Скорее всего, я сам не знаю, о чём говорю, но я всё равно скажу, потому что у меня есть мнение, и я имею право его высказать. Тем более, сделаю это в замкнутом кругу знакомых (мой блог читает, в лучшем случае, человек двадцать), никого не собираюсь несправедливо оскорблять, и открытой ненормативной лексики в моём мнении тоже не будет. А дилетанты были во все времена, нельзя сразу всему научиться и сразу всё понять, однако в процессе изучения всё равно есть некое промежуточное мнение. Его, конечно, можно при себе держать, чтобы не позориться лишний раз, но, если изначально знаешь, что, скорее всего, не прав, то лучше всё же высказать и послушать, в чём ты ошибаешься. Вот и выскажу.
Любое искусство, когда его основной целью становится созидание средств к существованию, начинает разрушаться, и процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока не изменится основная цель. Что сейчас происходит с российским кинематографом? Я не смогу такого слова подобрать. Любое кажется слишком слабым и ничтожным. В общем и целом становится всё хуже и хуже. А почему? А потому, что такой зритель. Я не указываю ни на кого конкретно, но стоит задуматься, откуда бы взялась прибыль, если бы проект не был оплачен из множества кошельков зрителей? Ведь всё равно идут, платят и смотрят. И пока такое будет продолжаться, так и будет дальше. Ещё хуже. Всё хуже и хуже. И виной тому не всеобщее отупение. Оно - лишь следствие. Виной отсутствие достойных альтернатив.
Только когда творец берётся не ради денег, а ради чего угодно, хотя бы славы (все, наверное, понимают, о каком режиссёре сейчас идёт речь), тогда и получается что-то более-менее удобоваримое, да и то, чаще всего, в виде римейка чего-то уже проверенного временем. То есть а ля филя киркор ("извивается и скачет всенародный жених"). Создать же что-то принципиально новое (хотя бы не римейк) достойного качества можно лишь через материальные убытки. Искусство имеет нематериальную ценность, нельзя его ради денег. И, если берёшься, то деньги в другом месте доставай. "Не $*%и, где живёшь и не живи, где $*%ёшь". Грубо, да, но доля истины здесь есть. А деньги могут придти за славой и уважением, а могут и не придти, и к этому тоже нужно быть готовым. Или быть готовым к тому, что искусство твоё будет всё больше и больше напоминать унылое говно.
Попробовал бы Э.Рязанов сейчас сделать фильм, от проката которого можно было хотя бы долги за его создание отдать, не говоря уже о том, чтобы себе какие-то копейки оставить. Фильм бы, скорее всего, не поняли, и денег бы не было. А "Гитлер капут" поняли и проплатили, ведь смешно же! Нельзя за деньги, нельзя. И режиссёров современных я воспринимаю как ремесленников. Зарабатывают. Молодцы. Уважаю. Отлично. Но я пойду за искусством к тому, кто уже заработал на чём-то другом, а теперь старается для людей, их душ и сердец, а не ради денег, чтобы самому выжить и семью прокормить.
Пока не придут в кинематограф достаточно богатые люди, которым деньги уже не нужны, которым хватит денег и нужно что-то другое, альтернатив не будет, и всё будет идти так, как идёт сейчас. А придут они, и тяжкий труд им предстоит. Выковыривать зрителя из дерьма назад, в область "высоких материй" - неблагодарное занятие, знаете ли.
Да, я очень люблю шахматы и преферанс, но никогда не играю, чтобы заработать деньги, я очень люблю писать, но не люблю этого делать за деньги (да и не умею, чтобы деньги были хорошие). Я очень люблю спорт. Но никогда не собираюсь на нём зарабатывать. И я умею зарабатывать, но никогда на назову этот грязный, тяжёлый, пошлый труд искусством.
Да, просмотром "Адмирала" навеяно, но это лишь повод, мысль зрела давным-давно. И, я думаю, не у одного меня.
LI 7.05.22