
Эпикур
Жил примерно 2300 лет назад. По сути — дедушка научного атеизма.
Его основные идеи:
Про богов у него отдельная история. Признать, что богов нет, тогда было нельзя — за такое можно было получить по голове. Поэтому официально боги у него есть, но это такие «инопланетяне»: живут где-то между мирами, никого не трогают и ни на что не влияют. Формально он «верует», но по факту ведёт себя как атеист.
По поздним рассказам, Эпикур рано потерял мать (говорят, около 12 лет) — возможно, отсюда такой интерес к теме страдания и его преодоления.
Эпикур считал, что главное в жизни — избавиться от страданий, а страдания рождаются из страхов:
Про смерть он говорил: не бойся её — пока ты жив, её нет, когда она придёт, тебя уже не будет.
Про боль: есть долгие, но терпимые боли — к ним можно привыкнуть и не накручивать себя. Есть дикая, острая боль — но она обычно короткая. Бояться её всю жизнь бессмысленно.
Есть ещё душевная боль, и с ней, по Эпикуру, можно справляться с помощью философии.
Что он предлагал на практике:
Эпикура потом внимательно читали Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Маркс даже написал по нему докторскую диссертацию — «Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура».
Так вдохновился древним материализмом, что идеи эпикурейских коммун и равенства друзей в голове у него превратились в коммунизм, равноправие и коммунальную мечту. Коммуны — коммунизм.
А потом Карла-Марла прочитал Ленин. И вот мы живём там, где живём.
В школе нас учили почти тому же самому: материя, атомы, бога нет, после смерти — ничего. Так что мы были не «советские школьники», а маленькие эпикурейцы — просто без ссылки на автора.
Много лет спустя мне всё же ближе Сократ — с его «Я знаю, что ничего не знаю» и: «Бояться смерти — значит считать, что знаешь то, чего не знаешь. А ведь никто не знает, что такое смерть.
Возможно, она — величайшее из благ для человека».
из инета
|
|
|
|
\