ОРТ Православная программа "Слово пастыря" 1998-01 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержка/: …
Почему на западе празднуют 25 декабря Рождество Христово, почему на востоке, в частности, в России, 7 января. Я не буду сейчас входить в подробности, а скажу лишь только о том, что речь идет о двух календарях. Рождество Христово празднуется 25 декабря, либо по григорианскому, либо по юлианскому календарю. 7 января не празднуется Рождество Христово. День Рождества Христова 25 декабря. Но наше общество живет по григорианскому календарю, а Церковь по юлианскому. И разница между этими двумя календарями в нынешнем столетии составляет 13 дней. Вот почему празднование 25 декабря по юлианскому старому стилю соответствует 7 января по новому стилю. ...
ОРТ Православная программа "Слово пастыря" Митрополит Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: "Вопрос из Минска: «Владыко, объясните, пожалуйста, двух тысячелетие со дня рождения Иисуса Христа называется двух тысячелетием Христианства? Мне кажется, что датой зарождения Христианства следует считать день прочтения Иисусом Христом нагорной проповеди». Ответ: «Ну, это не совсем так. Дело в том, что именно в момент рождества Христова по слову апостола Павла Бог стал плотью. Великое благочестие тайно Бог явился во плоти именно в момент рождения. Уже сам факт появления спасителя Сына Божьего в человеческой истории, уже самый факт является как бы первым аккордом этой величественной истории Христианства. И мы знаем, что не только со дня нагорной проповеди Господь осуществлял свое деяние, свое служение. Но даже отроком в Иерусалимском храме. Когда Он посетил этот храм вместе со своими родителями, Он верил и совершал нечто, что в полной мере говорило о Его совершенно особом предназначении, о Его миссии. Ну а если взять такие события как Крещение Спасителя, Богоявление, Искушение в пустыне. Все это произошло до Нагорной проповеди, а ведь эти события исполнены глубочайшим смыслом. Они имеют очень важное значение для понимания того, что есть Христианство. Поэтому, конечно с Рождества начинается собственно христианская история. Похожий вопрос от телезрителя из города Орска Оренбургской области: «В новом завете нет ни одной даты. Сказано только, что Иисус Христос родился в год, когда император Август проводил перепись населения. Так, наверное, определили дату Его рождения 25 декабря? Так же не понятно как появилась и дата крещения 19 января?». «Ну, когда-то мы с вами подробно говорили о дате Рождества Христова. Почему на западе празднуют 25 декабря Рождество Христово, почему на востоке, в частности, в России, 7 января. Я не буду сейчас входить в подробности, а скажу лишь только о том, что речь идет о двух календарях. Рождество Христово празднуется 25 декабря, либо по григорианскому, либо по юлианскому календарю. 7 января не празднуется Рождество Христово. День Рождества Христова 25 декабря. Но наше общество живет по григорианскому календарю, а Церковь по юлианскому. И разница между этими двумя календарями в нынешнем столетии составляет 13 дней. Вот почему празднование 25 декабря по юлианскому старому стилю соответствует 7 января по новому стилю. То же самое и с днем Богоявления, Крещения Господня. Вот вы пишете, что почему, мол, Крещение празднуется 19 января? Не 19 января, – 6 января. 6 января по юлианскому старому стилю. 6 же января и по григорианскому стилю по новому стилю. Но разница между календарями 13 дней. Вот почему празднуя 6 января по старому стилю, мы фактически по отношению к новому календарю празднуем этот праздник 19 января. Ну а теперь, по сути, так сказать я бы хотел ответить на этот вопрос. Значит, как определить дату Рождения? Почему Крещение празднуется 6 января? И так далее… Дата Рождения Спасителя – День Его Рождения никому не известен. И видимо такова была Воля Божия. Потому что, если бы было бы иначе, то в Евангелие было бы прямо сказано - в какой день Господь был Рожден. Евангелие от нас эту дату скрывают. Этот день не известен – точный День Рождения Спасителя. А почему же стали праздновать 25 декабря это событие? Вот, почему. Как известно зимнее солнцестояние, день зимнего солнцестояния предшествует 25 декабря – самый темный день. А 25 декабря начинается прирост дня, начинается движение солнца, планет, земли таким образом, что день у нас увеличивается. Вот именно поэтому, в тот самый день, когда как бы появляется солнце. Древние римляне праздновали культ языческого бога Митры – бога солнца. И христиане, желая сказать, что Единственным Истинным Солнцем Правды является Христос Бог, стали День Его Рождения праздновать в тот день, когда язычники праздновали праздник в честь бога Митры – бога солнца. Таким образом, христиане противовосставлял и Правду – лжи, Свет – тьме, ибо Христос – Подлинное Солнце Правды. Празднование 25 декабря было присуще уже со времен апостольских, буквально с 1 века западной церкви. А вот на востоке, в частности, в Александрии и в Палестине Рождество Христово праздновали 6 января. Связывая тоже, конечно, это празднование с зимним солнцестоянием, с прибавлением дня, и так далее, но дата была иной 25 декабря.
А 6 января мы встречаем упоминание о праздновании Рождества Христова уже во 2 веке в творениях такого Святого отца, как Торту лиан, он жил во 2 веке. А Климент Австрийский, живший в 3 веке, уже довольно ясные нам оставляет свидетельства о праздновании этого праздника на востоке. И так, на западе праздник праздновался 25 декабря, а на востоке 6 января. Но вот празднование Рождества Христова на востоке соединялось в религиозном сознании людей с еще несколькими событиями: в первую очередь с Его Крещением и вступлением на общественное служение. В этот день 6 января христиане праздновали и Рождество Христово и Его Крещение, и начало проповеди, и даже первое чудо, совершенное Им в Канне Галилейской. Итак, 4 события: Рождение, Крещение, начало проповеди, вступление на общественное служение и совершение первого чуда. Вот, эти 4 события в древней восточной Церкви в Александрии и в Палестине праздновались 6 января, а несколько позже уже к 4 веку, под влиянием западной традиции на востоке праздник Рождества так же стали праздновать 25 декабря, а 6 января осталось днем воспоминания о Крещении и Богоявлении Спасителя. Вот эта традиция сохраняется и до сегодняшнего дня. Поэтому, говоря о таких вот вопросах, рассуждая на тему хронологии праздников церковных, мы должны помнить, что привязка к конкретным дням условна. Потому что сам Господь не пожелал, чтоб какие-то конкретные даты, связанные с Его земной жизнью остались известны людям и что бы эти даты сохранились на страницах священного писания. Студент из Владикавказа пишет: «Вы назвали свой цикл к двух- тысячелетию Рождества Христова. Однако во многих учебниках и исторических справочниках публикуется информация о новых исследованиях, утверждающих, что Спаситель родился в 5 году до нашей эры. Что вы можете сказать по этому поводу?» Ответ: «Ну, во-первых, давайте поговорим о том, что такое эра, и что такое летоисчисление?» «В древности эра привязывалась либо к какому-нибудь событию, либо к какому-нибудь географическому месту, либо какой-то личности. Вот известна греческая эра олимпиад, то есть некое летоисчисление, привязанное к проведению спортивных олимпийских игр. Или эра города Рима, эра, привязанная ко дню или году закладки города Рима уже в Христианскую эпоху монах – ученый Дионисий малый, который занимался вопросами летоисчисления, решил соотнести эру императора Иклитиана ко времени Рождества Христова и установил то, что, мы называем христианским исчислением. Более поздние ученые, изучая труды, Дионисия Малого, поставили под сомнение некоторые из его расчетов. И сказали, что может быть, Дионисий Малый и ошибся на несколько лет. Некоторые говорят на 3 года, а другие говорят на 5. А вот, теперь и давайте, скажем – спросим: какое все это имеет значение - ошибся Дионисий Малый, не ошибся Дионисий Малый? Что такое празднование события? Мы же ведь с вами нематематическими - астрономическими изученьями занимаемся, а мы празднуем событие двух тысячелетия Рождества Христова. Дата конечно условная, но, празднуя событие, мы должны в первую очередь вспомнить об этом событии, подумать о нем – ведь всякий праздник это повод, дающий нам возможность задуматься о смысле того, что мы празднуем. Правы ученые или не правы, которые критикуют Дионисия Малого. Действительно он ошибся или не действительно он ошибся, человечество не изменит своего летоисчисления. Потому что само летоисчисление стало уже колоссальной, культурной, исторической, духовной ценностью. Колоссальные, огромные события невероятной важности привязаны к конкретным годам этого летоисчисления. Это наша человеческая история и никто ее не будет переписывать с поправкой на 2 или 3 года. Поэтому все человечество, совершенно сознательно зная, о разговорах, о возможной ошибке Дионисия Малого сознательно готовятся к празднованию двух тысячелетия пришествия в Мир Христа Спасителя. И, вот, как важно, чтобы это празднование не было формальным, не было только фольклорным, не было бы только внешним торжеством. Чтобы, вспоминая об этом событии, мы могли обновить наше понимание всего того, что произошло в связи с пришествием в Мир Христа Спасителя. И чтобы из этого празднования каждый мог сделать важные выводы для своей жизни, чтобы эти выводы мог сделать не только человек, не только отдельная личность, но и общество и государство, а может быть и вся человеческая семья".