УЧИМСЯ ЧИТАТЬ – УЧИМ ЧИТАТЬ
ОБРАЗНОЕ СЛОВО
Ч Т О Н А Ч Т О П О Х О Ж Е
О спящем верблюде и
о гусенице, похожей на поезд
( продолжение -6)
Это что же Спящего верблюда.
Это что же- Над ними облака спешат,
Всё Похожие на медвежат.
На что-нибудь похоже! Похож на бабочку букварь,
Ель похожа на пингвина: Раскрытый на окне.
По бокам ветвями бьёт, На ландыш – уличный
Словно вылезла на льдину фонарь,
И своих друзей зовёт. Он чуть кивает мне.
А вот- гора И я над бабочкой сижу,
И вот – гора. На эти ландыши гляжу
Получилось чудо: И думаю о лете
Две горы, И обо всём на свете
Как два горба ( Юрий Кушак)
В основе искусства лежит п о д р а ж а н и е. Одна из примет поэтической речи – троп: изменение основного значения слов, употребление его в переносном смысле. Одно воспринимается через другое. В результате возникает художественный образ .
В «Лесной азбуке» Генриха Сапгира, к примеру, буква В – свернувшийся Уж, Г – стоящая на одной ноге пичужка, Ж – лежащий жук, О - дупло в дереве, Л – шагающий человек...
Для ребёнка это может стать забавной игрой – он с удовольствием ищет «похожести». Делает свои первые художественные открытия, радуется им. Начинают работать фантазия, воображение – всё, что нужно для проницательного читателя. Нам нужно только чуть помочь ему, обратить внимание, увлечь...
И он увидит книжку другими глазами, научится рассматривать не только картинки , но и слова-картинки.
И мы читаем с детьми книжки, где писатель-художник заманчиво вовлекает ребёнка в неповторимый мир бесконечных «похожестей»...
Музыкант играл на трубе. Труба была похожа на улитку. Улитка была похожа на домик. Домик был похож на чашку, опрокинутую. Чашка была похожа на чайник. Чайник был похож на Ивана Ивановича. Иван Иванович был музыкант и играл на трубе
*
Ползла Гусениуа. Мимо шёл поезд. «Наверное я – поезд, - решила Гусеница. – Я такая же зелёная и длинная. Гу-се-ни-ца.
Я состою из целых четырёх слогов-вагончиков.
Гусеница уснула на листке. А проснулась бабочкой.
Порхала бабочка. Высоко летел самолёт, тоже красивый. "Наверно, это мой знакомый поезд. Он тоже уснул и превратился в самолёт, - прошелестела бабочка.. ( Генрих Сапгир).
- Оглянись вокруг, - говорим мы ребёнку. – что на что похоже?
Давай смотреть вместе!..
Вот это облако похоже на кораблик.
А это дерево, озеро, море, поле...?
А эта гора, река, сосна, дорога?
А этот дуб, лист, крокодил, арбуз?
А эти осенние листья, весенние берёзки, грозовые тучи...?
Игра продолжается. Дети уже сами задают друг другу вопросы. И не устают удивляться – как много на свете "похожестей". Как прекрасен мир природы – художественный, образный мир.
ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
На первой до третьей – люди,
Четвёртая была – верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая.
От неё в небесном лоне
Разбежались за слоником слоник.
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – жёлтый жираф! ( Владимир Маяковский)
Поэт или писатель часто олицетворяет природу: звёзды, солнце, тучи, деревья, горы...
Трудное слово?
Что ж, разыщем его ближайшего родственника. Вот он: лицо. Значит, говоря олицетворяет, мы подразумеваем: природа обретает, творит лицо. Становится как бы живой. Как человек. Как любое живое существо. Вот тучка в стихотворении Маяковского стала верблюдиком. А солнце – жёлтым жирафом.
В литературе это так и называется: олицетворение - сотворение лица.
Вот и все «сложности!».
ДУША ПРИРОДЫ
Я думаю, во всём есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре.
Когда я гуляю по лугу или лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется, что у них душа такая: у ромашки душа весёлая, как солнышко; у колокольчиков душа лёгкая, у ивана-да- марьи две души, один цветок;
... А теперь спросим у детей...
- Какие ты ещё знаешь цветы? У них есть душа? Какая она?
Начнётся новая игра...
( продолжение следует)
P.S. Хотите подарить детям красивые и недорогие книжки? Зайдите на сайт: www/august-book.ru
Там всё узнаете...