• Авторизация


Нектар для западных идеологов 10-03-2023 19:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Обязывает ли к чему отечественного автора использование в названии произведения слова «Русь»? Всегда считал, что да. Произведение с таким названием, считал я, должно быть наполнено высокодуховным смыслом, духоподъемным пафосом, в хорошем смысле слова «пафос». Возможно трагедией. Но трагедией тоже духоподъемной, показывающей несгибаемость русского народа, несокрушимость русского духа. В качестве примера сразу можно привести роман «Русь изначальная».
Нечто духоподъемное я ожидал и от произведения «Русь» Пантелеймона Романова. Судя по годам творчества автора, это произведение могло носить как революционный посыл, так и наоборот. Но, еще раз повторюсь, название обязывало к чему-то серьезному, ни как не к юмористическому или сатирическому. Однако с первых страниц в памяти почему-то постоянно всплывал рассказ Зощенко про козу. Там абсолютно все персонажи, от ребенка до постоянно падающего в обмороки милицейского следователя, показаны дебелыми недоумками…
Мне всегда хочется спросить у любителей восхищаться подобным творчеством, если наши предки все поголовно были такими полудурками, то как они ухитрялись вот уже более тысячи лет создавать и укреплять одно из самых могучих государств, отбиваясь от полчищ врагов, первыми покоряя Космос, заставляя весь мир уважать нашу культуру нашу науку и наше оружие?
Нет-нет, я не против сатиры. Я отлично понимаю и принимаю сатиру, направленную против отдельных явлений. Кстати, вопреки некоторым мнениям в советском кинематографе ее было очень много. Например в фильмах с Любовью Орловой. Да и позже в творениях Гайдая. Почему перешел на фильмы? Да потому, что в СССР кино было самым массовым излучателем, воздействовавшим на сознание.
Или вот такие произведения, как «Ревизор» и «Мертвые души». Здесь безотносительно моего согласия с идеологической направленностью произведений, в контексте классовой борьбы сатира четко направлена против чиновников и помещиков. В какой-то степени эти произведения актуальны и в наше время.
Начав читать творение Пантелеймона Романова и поняв, что оно в моем понимании скорее сатирическое, решил, что в нем нанесен удар по прогнившему классу дворян-помещиков.
В центре повествования некий застрявший в возрасте юношеского максимализма молодой помещик по имени Митенька. Мозг его поражен революционным переживанием за низшие классы. Организм же, судя по реакции на каждую женщину, не попадающую под определение «старуха», находится в состоянии сперматоксикоза. В конце концов, революционный мозг юного помещика проигрывает низменным желаниям, герой решает, что неблагодарная чернь не стоит того, чтобы жертвовать ради нее прекрасным. И Митенька, выйдя из затворничества дум о благе народа, погружается в кипучую жизнь равных ему по классу и уму представителей дворян и чиновников. Казалось бы, ага, вот он сатирический посыл на прогнившую опору власти – дворянство…
Но… Читаем дальше…
Крестьяне. Показывает ли автор угнетаемых крестьян? Нет. Автор показывает ленивое быдло, не способное ни мостик к колодцу починить, ни колодец почистить, ни лужу посреди дороги замостить. Нарисованные автором крестьяне могут только днями напролет точить лясы. При этом вообще не понятно, на какие средства существует население России, если все, от крестьянина и до распоследнего дворянина дебилы и недоумки.
Ну разве что нарисовано семейство кулака, целью которого является исключительное зарабатывание капиталов. При этом экономится каждый шаг. Вплоть до того, что помои выплескиваются с крыльца прямо во двор. Отчего во дворе постоянная непроходимая лужа. Это вот так живет богатый русский кулак – по уши в грязи.
Грязь вообще проходит через все повествование. Начиная с описания кухни в доме помещика:
«А в раскрытое окно кухни виднелся стол с роем мух около рубленного для котлет мяса. Собаки, сидя перед окном, жадно смотрели туда и махали по земле хвостами, разметая ими сор.»
Да там все поместье нарисовано в грязном убожестве. Повариха выплескивает помои из кухни прямо в окно, и тому подобные прелести. Но разве что наиболее полно зацитирую портрет семейства кулака:
«на лужи грязи и помоев на дворе, было видно, что обитатели этой усадьбы за красотой жизни не гнались, а смотрели в оба, где и на чем можно как следует заработать.
И правда, вся энергия жизни уходила здесь целиком на это. Вставали рано, летом с зарей, зимой задолго до рассвета, принимали подводы с мукой, гремели ключами, ссорились, выбивались из сил, но всюду поспевали.
У всех членов дома роли были распределены точно.
Сам Житников имел дело с подрядчиками, с помещиками, куда-то постоянно ездил на старых дрожках с ящичком под сиденьем. Весной смотрел сады, оставляя лошадь у ворот, и, взяв с собой кнут от собак, шел в своей поддевке и картузе осматривать почку.
Старухи, которых было три, работали дома.
Старшая из них, жена Житникова и хозяйка дома, - крепкая старуха с толстыми плечами и бородавкой на подбородке с волосками. Ходила всегда с толстой палкой, кричала на всех, ругала лежебоками и всех подозревала в воровстве, даже своих домашних. Поэтому постоянно следила за всем и чем-нибудь замечала в чайной горке чай и сахар, чтобы узнать по заметке, если украдут. Больше всего боялась пожаров, убытков и постоянно пророчила, что будет плохо.
сли наступала хорошая погода, боялась, что все посохнет. Если шел дождь, кричала, что все зальет. И жила в постоянной тревоге.
Средняя, тетка Антонина, - была богомольная. Религией была проникнута каждая минута ее жизни. Она иссушила себя постом, считала всех, кто не молится так, как она, безбожниками, погибшими. Боялась всякой красоты, не любила ярких цветов, смеха и веселья. Сама ходила вся в черном и даже печалилась, когда наступали праздники и все надевали праздничные светлые платья. И поэтому любила больше покойников, похороны и даже в самовар клала ладану, чтобы пахло покойником. С нетерпением всегда ждала постов и покаянных дней, когда она, ради спасения, могла себя и других морить голодом и плакать о мерзавцах грешниках.
Даже ясные солнечные дни были ей неприятны. И когда весной шла в церковь через березняк, где на гнездах пели скворцы и с писком летали за самками, она отвертывалась и плевала.
В церкви она становилась в самом темном углу на коленях и плакала с упоением, со страстью. Она ненавидела всех, у кого были беззаботные, веселые лица. Ненавидела за то, что они грешники и не видят своей погибели.
В хозяйстве, кроме торговли в лавке селедками и калачами, она заведовала религиозной стороной. Знала, каким святым молиться от засухи, каким от дождей. При пожарах и при грозе вывешивала освященные клоки полотна и имела целую аптеку из разного святого масла от угодников и святой воды от порчи, от мышей и от болезней.
Даже старуха с своей властностью и деспотизмом как бы молчаливо признавала в этой области авторитет богомольной, так как сама никак не могла запомнить, какой святой от какой беды помогает. Она хорошо помнила только одного святого, помогавшего от воровства.
Младшая сестра, тетка Клавдия, - высокая, сухая и желтая, всегда имела вид человека, на все и на всех раздраженного за свою неудачную жизнь без своего угла, плакалась кумушкам и обвиняла в своей жизненной неудаче старуху, на которую теперь работала.
Она всегда по собственному желанию исполняла самую грязную и тяжелую работу, чтобы измучить себя и иметь право жаловаться на свою судьбу. И ненавидела острой ненавистью всех, кто жил беззаботно, одевался чисто и красиво.
Ко всему красивому, благородному и изящному она питала особенную ненависть. Она жалела себя и любила только тех, кто жил грязно, много работал и жалел ее. И чем больше она жалела себя, тем больше ненавидела тех, кто жил чисто и заботился о красоте жизни. Чем вокруг нее было неудобнее, некрасивее, тем для нее было приятнее.
Она, так же как и богомольная, ела мало и скудно. Большею частью сидя за обедом на краю стола, где кончалась недостающая на весь стол скатерть, она ела сухую картошку и со злобой чистила тупым ножом пустые соленые огурцы, которые у нее пищали в руках и из них текло через пальцы на скатерть. Часто, сидя за столом, она молча плакала от жалости к самой себе. Спала всегда где попало, не раздеваясь, нарочно на чем-нибудь твердом и неудобном, - на сундуке, на стульях, - чтобы хоть одна душа человеческая увидела и пожалела ее.
В будни все ходила грязная, отрепанная, десятками лет таская рваную замасленную кофту. Все жаль было бросить. И правда, если вчера еще надевала, отчего же сегодня нельзя надеть? Если сегодня надела, можно и завтра надеть. От одного дня она хуже не будет. А в сундуках хранились старинные шелковые платья, которые надевались раз в десять лет на чью-нибудь свадьбу или показывались родственникам, когда те приезжали на праздники. И каждую весну вынимались и развешивались на дворе по балясинку для просушки на солнце.
Денег было много, старость уже подошла, и каждый из них думал о том времени, когда можно будет наконец отдохнуть и о душе вспомнить. Но так как главная цель жизни была - деньги и остановиться наживать их значило терпеть убытки, то время отдыха никогда не приходило. Наоборот, чем ближе подходило время к смерти и расставанию с миром, тем больше было спешки и тревоги душевной, что не успеют, как мечталось, купить целое стадо свиней и откормить их на сало.
И так как некогда было как следует приготовиться к часу смертному, то ограничились только тем, что записались на вечное поминовение и купили места для могил, себе поближе к церкви, а тетке Клавдии с богомольной подальше, где места были подешевле.
Ели мало, за столом было грязно. Обедали из общей миски. Тетка Клавдия постоянно скупилась и берегла мясо или рыбу до тех пор, пока в одно прекрасное утро, сунувшись в кадку, не всплескивала руками и не начинала что-то обирать с кусков, мыть и варить с перцем. Когда же ей за столом говорили, что мясо пахнет, она, не различавшая сама дурных запахов, обижалась и, бросив ложку, уходила из-за стола. Если продукты успевали испортиться так, что есть уже было совершенно невозможно, тогда отдавали рабочим, причем тетка Клавдия целый день ходила убитая и раздраженная, бросалась на всех и не могла успокоиться оттого, что упустила мясо, недоглядела вовремя.
И так как в будни везде был беспорядок и грязь, на столе грязная скатерть, немытая посуда, объедки и обглоданные кости, а сами ходили в рваном старье, то боялись, как чумы, всяких неожиданных посетителей и гостей, в особенности из высшего круга, которые могут увидеть все это и осудить.
И только в праздники все преображалось, везде мыли, чистили, надевали лучшие платья. Стол накрывался в столовой, а не в дальней комнатке с тесовой перегородкой, не доходящей до потолка. Все с праздничными лицами шли в церковь. А потом приходили домой к толстому пирогу. Ели на чистой белой скатерти и на отдельных тарелках. С гостями говорили только о прибылях и убытках и о том, кто из знакомых купцов сколько нажил денег.
А старуха жаловалась на то, что все стали воры и лежебоки, только и думают о себе да о нарядах и не помнят о хозяйском добре.
Тетка Клавдия после обеда водила гостей смотреть свиней. Но когда гостям и родственникам все было рассказано, свиньи осмотрены и оценены по достоинству, тогда начиналось томление от незнания, что еще делать с гостями, чем их занимать и о чем говорить. И даже тетка Клавдия, обычно проклинавшая свою жизнь с вечным криком на поденных до хрипоты, с отвешиванием тухлого мяса, даже она чувствовала невыносимое томление от праздничной пустоты и отсутствия дела.
Так жили здесь из года в год, работая летом с зари до зари и просиживая молча в разных углах долгие зимние вечера при маленькой лампочке, чтобы не жечь много керосина, томясь, зевая, поглядывая на часы, в ожидании, когда можно будет ложиться спать. И проклинали свою каторжную жизнь.
Женили молодых родственников, хоронили старых, тут же подсчитывая доставшихся в наследство коров и свиней, прикидывая их по штукам и на пуды. Справляли поминки по усопшим, резали для этого кур и поросят. В погреб выносили до десяти плоских больших блюд с заливным и жестяные формы с молочным киселем, все приготовлялось обильно и богато, чтобы соседи не осудили и не сказали, что плохо почтили покойника, так как гости в этих случаях очень внимательно смотрели, сколько и какие блюда подавались.
»
Вот. И эта мерзкая семейка единственная из всех описываемых персонажей, кто работал, а не занимался пустобрехством или еще не пойми чем.
Вообще изначально думал надергать и других цитат, иллюстрирующих убогость страны и ее граждан. Не стал потому, что там можно цитировать практически каждую страницу.
Вот например, рисуется семейство одного помещика. Сам он откровенный дебил. И его семеро сыновей от папы недалеко упали. Когда приезжают на каникулы в поместье, то развлекаются тем, что выламывают и выпиливают все деревья окрест, отстреливают всех птиц – от ворон до воробьев, и вылавливают сетями всю рыбу, которая в итоге тухнет, ибо столько невозможно съесть. Потому вокруг поместья не осталось ни птиц, ни рыбы, ни деревьев….
Попадающие в поле зрения автора жены дворян поголовно потаскухи.
Вот в имении у баронессы поселился какой-то полоумный трахальщик. Она слегка переживает, как к нему отнесется ее муж профессор, когда приедет из столицы. Тот приезжает и сходу проникается обаянием трахальщика жены. И далее они живут втроем счастливою. Разве что профессору приходится жить в жарком флигеле, ибо его кабинет занят трахальщиком жены.
Или вот предводитель местного дворянства. Когда приезжает к жене в столичную квартиру, то его кабинет всякий раз занят каким-нибудь мужиком. Он безоговорочно верит жене, что это брат какой-либо ее подруги, который переночевывает проездом.
А когда сама супруга приезжает в имение, то он не обращает внимание на ее шашни с соседями, лишь бы ему мозг не клевала.
Кто-то скажет, мол, автор и показывает условия, которые привели страну к революционным преобразованиям? Да только нет в повествовании того, кто мог эти преобразования совершить.
Нет, революционные идеи звучат как в разговорах крестьян, так и дворян, но… Как бы сказать… Вот если представить клиентов дурдома, которые разговаривают о политике, то вот это оно и будет. Примерно как болтовня о судьбах народов либерально устроенных чиновников и грузчиков из ликеро-водочных магазинов.

И снова повторю, меня зацепило, что эта вся грязь названа громким названием «Русь»… Будь я западным идеологом, немедленно распространил бы это произведение по Омеригам и Европам. Никакой Солженицин со своими «гулагами» тут и рядом не стоял. Да слог Солженицына вообще невозможен. А Пантелеймон пишет вполне приемлемо. Каждая нарисованная им сцена вполне красочна и увлекательна. Повествование затягивает. Но постепенно мозаика отдельных сцен складывается в картину чего-то мерзкого, грязного, распутного, богопротивного… не должного существовать…

Второй том читать вряд ли буду. С лихвой хватило и первого.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
igorgag 10-03-2023-19:22 удалить
Не читал. Потому ни возразить, ни согласиться не могу.
Ответ на комментарий igorgag # Я начал читать с удовольствием. В сравнении с тем же "Мертвым озером" Некрасова написано легко и увлекательно. Но оттого в итоге и создается реально мерзкое ощущение от прикосновения абсолютно ко всем слоям описываемого общества. И будь я иностранец...
igorgag 10-03-2023-22:32 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Но так-то при чтении многих классиков картина дореволюционной России складывается очень непрезентабельная. Особенно сильно Горький показал в "Жизни Клима Самгина". Хотя у него к одним лишь "пошлым мелочам" материал не сводится. Салтыков-Щедрин показал довольно убогую помещичью жизнь ("Пошехонская старина", "Господа Головлевы"). Это у Толстого был показан размах, стиль, даже какой-то гламур. Но Толстой - он один такой и есть...

Романова читать скоро вряд ли буду. Хватило сборника рассказов. А очередь из книг - современных, не очень, реалистических, фантастических - огромная.
Ответ на комментарий igorgag # Думал об этом. Но нет. Да, многие классики пиарились на чернухе. Но у них мрачность призывала к действию или объясняла необходимость революционных преобразований. А вот так, чтобы все без исключения слои общества представлялись беспросветными ни к чему не способными идиотами... Ну разве что в рассказах Зощенко. Или в пресловутом "Мастер и Маргарита".
И еще раз обращаю внимание, для меня отношение к произведению определило громкое название. Это вот как написать опус про какую-нить беспринципную бомжеватую проститутку, и назвать этот опус "Мать". И то это будет слишком мягкий пример.

А вообще для меня примером адекватной исторической прозы является Пикуль. Хотя я конечно читал не все его произведения. Но то, что читал, вызывает уважение.
igorgag 11-03-2023-10:40 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Возможно, у Романова было совсем не пафосное представление о Руси. Вообще о Руси тогда писали многие. Есенин, например. Блок, по-моему тоже. Как там у него?

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
А чего же пресловутого в романе Булгакова? Есть у меня знакомый доцент. Так он считает, что роман от забвения сам Сталин спасал. Типа, всё продумал, просчитал - как книгу через четверть века опубликуют, когда будет можно. Для меня лично, правда, эта версия выглядит смехотворной. Как бы то ни было, одно из немногих произведений, которое останется от того времени в памяти поколений.
Да и не пиарились классики на чернухе. Они писали о том, что их по-настоящему волновало. Это карьеристы от литературы на чем-нибудь пиарятся. Конъюнктурщики. Что в тренде - на том и бонусы стараются получить.
Ответ на комментарий igorgag # Естественно у него совсем не пафосное представление) Это очевидно. Его представление о Руси - населенная недоумками помойная яма... Все идеально укладывается в так называемые тренды, которые продвигают сбежавшие ныне за бугор околокультурные деятели)
По поводу классиков, тут, ничуть не умаляя их заслуг и значимости, соглашусь с мнением Юрия Никитина. Когда в стране десять процентов населения знает грамоту, из этих десяти процентов два процента читает художественную литературу, и из этих двух процентов десять человек пишут сами, то они обречены стать классиками. Но эта тема настолько обширная, что даже не хочу начинать ее развивать, ибо могу накатать коммент на целую статью)))
Что касается МиМ, то возможно мое мнение об этом произведении сложилось на фоне всяких камедиклабов, которые настойчиво поливают грязью все, что связано с нашей страной. Дело в том, что я впервые прочитал МиМ всего года три назад и у меня нет, присущего многим, осадка юношеского впечатления)
igorgag 11-03-2023-13:05 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Не ориентируюсь на мнение Никитина. По многим вопросам - с точностью до наоборот. Если Никитин в своей хамоватой манере что-то утверждает, скорее дело обстоит совсем иначе. Например, с классиками. Помнится его книгу про то, как писать книги, хотел запустить в стену, - такую он там развел пургу для легковерных.
Нет, классики являются таковыми вовсе не по причине своей грамотности - на фоне общей безграмотности (если Никитин в самом деле так считает, то он идиот; но думаю, что он на самом деле лукавит). Классики были первопроходцами. Они творили как бы "в чистом поле". И уж тут надо было быть действительно одарённым, чтобы создать что-то выдающееся. Нынешним-то гораздо проще. Они уже на всем готовом - жанры, сюжеты, приёмы - бери, не хочу. Ну, большинство по схемам и работают. Перекладывают одни и те же кубики в разном порядке.

Что касается камеди клаба, никогда не был его поклонником. Но у Никитина юмор, кстати, из той же оперы, на мой взгляд.
Ответ на комментарий igorgag # Естественно) Я же написал, что ничуть не умаляя заслуг классиков. Хотя опять же читал мнения нынешних редакторов, к слову не уважающих ЮН, говорят, что по нынешним требованиям те классики вряд ли смогли бы публиковаться) Но тут опять же будет уместна аналогия, например, с Ириной Родниной. Она одна из первых, потому великая. А многие современные фигуристки, значительно превосходящие ее в мастерстве, останутся по современным меркам серыми посредственностями, о которых никто никогда не вспомнит. Примерно так и в любом искусстве)
Но в любом случае, Пантелеймон Романов в ряды классиков не вхож. Хотя, для кого-то и Солженицин классик)
Ответ на комментарий igorgag # А Юрий Никитин, по моему мнению, в своем раннем творчестве очень хорош) Но с возрастом и популярностью превратился в эдакую Аллу Пугачеву отечественной фантастики))) Но в любом случае, его работоспособность достойна уважения)
igorgag 11-03-2023-14:20 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # Требования нынешних издателей вызывают массу вопросов. Если они такие высокие - где шедевры? Если не уровня Тургенева с Толстым, то хотя бы Ананьева, Белова, Бондарева, Федора Абрамова, Трифонова? Да у них требования в первую очередь коммерческие: надо чтобы читатель измученный всяческим нарзаном купил...
igorgag 11-03-2023-14:21 удалить
Ответ на комментарий Сим_Никин # В фантастике не он один такой работоспособный. Тот же Логинов. Кстати, тоже пытался скинуть с паровоза современности Льва Толстого...
Ответ на комментарий Сим_Никин # Ну так к услугам гениев нынче целый интернет. Тут уж редакторы никак не смогут спрятать их от читателей)
Вообще понятие классики по большому счету навязана)Я половину этой самой классики читать просто не буду. Для меня ценность любого произведения измеряется одним критерием - желанием в будущем перечитать. И среди произведений современных авторов таких не мало. Ну а то, что сейчас нет великих имен, тут опять же обращусь к примеру с Родниной. Насколько бы не превосходили в мастерстве ее новые фигуристки, она навсегда останется первой и великой. Тоже и с Гагариным. Никто не знает имен многочисленных современных космонавтов, которые чуть ли не годами живут в Космосе. Вот и чтобы стать великим в огромном потоке современных опусменов, мало на голову превосходить эталонных классиков. Да я вообще не знаю, что для этого надо) Да и вообще, сейчас книги уже пишут чатботы)
Ответ на комментарий Сим_Никин # Возможно. Но я знаю только его. Про РДР вообще думал, что это пишет под него целый коллектив. Потому и под псевдонимом. Но Фанаты Никитина заверили, что все пишет он сам. Но из того., что я мог бы перечитать, это первые книги цикла "Трое из леса", тетралогия "Русские идут" и первые две книги из "Мегамира")
С творчеством Логинова не знаком. Знал одного с такой фамилией, когда обитал на ВВВ. Но тот вроде плодовитостью не отличался)
Ula_El_So 13-03-2023-11:56 удалить
даже не знаю, что и сказать. Если честно.
Крестьянину некогда было пить и валяться в грязи. Он даже пьяный работал. Потому что семьи были большие и их надо было кормить. Да и вообще все подобные описания всегда вызывали омерзение. Ну да, у них не было роскоши, но и уж совсем тупыми они тоже не были. Кстати, вот. например, моя бабушка даже школу окончила и даже владела иностранным языком. Хотя была деревенская. В общем, я такое чтиво не люблю. И читать не буду. Хоть и про Русь написано.
Ответ на комментарий Ula_El_So # А там как раз пьянство в крестьянской среде не показано. Показаны просто тупые болтуны и бездельники. Вот как если какую-нить городскую думу нарядить в крестьянские одежды и из зала заседаний высадить где-нить на завалинке... Вот это как раз получатся крестьяне из данного произведения) И вообще я там не заметил какой-нить особой нищеты. Просто такой глобальный дурдом, существующий не понятно на какие средства)
aia0 18-03-2023-10:05 удалить
О как здесь у вас интересно! Зайду на днях)))
Ответ на комментарий aia0 # aia0, помнится вам слог данного автора понравился) Пишет он действительно легко и увлекательно. Тем и опасен)))


Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нектар для западных идеологов | Пушистый_Критик - Дневник Пушистый_Критик | Лента друзей Пушистый_Критик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»