• Авторизация


Д.Быков. Советская литература. Краткий курс 01-03-2013 21:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x304]
Вчера я дочитала курс лекций по советской литературе Дмитрия Быкова, и вот какие мысли меня посетили. Первая мысль - из прекрасного студенческого далёка. Читала нам зарубежку великолепнейшая женщина - Маргарита Васильевна Разумовская. Умница, красавица. Когда-нибудь начну летопись о своих преподах. И вот после лекции я подошла к ней, что-то там меня в Вольтере заинтересовала. Она мне, конечно же, ответила на мой вопрос, а потом вскользь заметила: "Я не люблю Вольтера, я люблю Руссо". Увидев мой ошарашенный взгляд (потому как я из лекции не поняла, что она НЕ любит Вольтера), она сказала: "Но мы с вами филологи, мы должны любить все". Я еще больше озадачилась, а теперь подумала, что это она как препод сказала: для препода не должно существовать вкусовщины, он должен быть объективен, нелицеприятен (слово я употребляю правильно, в отличие от многих журналистов). А теперь - к Быкову.
+++
Весь курс можно поделить на части "Литература и я" и "Я и литература". Вполне вероятно, что курс был записан, а потом расшифрован с диктофона, уж очень заметны устные интонации. Быков - уж этого у него не отнимешь - человек начитанный, но в этом (извините за выражение) курсе вкусовщина цветет махровым цветом. Никакой стройности изложения, никаких тебе чужих взглядов. А если и есть, то неправильные. Удивило, что он делает акцент на ... как бы это сказать... на маргинальных произведениях. Уж не от заносчивости ли? Забыли, забросили, не обратили внимания, а вот этот-то рассказик (повесть, романчик) как раз хорош, его-то я и советую прочитать. Горький плох, Федин беден, Есенин пьянен... Творчество Горького - прыг-скок (насколько позволяет корпуленция) с раннего на позднего (очевидно, нет тут никакой разницы), с прозы на драматургию. В целом, писатель так себе, за исключением парочки рассказов. Да, насчет Федина согласна. Слава богу, "Города и годы" оценил. Почему-то без "Первых радостей" (ну, черт с ними, они традиционные и более чем скромные) и "Необыкновенного лета". Какую-то бурду несет про Шолохова. Вроде в целом хорош, но не каждому по зубам. Особенно патриотам. Фу-у-у! Журналист читает курс литературы как пишет. Не, не так. Он акценты делает именно на том, на чем должен делать журналист - цвет глаз, волос, вес, рост, связи и пр. Биографизм такой. Для литературного творчества, может, и важен рост и вес, но хотелось бы другого. Мне могут возразить, что это живо, не занюханно, не кондово. Наверное. Но назовите это так, как я написала выше. Буду честна и нелицеприятна: мне кое-что понравилось. Например, о Федоре Панферове. Действительно, эпохальные "Бруски"! Мне за ночь до экзамена предстояло их прочитать. Больше 60 страниц не осилила (а они в четырех книгах, в двух томах). Но в 1979 г. в ...кажется... Брно я очутилась в компании не очень молодых чехов. Они с восторгом говорили о "БрУсках".
Много слов о Николае Шпанове. Вы знаете, кто это? Я тоже не знала, хотя в дисматериалах мне попадались цитаты из его произведений. Вроде плох. Зачем же тогда о нем столлько говорить? А вот с другой стороны хорош. Деревенщиков всех обозвал антикультурным проектом. Досталось Анатолию Иванову, Петру Проскурину. Что-то не вспомнил Георгия Маркова. Это упущение. Анатолий Иванов ничуть не хуже Бубеннова. Кстати, и того и другого переиздают, а стало быть, покупают. Ну, это быдло покупает и читает. Хотя почему-то о Пикуле хорошо отозвался, а его тоже те же читают. Только вот, насколько знаю, Пикуль своей главной книгой считал не "Нечистую силу", а "Каторгу". А вот большое человеческое спасибо Быкову за "Большие пожары". Не знала, и не говорили нам. Оказывается, в 1927 году в "Огоньке" печатался коллективный роман под таким названием. Каждый автор писал по главе. Представляете? Это вроде наших словесных игр в юности, когда не знаешь, что напишет предыдущий игрок. 25 писателей - 25 глав. Вышло г..., конечно же. Но информация интересная!
Ну, вот как-то так и все остальное...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (30): вперёд»
Rugena 01-03-2013-22:20 удалить
Очень точная характеристика и книги , и автора. Талантливый, с сокрушительным азартом, много и везде пишущий, позволяющий себе не особенно анализировать то, что он хочет сказать, самовлюбленный и в конечном счете - безответственный по отношению к литературному материалу, - ведь главное - "я так считаю"...








Исходное сообщение Книжный_БУМ

Вчера я дочитала курс лекций по советской литературе Дмитрия Быкова, и вот какие мысли меня посетили. Первая мысль - из прекрасного студенческого далёка. Читала нам зарубежку великолепнейшая женщина - Маргарита Васильевна Разумовская. Умница, красавица. Когда-нибудь начну летопись о своих преподах. И вот после лекции я подошла к ней, что-то там меня в Вольтере заинтересовала. Она мне, конечно же, ответила на мой вопрос, а потом вскользь заметила: "Я не люблю Вольтера, я люблю Руссо". Увидев мой ошарашенный взгляд (потому как я из лекции не поняла, что она НЕ любит Вольтера), она сказала: "Но мы с вами филологи, мы должны любить все". Я еще больше озадачилась, а теперь подумала, что это она как препод сказала: для препода не должно существовать вкусовщины, он должен быть объективен, нелицеприятен (слово я употребляю правильно, в отличие от многих журналистов). А теперь - к Быкову.
+++
Весь курс можно поделить на части "Литература и я" и "Я и литература". Вполне вероятно, что курс был записан, а потом расшифрован с диктофона, уж очень заметны устные интонации. Быков - уж этого у него не отнимешь - человек начитанный, но в этом (извините за выражение) курсе вкусовщина цветет махровым цветом. Никакой стройности изложения, никаких тебе чужих взглядов. А если и есть, то неправильные. Удивило, что он делает акцент на ... как бы это сказать... на маргинальных произведениях. Уж не от заносчивости ли? Забыли, забросили, не обратили внимания, а вот этот-то рассказик (повесть, романчик) как раз хорош, его-то я и советую прочитать. Горький плох, Федин беден, Есенин пьянен... Творчество Горького - прыг-скок (насколько позволяет корпуленция) с раннего на позднего (очевидно, нет тут никакой разницы), с прозы на драматургию. В целом, писатель так себе, за исключением парочки рассказов. Да, насчет Федина согласна. Слава богу, "Города и годы" оценил. Почему-то без "Первых радостей" (ну, черт с ними, они традиционные и более чем скромные) и "Необыкновенного лета". Какую-то бурду несет про Шолохова. Вроде в целом хорош, но не каждому по зубам. Особенно патриотам. Фу-у-у! Журналист читает курс литературы как пишет. Не, не так. Он акценты делает именно на том, на чем должен делать журналист - цвет глаз, волос, вес, рост, связи и пр. Биографизм такой. Для литературного творчества, может, и важен рост и вес, но хотелось бы другого. Мне могут возразить, что это живо, не занюханно, не кондово. Наверное. Но назовите это так, как я написала выше. Буду честна и нелицеприятна: мне кое-что понравилось. Например, о Федоре Панферове. Действительно, эпохальные "Бруски"! Мне за ночь до экзамена предстояло их прочитать. Больше 60 страниц не осилила (а они в четырех книгах, в двух томах). Но в 1979 г. в ...кажется... Брно я очутилась в компании не очень молодых чехов. Они с восторгом говорили о "БрУсках".
Много слов о Николае Шпанове. Вы знаете, кто это? Я тоже не знала, хотя в дисматериалах мне попадались цитаты из его произведений. Вроде плох. Зачем же тогда о нем столлько говорить? А вот с другой стороны хорош. Деревенщиков всех обозвал антикультурным проектом. Досталось Анатолию Иванову, Петру Проскурину. Что-то не вспомнил Георгия Маркова. Это упущение. Анатолий Иванов ничуть не хуже Бубеннова. Кстати, и того и другого переиздают, а стало быть, покупают. Ну, это быдло покупает и читает. Хотя почему-то о Пикуле хорошо отозвался, а его тоже те же читают. Только вот, насколько знаю, Пикуль своей главной книгой считал не "Нечистую силу", а "Каторгу". А вот большое человеческое спасибо Быкову за "Большие пожары". Не знала, и не говорили нам. Оказывается, в 1927 году в "Огоньке" печатался коллективный роман под таким названием. Каждый автор писал по главе. Представляете? Это вроде наших словесных игр в юности, когда не знаешь, что напишет предыдущий игрок. 25 писателей - 25 глав. Вышло г..., конечно же. Но информация интересная!
Ну, вот как-то так и все остальное...
Glasha_Yu 01-03-2013-22:21 удалить
Ответ на комментарий Rugena # Спасибо за отклик.
aleksyri 01-03-2013-22:52 удалить
Меня заинтересовало)).Единственная на мой взгляд претензия существенная - подзаголовок "курс лекций"."Цикл бесед" - и всё станет на свои места.
Glasha_Yu 01-03-2013-22:57 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Сейчас исправлю. Гораздо хуже там: Краткий курс.
Да, нужно было бы определиться с жанром.
aleksyri 01-03-2013-23:02 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # )) - я подумал, что так у Быкова.Краткий курс - это как раз очень точно, и по ассоциациям - всё значит на месте (самый известный "краткий курс" и я не читал, но на слуху он и у вас думаю).
Glasha_Yu 01-03-2013-23:05 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Вообще-то нет.
aleksyri 01-03-2013-23:12 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # Книга, которую на протяжении десятилетий так называли - "Краткий курс истории ВКП(б)" - отредактированный и, в черновиках написанный якобы, Сталиным - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F2%EA%E8%E9_%EA%F3%F0%F1_%E8%F1%F2%EE%F0%E8%E8_%C2%CA%CF(%E1).Произведение по определению - субъективное, именно из серии Партия и Я - Я и партия)).Быков отсылает к этой книге подчёркивая неполноту и субъективность своей.
Пикуль сам в пишет в своей "Нечистой силе", что эта главная книга всей его жизни.
а всё равно любопытнейшая вещь
Glasha_Yu 01-03-2013-23:22 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Ну, спасибо за просветительство. Ох, не знала.
Кроме этого курса вам никогда не попадалось ничего написанного в кратком изложении - учебников, пособий для поступающих в вузы?
Неполноту Быков подчеркивает (в аннотации он же и пишет, что полный курс вряд ли у КОГО-НИБУДЬ выйдет), а субъективность получается единственным верным (по автору) взгляд на советскую литературу (точнее на некоторые произведения, поскольку КУРСОМ там и не пахнет. Не тем курсом идет товарищ.)
Glasha_Yu 01-03-2013-23:23 удалить
Ответ на комментарий звёздочка1985 # А потом он начал писать "Каторгу"...
Glasha_Yu 01-03-2013-23:24 удалить
Ответ на комментарий Irena_Dominique13 # Да, некоторые моменты я отметила как положительные. Однако строить по книге мнение о советской литературе не стоит.
акме 01-03-2013-23:26 удалить
спасибо за рецензию! Вы хорошо пишите, было приятно и познавательно читать!
Glasha_Yu 01-03-2013-23:27 удалить
Ответ на комментарий акме # Спасибо за отклик. Но все же будет лучше, если каждый составит свое мнение о книге (и о советской литературе тоже)
акме 01-03-2013-23:29 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # я сейчас как раз на филфаке учусь, на кафедре новейшей русской литературы, нам там много рассказывают о советской литературы, потихоньку и своё мнение составляю)
Glasha_Yu 01-03-2013-23:32 удалить
Ответ на комментарий акме # В каком вузе?
акме 01-03-2013-23:46 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # РГГУ
акме 01-03-2013-23:49 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # если честно, то пока ничего не слышала от них. но если выпадет случай, то обязательно поинтересуюсь.
Glasha_Yu 01-03-2013-23:49 удалить
Ответ на комментарий акме # Вот интересно, как ваши преподы относятся к написанному Быковым?
Glasha_Yu 01-03-2013-23:51 удалить
Ответ на комментарий акме # Было бы любопытно услышать их отзывы. Успехов вам!
акме 01-03-2013-23:57 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # спасибо) Вам тоже всего самого хорошего!
Glasha_Yu 02-03-2013-00:04 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Ну, можно и так толковать, это вполне по-быковски, он очень легко и непринужденно сравнивает божий дар с яичницей и проводит параллели между ними.
aleksyri 02-03-2013-00:15 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # Именно - по-быковски)).А мне импонирует его "парадоксализм", конечно, как литературоведение вряд ли это можно воспринимать.
Glasha_Yu 02-03-2013-00:16 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Так и я про это же, а не про то, что мне не нравится Быков.
iric2004 04-03-2013-00:48 удалить
Отличная рецензия! Браво!)))
Glasha_Yu 04-03-2013-19:12 удалить
Ответ на комментарий iric2004 # Спасибо. Только это не совсем уж рецензия, просто отзыв о только что прочитанном.
Вильма 06-04-2013-13:09 удалить
Спасибо. Было интересно прочитать Ваш отзыв. Кое с чем согласна... Спрошу в библиотеке эту книгу Быкова, как-то прошла мимо.
Glasha_Yu 06-04-2013-13:12 удалить
Ответ на комментарий Вильма # Спасибо Вам за отклик.
17-04-2013-01:22 удалить
Слышал, видел и читал. Общее мнение: амбициозность, высочайшее самомнение и, конечно, в итоге-только "Я" и никто кроме. Оценка Горького с политических мотивов."Клим Самгин" - величайшее творение и переведено на многие языки мира. Аlexy563.
Glasha_Yu 17-04-2013-19:20 удалить
Ответ на комментарий # Спасибо за отклик


Комментарии (30): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Д.Быков. Советская литература. Краткий курс | Книжный_БУМ - Для тех, кто любит книги и не может молчать об этом! | Лента друзей Книжный_БУМ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»