• Авторизация


Трудные подростки в русскоязычной прозе: "Дом, в котором", "Класс коррекции", "Республика Шкид". 11-02-2014 21:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дочитав "Дом, в котором" Мариам Петросян, я подумала: больше к этой книге не вернусь. Я не люблю "скрытые смыслы", псевдоинтеллектуальные намёки, фэнтези как жанр, недописанные книги, грамматические ошибки в авторском тексте, нарочито вписывающихся в реальность мира персонажей, а хипповая юность оставила очень конкретные воспоминания о том, что такое люди с кличками вместо имён... В общем, всё то, что привлекает читателя в романе, меня, напротив, отталкивает. И всё-таки что-то зацепило.

Роман про дефективных подростков почему-то не показался мне очень оригинальным, хотя именно об этом говорят все фанаты. Также они упирают на хэппи-энд и качество прорисовки персонажей. По совсем непонятным мне причинам текст относят к "магическому реализму".

Во-первых, "Дом, в котором..." - это всё-таки городское фэнтези. Аргументация: фэнтези - это жанр, основанный на создании мира, существующего по мифологическим законам, которые изначально читателю не очевидны; главное отличие от фантастики заключается в том, что фэнтези не делает даже попыток объяснить природу чудесного. Как это происходит в Доме: просто закон этого места, вот и всё. Как можно было отнести роман "Дом, в котором..." к "жанру" магического реализма, я не очень понимаю. Магический реализм - это даже не жанр, а метод вписывания магического и чудесного в реалистичную действительность. Ни о каком реализме речи не идёт.

Во-вторых, до меня не сразу, но дошло, почему текст вызывал у меня такое раздражение. Приписывание ему оригинальности - ошибка. Я не очень-то разбираюсь в подростковой прозе, но даже мне известны минимум два текста той же тематики. Более того, той же формации. Один из них явно является базой для "Дома...". Это "Класс Коррекции" Екатерины Вадимовны Мурашовой. Второй - "Республика Шкид" Пантелеева и Белых, - пожалуй не настолько очевидно является предтечей "Дома", однако параллели прослеживаются. Так вот, я предпочитаю говорить об оригиналах.

***
"Республика Шкид", Л. Пантелеев, Г. Белых. 1927
Роман о трудных беспризорниках, которых в самом начале Советской власти свозят в школу, чтобы сделать из них людей. Книга обо всём. Что характерно: у всех подростков вместо имён клички. В доме-интернате, где они живут, устанавливаются правила, отличные от любых законов внешнего мира. Саморегулирование, моральные нормы, имена - всё это начинается и заканчивается внутри школы имени Достоевского - ШкИД. Уже к середине книги сживаешься с персонажами насмерть, становишься частью их мира, живёшь их жизнью, и не хочешь расставаться. Хэппи-энд в классическом смысле: они вырастают и становятся достойными людьми.

***
"Класс Коррекции", Е.В. Мурашова. 2009
Не интернат - просто один из классов в огромной школе на 5 параллелей. Дети с психическими отклонениями. Инвалиды, из критично неблагополучых семей. Небольшая повесть о том, как они принимают и воспринимают мир вокруг, друг друга, ситуации. Как они сплачиваются и бьются за то, что им дорого. Мир внутри класса - это отдельная реальность, отдельная не только от остальной школы и от улицы, но и от дома. Появляется элемент магического (кстати, вот он, настоящий магический реализм) - другой, параллельный мир, в котором подспудные желания материальны. Финал открытый, но светлый.

***
Я знаю ещё минимум о нескольких классических русских книгах о трудных подростках: "Странники" Вячеслава Шишкова, "Чучело" Владимира Железникова, "Динка" Валентины Овсеевой. Эти книги более жестоки, более реалистичны. Никакого внутреннего коллективного мира, но для информации пусть будет.

***
Зачем я всё это рассказываю?.. Наверное, чтобы показать: тема раскрыта, есть, что почитать. Мне кажется, что разборчивость должна выходить за рамки "читать или не читать". В мире столько книг, которые прочитать действительно стоит, что было бы обидно потратить своё время на недостойные экземпляры. Все три книги стоят того, чтобы потратиться, но все три по-разному. И в разной степени.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Gangalin 12-02-2014-00:11 удалить
Спасибо вам за подборку. Но тема совсем не моя. Я думаю, что всё ж для преподавателей надо книги писать о том, чего желают мальчики и девочки. Республику ШКИД я читала уже повзрослевшей. И понимала о чем там пишут. А так же - Сумерки и прочее вообще осилить не смогла. Трудные подростки встречаются в детективах, часто. Но там с ними решают эту проблему в реальном мире. Ну.... надеюсь не пригодится всё это.
raddis 12-02-2014-09:50 удалить
А " Ночевала тучка золотая " Приставкина вы не читали ?
Да и другие очень серьезные вещи на подобную тему есть , но эта одна из самых трагичных ..
Unico_Unicornio 12-02-2014-13:28 удалить
Есть ещё трилогия Вигдоровой: "Дорога в жизнь"-"Это мой дом"-"Черниговка" об ученике Макаренко, который сам пошёл работать с беспризорниками.
Sem_gorodov 13-02-2014-09:22 удалить
Сами ВЫ.........!
Нехороший человек!
Да и отзыв Ваш бес-че-ло-веч-ный !
Я прочла Все(!) перечисленные Вами книги и все книги в комментариях, и , наверно, надо очень не любить детей, что бы так мерзко писать о них, о книгах о них, о трудных подростках,так как пишите ВЫ!
.... именно "благодаря" таким как Вы они становятся для одних - трудными, для других - родными....
flahertie 13-02-2014-09:46 удалить
Ответ на комментарий dlpL # Спасибо)
flahertie 13-02-2014-09:52 удалить
raddis, Unico_Unicornio, спасибо большое за информацию! Обязательно посмотрю, о чём речь. Я писала о книгах, которые говорят о мире большого числа таких детей изнутри. Если "снаружи", глазами других людей, причастных может если только косвенно, то есть ещё "Географ глобус пропил", хотя это просто не про "ителлов". Сама тема меня мало интересует, просто так совпало.))

Sem_gorodov, по-моему, я говорила вообще не о детях, а о книгах. Я рассматриваю художественный текст с той точки зрения, что он имеет опосредованное отношение к реальности. У вас трудности с восприятием информации?
13-10-2014-18:43 удалить
Боюсь, в главном вашем тезисе вы не правы. Насчет оригинальности. "Дом" далёк от "Республики Шкид" достаточно, что бы быть чем-то другим.
Насчет "Класса коррекции" Мурашевой вообще не соглашусь. Кроме того, что он вообще много на что похож, я подозреваю, что он был скопирован с "Дома в котором", а не наоборот. Даже при том, что напечатан раньше.
Просто учтите, что рукопись "Дома" ходила по редакциям с 98го года до того момента, пока её не заметили, и представьте себя на месте каждого из писателей.
Вариант первый:
Вы нашли рукопись совершенно неизвестного автора, которую возможно никогда не опубликуют. При этом, поскольку вы психолог, у вас в голове есть поучительная мысль. Зная что вас напечатают раньше и в плагиате никто не обвинит, вы пишете книгу.
Вариант второй:
Когда-то давно вы написали наброски к книге, и тут вдруг вам звонят и говорят, что готовы это напечатать. Тут вы находите произведение одного достаточно известного психолога, на тот момент автора десятка книг, и оформляете свою (в десять раз бОльшую!) книгу подозрительно похоже, так что даже имя одного из героев повторяется.
Не знаю, кому как, а мне первый вариант кажется намного более правдоподобным, чем второй.
Так уж получилось, что я попал сюда, когда сравнивал "Дом" с "Классом коррекции". С учетом некоторых недостатков "Дома", "Класс" на мой взгляд сильно проигрывает.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Трудные подростки в русскоязычной прозе: "Дом, в котором", "Класс коррекции", "Республика Шкид". | Книжный_БУМ - Для тех, кто любит книги и не может молчать об этом! | Лента друзей Книжный_БУМ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»