирные переговоры с Стамбуле», — указал известный политолог Сергей Марков. По его мнению, Зеленский рассчитывает, что после этого президент США Дональд Трамп обвинит Россию в срыве переговоров и возобновит поставки оружия Украине. Также, как отметил эксперт, Зеленский хочет, чтобы Трамп поддержал ввод войск стран НАТО на Украину и прикрыл их системами ПВО США.
А член Совета Федерации Андрей Клишас в сообщении, опубликованном в Telegram-канале, заявил, что нападение демонстрирует, как Украина теперь контролируется террористической группировкой.
«Подрыв моста и крушение пассажирского поезда в Брянской области, — считает он, — говорят о том, что Украиной управляет террористическая группировка. Украина давно утратила признаки государства и превратилась в террористический анклав, без границ, без легитимных органов власти и законов. Ответ — буферная зона, настолько обширная, чтобы исключить проникновение террористов на нашу территорию в будущем. Земли, которые пока ещё называют Украиной, должна ждать тотальная денацификация, демилитаризация и переучреждение государства».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в свою очередь обратила внимание на то, что политические и общественные деятели на Украине со злорадством отреагировали на обрушение мостов в Брянской и Курской областях. По словам дипломата, в Киеве можно заметить «адскую радость» на фоне произошедшей трагедии.
«Все еще поражает реакция на Украине, которая, на мой взгляд, выдает ту самую болезненность, преодоление которой является одной из целей СВО. Смотрите, какое злорадство, посмотрите, какая адская радость и у политических деятелей, общественных, и у тех, кого, видимо, этой идеологией заразили», — сказала она.
Тем временем, в России призвали жестко ответить Киеву на теракты на железной дороге. Так политолог Марат Баширов написал по этому поводу: «Я не кровожадный. Но лидеров украинских террористов пора начинать отправлять в Ад. Ничего другого они не поймут. Два часа размышлял, но иного там не испугаются. Взорвали пассажирский поезд и пошли на завтрак в ресторан. Не, так не пойдёт. Надо снимать флажок на ограничения», — заявил политолог.
Показательно также, что западные СМИ, которые с киевскими террористами заодно, или вообще молчат об этих дерзких терактах, или же публикуют с