• Авторизация


Без заголовка 27-07-2008 22:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пятница, 25 Июля 2008 г. 12:57 (ссылка) редактировать
Процитировано 1 раз +в цитатник
     КАЖДЫЙ ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ...

    СТУДИЯ  ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

   Ю М О Р   В    П Р О И З В Е Д Е Н И Я Х   Д Е Т Е Й
                                                
                   о джипе из бронировсанного золота,
                                                  воздушном пароходе
                                                      волшебном сникерсе                                                                                  и прочей    белиберде
 
 «Стремление детей к сочинительству является такой
же деятельностью воображения, как и игра».
Лев Выготский
«Неосознанное словесное творчество – один из
самых   изумтельных феноменов детства».
Корней Чуковский
 

Про неосознанное творчество детей мы уже говорили. О нём – в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». Ребёнок сочиняет смешное, не догадываясь, что он это делает. Даже не хочет никого рассмешить или потешить.  Он пытается объяснить для себя суть предмета и часто представляет его со смешной, неожиданной стороны – языком образов.

Отсюда – индюк, который «утка с бантиком» или  ножик, «вилкин муж».
Наш сегодняшний разговор о творчестве осознанном. Ребёнок жаждет удивить своим произведением читателя, поведать ему нечто «эдакое», несусветное. И «несусветное» это -  прямо таки ошарашивает.

 Долгие годы я вёл в одной из центральных газет Риги «Студию детского творчества» - так что и насмотрелся, и надивился, и намаялся...

Игорю было семь лет, когда я впервые напечатал его «Сказку про Иванушку-царевича и ведьму». Там и скатерть-самобранка, которая угощает Ваню красно- чёрной икрой и кока-колой. И лягушка, что лежит на берегу - загорает. Она согласна перевезти Ваню через реку, если тот сбегает на заправочную станцию и принесёт для нее три канистры дефицитного бензина. А потом лягушка эта, выпив бензин, раздувается, как воздушный пароход, который и доставляет Ваню на Кудыкину гору, где сидит одноглазое чудище и сторожит золотой огнетушитель. Из него Ваня заливает огонь в пасти дракона. А потом надевает на него намордник, седлает и летит к ведьме...

В общем, каждая строка этой сказочки, навеянной, конечно, знакомыми образами – игра воображения. И... игра со смыслами. Современный предметный мир подключает нас к современным отношениям «деловых людей». На первый план выступает нелепая возня вокруг вещей. Очевидна абсурдность происходящего. Впику традиционной сказке здесь вся кутерьма – не ради чего-то доброго и светлого, а ради добывания волшебного мерседеса или джипа из бронированного золота.. Каждый ребёнок, рассказывающий свою сказку, привносит в неё собственное видение   сегодняшнего мира, свой личный опыт. И конечно же, свою фантазию.

Вот «Сказка о Маньке-царевне, Иванушке-дурачке и волшебном сникерсе», написанная семилетней Машей. Здесь есть характеры, а сама Манька – весьма «автобиографична». Комическое звучание – от верно воспроизведённых диалогов из жизни, пародирования ворчливых маменькиных интонаций – у автора они всегда на слуху.

«Манька была вредная, непослушная. Скажут ей: «Маня, надень носки, пол холодный!», а она – нет, босиком по холодному полу так и скачет.

Или скажут: «Съешь гречневую кашу, будешь здоровенькая, а она одни конфетки ест и бумажки бросает куда попало. Зарядку не делала, зубы не чистила. Орбит не жевала. Так и кариас нажила. А Ваня – он съел волшебный сникерс, испытал неземное блаженство и сделался от глюкозы умным и сильныи. Сникерснул как полагается. Увидел его Змей и закричал: «Не бей меня, Ваня, забирай Маньку-царевну, достала она меня...»

Пикантность этой сказке придают, как я уже говорил, многочисленные биографические детали, касающиеся «абсурдных», с точки зрения героини сказки, мамкиных «предъяв». Со взрослой точки зрения – всё, что мы предъявляем ребёнку, - правильно, имеет смысл. Со «смыслом» этим Манька и борется. Как умеет.

«Пробивать» подобную «бредятину» в печать было нелегко. «Белиберда» - это ещё самый мягкий эпитет главного редактора...

Но я видел в детском абсурдизме свои «золотые зёрна» и был убеждён – это искусство. Вероятно, и читатель сих строк осудит и меня и моих авторов.  Возмутится, удивится  и даже разгневается – какое там искусство! Об этом можно будет и поговорить в комментариях...

...Помню, как ужаснулись в одной редакции, когда я предложил им стихотворение Кости «Про Мамонта».
- Нелепость! Чушь! Издевательство!
Пока «Мамонт» бродил по разным редакциям, я читал его своим знакомым, студентам. Стоял хохот. Рвали из рук. Перпеписывали.

И вот нашёлся, наконец, редактор, который эту «чушь» понял и принял. Всю целиком – такую как есть. «Мамонта» опубликовали. И всё равно не обошлось без казусов. Когда стихотворение попало в корректуру, началось исправление «досадных ошибок и неточностей», «приведение в божеский вид» - пошла борьба за «правильность». А на самом деле – за то, чтобы «Мамонт», вся суть которого в этой шутливой «неправильности» и заключалась, - перестал существовать.

Абсурдные строки, умышленные нелепицы, «наезды» на грамматику, вообще небывальщина – это интуитивно найденный юным автором способ пародировать обычный и поднадоевший обыденный и «правильный» мир – в том числе и мир литературный, мир сказок...
                 
   ПРО МАМОНТА 
                                                        
Дикий слон, а то есть мамонт,
По траве катаясь задом,
Вдалеке завидев чаек,
Наблюдает из засады.
Те летят навстречу солнцу,
Громко каркают противно
И пернатыми руками
Во все стороны махают.
Слон подумал: «Злые птицы
Счас весь хобот оттапают
Лучше спрячусь я под камень.
Может, вовсе не заметят».
И на цыпочках – тихонько,
Хвост поджавши закорючкой,
Побежал через поляну,
Где задумал притаиться.
Чайки были неглупые
И почти не возражали
Свежим мяском попитаться.
Но на солнце перегревшись,
Они выдохлись из силы.
От усталости ломило
Пальцы цепкие в коленках.
Мамонт понял эту слабость.
Рыльце в пушку сразу сделал
И в атаку ломанулся,
Бивнь воинственно настроив.
Поначалу эти птицы
Не на шутку испугались.
Даже стали заикаться,
Портя этим своё пенье.
Но смекнув, что слоник этот
По природе безобидный,
Те решили помириться
И пожать друг другу руки.
И вот так, забыв про ссору,
Разбрелись в свои хибары,
Подарив значки на память.
 

Безграмотность –да! Чушь – конечно! Но что делать, если чушь эта – один из элементов образности, своеобразная манера автора над всем подшучивать, в том числе и над грамотностью.

Даниил Хармс, Корней Чуковский,, Борис Заходер, Генрих Сапгир, Льюис Кэролл, Эдвард Лир, кажется, давно нас убедили – в стране Вообразилии возможно всё: взять спички, к примеру, и зажечь море или встретить кошку, которая «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит»...
                    
                                  ( продолжение следует )
 
 
[369x290]

Комментарии (74)Комментировать [+ в друзья]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Детская - Детская | Лента друзей Детская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»