Маркетинг Ли.ру
30-07-2005 14:45
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Периодически меня посещает идея создать руководство по маркетингу в Ли.ру.
Виртуальная среда Ли.ру, на мой взгляд, идеальна для апробирования новый современных идей в маркетинге. А тестирование новых идей необходимо потому, что сегодня мы являемся свидетелями тектонического сдвига в экономике от транзакционного маркетинга к маркетингу взаимоотношений (от традиционного массового маркетинга к индивидуальному интерактивному маркетингу). Сетевое сообщество дневников – это прототип будущих рынков. И для этих новых рынков должно применять новый маркетинг.
В тесном содружестве сетян мы все участники глобальной экономики и одновременно являемся и покупателями, и продавцами, и работодателями, и работниками, и экспертами, и новичками, и конкурентами, и соратниками. В подобной ситуации будет не лишнем разработать методики, которые позволят получить выгоду от ведения дневников как моральную, так и материальную, позволят достичь больших и амбициозных результатов и, возможно, в корне изменить карьерный и профессиональный рост и уклад жизни в целом. Методики, которые позволят не сожалеть о потраченном времени на ведение дневника и чтение записей других, а приносящие успех и повышающие эффективность использования дневника.
Лично для меня руководство по маркетингу в Ли.ру может стать основой для моей работы по курсу «Стратегия Интернет – маркетинга», материал к которой я собираю уже больше года. Но это в будущем, а пока сделаем первый шаг…
Если мы хотим быть успешными, то у любой нашей деятельности должна быть цель. В том числе, цель должна быть и у ведения дневников. Даже если вы формально не ставите цель, она все равно подспудно присутствует и проявляется каждый раз, когда вы добавляете новую запись в дневник. Это может быть и просто эмоциональная разрядка или снятие стресса, а, возможно, вы хотите зафиксировать хронологию событий или провести самоанализ. Проблема в том, что эти цели спонтанные, т.е. появившиеся в результате случайных или сиюминутных желаний. Более того, неформализованные цели не возможно использовать для построения стратегии, например, стратегии ведения дневника. В результате все спонтанные и неформализованные цели владельцев дневников сводятся к желанию повышения популярности своего дневника и занятию верхних строчек в рейтинге посещений. Но для чего? Что это дает вам, как владельцу дневника?
Высокий результат в рейтинге скорее является побочным эффектом вашей стратегии ведения дневника, но не в коем случае не должен быть самоцелью. Желание иметь больше постоянных читателей, больше симпашек, больше посещений дневника сформировано благодаря уникальной статистике, за которую спасибо организаторам сервиса и ValeZ отдельно. Но, к сожалению, эта статистика сыграла с сетевым сообществом дневников злую шутку, и подтверждает один из ключевых тезисов менеджмента: «Что измеряется, тому и уделяется внимание». Легкость получения статистики о посещениях, числе читателей фокусирует деятельность авторов дневников на улучшение именно этих параметров. Но является ли высокая посещаемость действительно вашей целью? Долгое время крупные корпорации борются за долю на рынке, но в современном экономическом окружение большая доля рынка для многих компаний является проблемой, а не преимуществом. Массовый рынок сегодня не является синонимом успеха. Успеха добиваются наоборот те, кто концентрирует свои усилия на отдельных нишах рынка. (Именно нишах, а не сегментах. Сегмент в данном случае то же слишком большая часть рынка).
Резюмируя выше сказанное, можно сказать, что для любой деятельности важно ставить цели и эти цели не должны быть ложными. Цели обязательно надо фиксировать в письменной форме, что придаст им конкретику и согласованность с другими целями и задачами. Построение стратегии вашей деятельности не возможно без постановки целей, т.к. нельзя проложить путь, если не знаешь куда двигаешься. И последний тезис, в зависимости от целей и стратегии будут применяться те или иные методы и инструменты маркетинга. Это означает, что в маркетинге нет универсального алгоритма, подходящего под все задачи. Каждый раз, начиная новый проект необходимо заново конструировать алгоритм в зависимости от обстоятельств, ресурсов, возможностей и целей.
И так, первый шаг в маркетинге Ли.ру – достижение определенности в целях ведения дневника.
Теперь перейдем к анализу возможных вариантов целей ведения дневника. Я буду размышлять о них в произвольном порядке, т.к. у меня сейчас нет задачи построить жесткую структуру целей и расставить их в иерархию.
Я думаю, что для многих толчком к ведению дневника, независимо в офф-лайне или в он-лайне, является желание зафиксировать происходящие события. И здесь важно не столько точность в описание деталей события, а те чувства, эмоции, переживания, которые вызывает данное событие. По сути, фиксируется эмоциональное состояние человека в хронологической последовательности. Наиболее точное выражение, которое я встречал в дневниках описывающее эту цель – «хроники меня».
Другой целью дневника, вытекающая из предыдущей цели, является цель самоанализа. Для ее осуществления необходим определенный массив записей в дневнике, что позволяет посмотреть на себя в некой ретроспективе и проанализировать прошедшие события, попытаться определить причины и следствия, задуматься, как это тебя изменило. Очень ценная возможность, которую дает дневник своему автору.
Кроме создания хронологии событий может быть целью хронология идей. Идеи возникают беспорядочно и хаотично. Многие идеи появляются раньше, чем приходит их время и, чтобы их не потерять, многие фиксируют их в своем дневнике. Со временем в деннике собирается оригинальный набор идей. Такой дневник можно назвать инкубатором идей, накопителем идей или отстойником идей. Последнее мне нравиться мне больше всех: я считаю, что хорошая идея должно отстояться, что бы осадок осел и осталась только суть.
Концепцию дневника, как инкубатора идей можно развить в следующую цель - коллекционирование материала для последующих проектов. Например, писатель для написания книги коллекционирует факты, комментарии, суждения, а потом на основе их пишет книгу. Целью так же может быть сбор материала для корпоративного сайта. Сейчас многие сайты делаются по шаблону, который не отражает сущность происходящего в организации, её культуру, устремления. Сайты делаются впопыхах, на скорую руку, и с низким качеством контента. Дневник, как раз является таким отстойником контента.
Приведенные выше цели можно реализовать не только с помощью он-лайн дневника. Для этих целей подойдет и обычная толстая тетрадь для записей. Использования современных технологий для ведения дневника позволяет ставить и достигать совершенно новые цели, которые раньше были не возможны. И в этом вся соль он-лайн дневников. Именно из-за этого я стал вести дневник.
Во-первых, это цель поиска единомышленников для ваших идей и проектов, поиск людей со схожими интересами. Во-вторых, это получение обратной связи или обмен мнениями. Всегда полезно узнать другую точку зрения по какому-либо вопросу и по новому взглянуть на проблему. А лучше что бы завязалась дискуссия, спор, дебаты. Это обогащает знаниями автора дневника. Интенсивное общение в дневнике, обмен мнениями приводит нас к третьей цели он-лайн дневников – создание сообщества (community). Это достаточно амбициозная и сложно достижимая цель. Но эта цель достойна уважения. Цель по созданию сообщества тянет за собой огромный объем работ, но главное, что нужно сделать в начале – это определить какую ценность для участников несет это сообщество. Нельзя объединиться на пустом месте, только потому, что вам этого хочется (типичная ошибка инициаторов сообществ и форумов, которые радостно объявляют предложения об объединение, но не предлагают внятного объяснения зачем, с какой целью и какую ценность получит каждый из участников).
Он-лайн дневники позволяют достичь и коммерческих целей. Такой целью может быть поиск работы или участие в сетевых проектах. А так же поиск работников и привлечение к сотрудничеству. Целью дневника может быть установление тесных связей с вашими ключевыми клиентами. А почему бы нам не установить с помощью дневника тесные отношения с подрядчиком? А как вам цель собственного PR через дневник? Сегодня каждый сам себе пиарщик. У меня в последнее время все чаще возникает мысль запрашивать у новых партнеров ссылки на их дневник и если человек ведет дневник, то у меня к нему больше доверия, т.к. он открыт. Исходя из этого я сформулирую еще одну цель он-лайн дневников, формирование доверия к себе у своих партнеров и коллег, у членов профессионального сообщества и сотрудников. Целью ведения он-лайн дневника может быть и распространения своих идей на общество. А в современной экономике идея - главный актив. Чем больше людей разделяют вашу идею, тем больше ваш рынок. Самой глобальной коммерческой целью ведения дневника я вижу создание сетевой организации или виртуальной компании.
После коммерческих целей обратимся к социальным. Поддержание контакта с друзьями и знакомыми через дневник – одна из целей дневника, которую я совсем недавно осознал. Это произошло в результате «массовой миграции» моих знакомых, друзей и даже работников в Москву и другие города. Обычно после переезда в другой город социальные контакты с людьми обрываются. Не всегда есть время написать e-mail, сделать телефонный звонок. Да и о чем ты будешь общаться со своим бывшим работником? А используя дневник, есть возможность сохранить отношения, ты периодически заходишь в дневник к друзьям, а они к тебе и пишите друг другу короткие комменты. Для меня это стало откровением в последнее время и я с радостью использую эту возможность.
Я еще определяю, информационные цели для дневника. Сегодня мы имеем избыток информации, которую обработать один человек не в состоянии. На много проще разделить обработку информации между несколькими людьми и мы часто пользуемся этим на практике. Если, например, вы решаетесь приобрести новый автомобиль, то обращаетесь к своему другу, который фанат авто техники, который знает практически все про все модели и двигатели. Он является для вас достоверным источником информации и вы полагаетесь на его мнение при выборе авто. Если вы покупаете компьютер, то вы обращаетесь к другому другу, который без компьютера и час прожит не может и постоянно его апгрейдит. У каждого из нас есть свой кино критик, мнением которого мы пользуемся для решения на какой фильм сходить. Проблема в том, что не во всех областях можно найти знакомого или друга который бы владел информацией. Трудно найти друга, который бы досконально разбирался в мебели или в воспитании детей. Он-лайновое сообщество дневников расширяет возможности человека в выборе источников информации. И это выбор строиться на доверии – автору дневника нельзя подвести своего читателя и ввести его в заблуждение иначе в следующий раз он к нему не обратиться. Я активно пользуюсь возможностью для поиска той или иной информации, что сокращает мое время.
В завершение размышлений о целях ведения дневника, я приведу их краткий список:
1. Фиксация событий и возникших в отношении их чувства, эмоции, переживания.
2. Самоанализ.
3. Инкубатор идей, накопитель идей или отстойник идей.
4. Накопитель материала и идей для использования их в других проектах. Обеспечение подготовительной работы.
5. Поиск единомышленников. Поиск людей со схожими идеями.
6. Получение обратной связи. Обсуждение.
7. Создание сообщества.
8. Поиск работы. Участие в сетевых проектах.
9. Поиск работников. Привлечение к сотрудничеству.
10. Установление тесных связей с партнерами, клиентами, поставщиками, сотрудниками.
11. Собственный PR.
12. Создание доверия.
13. Распространение идей. Вирусный маркетинг.
14. Создание сетевой организации. Виртуальная компания.
15. Поддержание личных контактов (социальных контактов) с друзьями, знакомыми.
16. Информационные цели. Организация работы с информацией.
Список целей открыт и каждый может дополнить его своими целями.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote