• Авторизация


Великое кино - 120 классических фильмов из метцлеровского лексикона. 07-09-2021 23:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ещё одно последнее сказанье... Ровнёхонько шесть лет прошло с того приснопамятного дня, когда я начал последовательно смотреть картины из "Метцлеровского лексикона 120-ти классических фильмов", который был мною куплен по дешёвке в одном из сетевых немецких книжных, где обычно нечем сердцу успокоиться. Кинцо я посматривал и до того дня. Однако, всегда сталкивался с проблемой выбора. Смотреть насоветованное друзьями? Почему же полагаться на их вкус - бунт! Из списков в интернете? Они все в градации - почему я должен начинать с фильма номер двести пятьдесят - бунт! А ещё всегдашний страх нарваться на лажу и потерять время. Или заумь, или же наоборот - на "Палочки и девочки, мальчики и дырочки", которые поджидают рядового зрителя на большом, да и на маленьком экране.

Вместе со "Списком" в мои руки попал отличный путеводитель по миру кино. Прежде всего отпала мука выбора - Qual der Wahl. Я всегда знал какой фильм на очереди и иногда только переставлял их местами в рамках одной буквы алфавита. "Berlin Alexanderplatz" я отложил напоследок в виду его исполинского размера, а "La Règle du Jeu" с первого раза совершенно не понял и отложил просмотр до лучших времён. В остальных случаях, послушно следовал за "Списком", даже в тех случаях, когда вроде бы ничего хорошего название следующей картины не предвещало. Как часто это предчувствие меня обманывало!
Очень часто мы принимаем решение смотреть или не смотреть тот или иной фильм на основе довольно вздорных предрассудков, как то;
дурацкое или кажущееся нам слишком банальным название , (стали бы вы с бухты-барахты смотреть фильм, который носит гордое имя "М"? А между тем это один из сильнейших фильмов всего списка!
старьё - заставить себя сесть и смотреть, например, немой фильм довольно сложно. В нашем представлении немое кино - это гримасничанье и бестолковая беготня под расстроенное пианино, а это вовсе не так!
чуждая эпоха - югославский, турецкий или же ГДРовский фильм вряд ли заинтересует вас априори настолько, что вы побежите его смотреть.
Наконец, фильмы, которые мы когда-то смотрели или составили себе о них мнение по отзывам других - их заставить себя смотреть, пожалуй, тяжелее всего. Уже составленное мнение побороть подчас тяжелее, нежели составить себе мнение с нуля.
Раньше против четырёх этих бед был один ответ - старый-добрый телевизор и возможность попасть на хороший фильм. Но скажите, кто в наше время ещё смотрит телевизор, а тем более попадает на фильмы? Мы живем повесткой нетфликса или других стриминговых платформ - прошлогоднего фильма или сериала как бы не существует - смотреть его некруто - будто делаешь по настоятельной просьбе училки прохлопанную домашку. Возвращаться на сто лет назад жест абсолютно в этой логике безумный, но в этом безумии есть своя логика. Дело в том, что нынешние режиссеры не с луны свалились - их представления о том каким должны быть фильмы формировались под влиянием картин предыдущего поколения. Там они черпали техники и приёмы, сюжеты и типажей, вот это вот всё. Часто мы имеем дело с буквальными заимствованиями. Например, такие фильмы как "Интерстеллар" были бы невозможны без кубриковской "Космической одиссеи". Иногда было просто приятно восхититься неповторимому оригиналу и улыбнуться собственной наивности пред лицом добротной, но всё же копии, как в случае с "Ангелом-истребителем" Бунюэля и "Небесами" Рязанова.
В общем, "Список" порядочно расширил мой кругозор, подарив целый ряд потрясающих откровений, которых бы в моей жизни без него не было.

Начиная смотреть фильмы из списка, я был движим только любопытством. Не более. Я не хотел оставлять каких-то записок с претензией на киноведение. И всё же я решил вести некую летопись своего предприятия. Запечатлевать непосредственные мысли и ощущения после первого просмотра - нанизывать на эмоцию первой встречи все дальнейшие размышления. От этого правила мне приходилось не раз отступать. Самые вопиющие случаи это, конечно, "Седьмая печать" Бергмана и пресловутый "Солярис", просмотренные аж 4 раза. Каждый раз я буквально физически ощущал потребность фильм пересмотреть, будто от меня ускользает нечто важное, ускользает, как скользкий рыбий хвост в руках.
Были, если быть честным, несколько случаев, когда, понимая умом за что фильм угодил в список, например, за техническое новаторство, мне стоило огромного труда фильм досмотреть - так было с фассбиндеровским "Катцельмахером" и "С течением времени" Вендерса. Оба автора, которых я на самом деле очень ценю, но эти фильмы... Тяжелое кушанье!
Ещё пару слов о языке. Я старался всё смотреть в оригинале - благо английский, немецкий, французский и итальянский довольно сносно понимаю на слух, а фильмы на других языках смотрел либо в русском, либо в немецком переводе. Мне кажется, к языку фильмов применимы слова Роберта Фроста о поэзии, которая именно то, что теряется в переводе.
Доставать фильмы было почти всегда легко. Как правило, фильмы до 1960-х, особенно немые, лежат в открытом доступе на ютубе, а более поздние доступны на стриминговых платформах. В редких случаях мне приходилось заказывать DVD или Blueray через Амазон, иногда даже забугорный, но ожидание только заостряло внимание перед предстоящим просмотром.
Это, если обобщать, единственные трудности, возникшие на пути. Довольно быстро я смекнул какие сокровища, могущие скрываться под самым тривиальным названием, таит в себе "Список". Они могли никаким образом не быть на слуху, страна происхождения могла казаться экзотической, но я знал, что встреча с чудом весьма вероятна. Сами статьи я старался читать всегда после написания очерка, чтобы не попасть под влияние чужого мнения и неосознанно перенести её основные идеи к себе. Как правило в этих статьях давалась сопроводительная информация о режиссере, съёмочном процессе, актерах, истории проката. Собственно анализа было с абзац.
Писалось очень по-разному. Порой просмотренный фильм настолько будоражил, что оставлял эмоциональную пустоту, которую было очень сложно заполнить словами. Например, потрясающий "Париж. Техас" или феллиниевская "Дорога". Иногда же идеи и слова приходили будто сами собой. Фильм вдохновлял, окрылял. О нём хотелось писать и писать, играться с ним умом как с новой любимой игрушкой. Так было, скажем, с "Детьми райка", одним из самых красивых фильмов из "Списка".

Спустя 6 лет пришла пора подводить итоги.

Почему так медленно? Вынесем за скобки личные обстоятельства - две трети "Списка" я посмотрел в первые два года, почти железно следуя графику "фильм в неделю", а потом замедлился до фильма раз в два месяца. Тому была ещё другая причина - я стал отвлекаться на фильмы понравившихся режиссёров не из списка. В этом отношении "Список" действительно послужил своего рода вратами в мир кино. Но главное - смотреть быстрее - не успевать переваривать увиденное. Хороший фильм подобно хорошей книге ходит с тобой по пятам неделю, а может и две. Пихать в себя следующий было бы риском подавиться. Да и внимание наше с любопытством вещи не бестарифные.

Доволен ли я списком?

Мне кажется, что несмотря на лёгкий перекос в сторону немецкого кино, а также не совсем оправданное включение в список нескольких фильмов одного режиссёра (после одного шедевра вроде бы ясно, что смотреть у него надо всё) список составлен довольно объективно. Точен баланс между развлекательным кино и артхаусом. Это два полюса, а всё кино где-то между ними. И наверное главный вывод из всего предприятия, что это полностью ложное и условное разделение. Фильмы делятся не на лёгкие и заумные, а на великие и посредственные, вторичные, оставляющие равнодушным. А жанрово они могут довольно сильно разниться.

Что мне это дало?

Я открыл или вновь открыл режиссёров, которых никогда бы не посчитал близкими мне - скорее всего из-за ареола заумности, созданного вокруг них зашоренными и нелюбопытными людьми. Теперь я уже больше не мотаюсь в поисках чего бы посмотреть - моего списка хватит ядерку переждать, если, конечно, электричество будет. А пока оно будет, я буду помаленьку пописывать о кино. Но уже без столь привычного списка гиперссылок в конце каждого поста. На этот раз продолжения не последует. На место этого списка обязательно придёт нечто другое. Свято место пусто не бывает;)

Я долго думал, что под конец составлю свой рейтинг десяти самых крутых фильмов, по чести делать этого не намерен. Все фильмы списка в чём-то потрясны, неповторимы, занимательны! Эмоционально цепляют, дают пищу для ума. Будут сопровождать посмотревшего их некоторое время. Я могу только от всего сердца посоветовать вам предпринять путешествие по моим следам. А потом почитать мои заметки и, конечно, совершенно не согласиться с ними. И это будет - вы увидите! - началом вашей прекрасной дружбы с кино.


[SIZE=1]
Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
Berlin Alexanderplatz (Берлин Александерплац. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия, 1980)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
La Règle du jeu (Правило игры. Реж. Ж. Ренуар, Франция 1939)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Spur der Steine (След камней. Реж. Ф. Байер, ГДР, 1966)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
Terminator 2: Judgment Day (Терминатор 2: Судный день. Реж. Дж. Кэмерон, США 1991)
Das Testament des Dr. Mabuse (Завещание доктора Мабузе. Реж. Фр. Ланг, Германия 1933)
Titanic (Титаник. Реж. Дж. Кэмерон, США 1997)
Trainspotting (На игле. Реж. Д. Бойл, Великобритания 1996)
2001. A Space Odyssey (Космическая одиссея 2001 года. Реж. С. Кубрик, США, Великобритания 1968)
Unter den Brücken (Под мостами. Реж. Х. Ройтнер, Германия, 1944)
Der Untertan (Подданный. Реж. В. Штауде, ГДР, 1951)
Vertigo (Головокружение. Реж. А. Хичкок, США, 1958)
Witness for the Prosecution (Свидетель обвинения. Реж. Б. Уайлдер, США, 1957)
Yol (Дорога. Реж. Й. Гюней, Турция, 1982)
Zelig (Зелиг. Реж. Вуди Аллен, США, 1983)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Ostreuss 10-09-2021-15:37 удалить
Никогда не слышали о "Томатном кетчупе императора"? Фильм, правда, исчезает из интернета. И сделан на коленке.
murashov_m 12-09-2021-00:17 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Нет. Если честно, первый раз слышу. А почему он исчезает? Правообладатели? На Яндекс-видео я находил почти безнадежные вещи.
Ostreuss 12-09-2021-02:51 удалить
Ответ на комментарий murashov_m # murashov_m, это Тераяма, 1971. Есть несколько фильмов, которые для тех лет были возможны, а сейчас - нет. Их изымают и стирают. "Император" - особо знаменитый случай, это "смотреть нельзя запретить". Там попадается обнаженное детское тело, причем в скандальном аспекте: дети устроили революцию и творят, что хотят. Эдипов комплекс и что-то такое. Символ революции - любимый "императором" томатный кетчуп. К сожалению, он сделан на ничтожные деньги, а повторить масштабно (возможен мульт) не дадут. Принципиально, взято из жизни: в Китае дети захватили город, и их расстреливали поголовно, и в Кампучии армия состояла из 12-14-ти летних. И важно для понимания России. Инфантилизм. Детей и незрелый народ можно возбудить на любую глупость. Это происходит в какой-то мере сейчас - русские просто инфантильны. "Аля-улю" Райкина, оно же "Мы смело в бой пойдём, и как один умрём в борьбе за это". Жалко, что фильм сделан на коленке. В данном случае прикол в том, что хотя секса и порнухи там нет, его уже не найти даже на самых "взрослых" сайтах
murashov_m 13-09-2021-14:16 удалить
Звучит интересно, напоминает "Повелителя мух" Голдберга. А насчет инфантилизма, да! Всё "крестовый поход детей". Взрослый остановится, просчитает и откажется от идеи всё ломать. А ребенок хрякнет топором.

UPD: Ну вот, уже начал путать Бабеля и Бебеля)) Голдинг, конечно, а не Голдберг - это наверное вариации в голове были, когда писал))


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Великое кино - 120 классических фильмов из метцлеровского лексикона. | murashov_m - Gnothi seauton | Лента друзей murashov_m / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»