[301x203]
08.1999 г /ОРТ Православная программа «Слово пастыря»/ Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: в храме Воскресения мы имеем не только православных.
Если центральная часть этого величественного храма принадлежит православному Иерусалимскому патриархату, то здесь же рядом находятся пределы, где служат католики, армяне, копты... Все уже давно привыкли к тому, что
люди разных канфессий и даже принадлежащие к разным религиям посещают эти места как святые. Палестина – Святая Земля для христиан, для мусульман, для Евреев и это то место, куда устремляются верующие, признающие Единого Бога Творца Вселенной. Там они возносят к Богу особые молитвы"…
не нужно пытаться в каждой детали, в каждом штрихе того или иного Святого места видеть непременно нечто связывающее это святое место с Евангельской историей. Нужно помнить, что Иерусалим ведь во время завоевания римлян был полностью разрушен. На его месте языческий город Элиа-Капитолина. И только с пришествием на императорский трон Константина Великого изменилась политика римских императоров в отношении христианства.
Благочестия мать императора Константина отправилась в Святую Землю на поиски Святых Мест и
с помощью местных христиан, которые хранили память о Святых Местах, эти Места были восстановлены … многие детали, о которых сегодня говорят экскурсоводы, показывающие вам Святые Места, не имеют прямого отражения в предании церкви. И так еще раз: Святые места действительно места, связанные со священными воспоминаниями, являются Великой Святыней помогающей людям укрепить свою веру. Но
не следует абсолютизировать каждый штрих и каждую деталь этих мест, ибо можно ошибиться"…
ОРТ Православная программа «Слово пастыря» 1999-08 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: "Для верующего человека и останки дома, и колодец являются местом священных воспоминаний. Вы правы, что никогда и не кем не оспаривался Гроб Господень, Святая Голгофа. Именно с этими местами предание связывает как смерть, так и воскресение Спасителя. Но ведь и в храме Воскресения мы имеем не только православных.
Если центральная часть этого величественного храма принадлежит православному Иерусалимскому патриархату, то здесь же рядом находятся пределы, где служат католики, армяне, копты. Такова реальность. И эта реальность ни в коем случае не должна мешать благочестивым людям поклоняться святым местам. Если над святым местом находится не православный храм или мечеть, или даже иудейская синагога. Как, например, в городе Хевроне над могилами святых Авраама пророка и Сары. То это не должно мешать православным посещать эти места и молиться, осеняя себя крестным знамением, ставя свечи, если это допускается местной властью. Потому что в некоторых случаях как бы мы ограничены в проявлении своих религиозных чувств, посещая те или иные святые места. Потому что власти иногда опасаются столкновений на религиозной почве. К счастью сейчас в Святой земле практически не бывает. Все уже давно привыкли к тому, что
люди разных канфессий и даже принадлежащие к разным религиям посещают эти места как святые. Палестина – Святая Земля для христиан, для мусульман, для Евреев и это то место, куда устремляются верующие, признающие Единого Бога Творца Вселенной. Там они возносят к Богу особые молитвы". Еще один вопрос, связанный со святыми местами: "На крестном пути Спаситель сделал 14 остановок. Почему православные отмечают только то место, где несущий крест Спаситель упал, и крест передали Симону Киринейскому? В то время как католики отмечают все его остановки"? "Вот здесь я хотел бы выразить как бы общее пожелание или дать некий совет как нужно относиться к святым местам. Никто на самом деле не знает, где, в каком месте Спаситель останавливался на крестном пути. Ведь его не сопровождали телекамеры или фотографы, и предание не сохранило нам точного места где, в какой момент Спаситель останавливался. Есть определенные предположения. И, к этим предположениям нужно относиться с огромным уважением, но
не нужно пытаться в каждой детали, в каждом штрихе того или иного Святого места видеть непременно нечто связывающее это святое место с Евангельской историей. Нужно помнить, что Иерусалим ведь во время завоевания римлян был полностью разрушен. На его месте языческий город Элиа-Капитолина. И только с пришествием на императорский трон Константина Великого изменилась политика римских императоров в отношении христианства.
Благочестия мать императора Константина отправилась в Святую Землю на поиски Святых Мест и
с помощью местных христиан, которые хранили память о Святых Местах, эти Места были восстановлены. Поэтому, посещая Св. Землю, вы должны как бы руководствоваться одним очень важным правилом. Это и есть Святая Земля, по которой ходил Спаситель, и по которой мы сегодня ходим. Сама Земля является Великим Свидетелем Его земной жизни. Св. Места, бережно сохраненные для нас преданием церкви. Я в свое время говорил как легко научно доказать что то или иное Святое Место действительно связано с Евангельскими событиями. Не будем сейчас об этом говорить вновь. Но бережно сохраняемые в памяти церкви Святые Места являются великим свидетельством и великим доказательством земной жизни Спасителя. А вот в детали и в тонкости каждый входит как бы по своему разумению. И здесь не нужно слишком увлекаться, чтобы не разочароваться, потому что
многие детали, о которых сегодня говорят экскурсоводы, показывающие вам Святые Места, не имеют прямого отражения в предании церкви. И так еще раз: Святые места действительно места, связанные со священными воспоминаниями, являются Великой Святыней помогающей людям укрепить свою веру. Но
не следует абсолютизировать каждый штрих и каждую деталь этих мест, ибо можно ошибиться".