УЧИМСЯ ЧИТАТЬ – УЧИМ ЧИТАТЬ
ОБРАЗНОЕ СЛОВО
ВСЁ НАОБОРОТ
о промокшей воде, о кошке, которую съела колбаса, о мяукающем ките и виляющем хвостом доме
(продолжение - 7)
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
Соль себя пересолила...
Шалопаев били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё
В один присест
За шесть лет я сочинил,
Покамест голову чинил.
( Франтишек Галас «Мир наоборот»)
*
КИТ И КОТ
В этой сказке нет порядка:
Что ни слово – то загадка!
Вот что сказка говорит
Жили- были КОТ и КИТ.
КОТ – огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал, Кот пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня ,воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днём храпит.
КОТ плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Ловит КИТ мышей на суше
КОТ на море бьёт баклуши!
КИТ царапался, кусался,
Если ж был неравен спор-
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьёт волну И уходит в глубину...
Кит любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовёшь его: - Кис, кис! Он охотно спрыгнет вниз.
( Борис Заходер)
«Мир наоборот» занимает особое место в жизни ребёнка. Нелепицы, небылицы, путаницы, перевёртыши...
Всё это появляется уже с первых страниц «Книги для чтения». Ими плотно заселён «Книжкин дом».
Для чего? Чтобы разбудить фантазию и воображение ребёнка. А это – для чего? Чтобы возник повод для вопросов – завязалась беседа. Чтобы ребёнок разговорился, начал рассуждать. Ведь когда всё идёт привычным заведённым порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что-то необыкновенное, невозможное, сразу являются ворпросы:
· Что это такое?
Может ли такое быть?
А если не может быть, почему не может?
А если может быть, то почему может? И как это сначала показалось, что не может быть?
Вы не успели ещё прочесть весёлый стишок ребёнку, а все вопросы у него в голове уже поставлены и ответы получены в одну секунду. И ребёнок начинает смеяться. Потому что знает, в чём суть беспорядка – радуется своему знанию. Это – интеллектуальная радость...
И «Книжкин дом», и «Книга для чтения» то и дело предлагают ребёнку воображаемые игры в необычность ситуаций, действий, поступков, интонаций, диалогов.
Вот «УДИВИТЕЛЬНАЯ КОШКА» Даниила Хармса...
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идёт по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
Какая тонкая игра! Суть её в абсурдности чьей-то инициативы, может быть, самого поэта. Дети хохочут. Слишком уж смешная возникает в их воображении картинка, когда они представляют это событие в лицах, красках, шуме улицы, по которой шествует наша «удивительная кошка».
Поверив в «правду» этой в общем-то абсурдной истории, дети в будущем сумеют адекватно воспринять «взрослую» литературу абсурда, одим из ярких представителей которой и был Даниил Хармс...
А теперь – очень серьёзная грамматическая загадка...
Г Д Е П О С Т А В И Т Ь З А П Я Т У Ю ?
Очень- очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно.
Ворбей
Схватил зерно
Да как крикнет улетая
-ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЗАПЯТАЯ!
Вы видели, какой кавардак устроили запятые? Предложите детям расставить их по местам, и «мир наоборот" исчезнет. Всё станет, как обычно.
Правильно. Но... скучновато.
А почему?
( продолжение следует)