• Авторизация


Шпенглер в "Закате Европы" о соционической "статике/динамике" 25-06-2004 13:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Формулировки просто предельно чеканные. Я был шокирован и восхищен.

(курсив авторский)
"То, что помимо необходимости причины и следствия (я назвал бы это логикой пространства [sic! m.]), в жизни существует еще и органическая необходимость судьбы (логика времени), представляет собой факт глубочайшей внутренней достоверности, факт, наполняющий собой все вообще мифологическое, религиозное и художественное мышление и образующих суть и ядро всякой истории в противоположность природе, оставаясь, однако, недоступным для тех форм познания, которые исследует "Критика чистого разума"... Оба этих порядка охватывают - каждый для себя - весь мир. Другим оказывается только глаз, в котором и через который осуществляется этот мир"


"Большая разница, живет ли некто под постоянным впечатлением того, что его жизнь - это составная часть куда большей биографии, простирающейся на столетия и тысячелетия, или же он воспринимает ее как нечто в самом себе закругленное и завершенное... Если мы задумаемся над тем, что в миросознании греков все пережитое, причем не одно только личное, но и все прошедшее вообще тотчас же переходило в лишенный времени, неподвижный, мифически оформленный фон извечно мгновенного настоящего... в бодрствовании отсутствуют прошлое и будущее в качестве упорядочивающих перспектив, наполняет же его с неведомой нам мощью "чистое настоящее", которым так часто восторгался Гёте во всех проявлениях античной жизни, но в первую очередь в скульптуре. Эточ истое настоящее, величайшим символом которого является дорическая колонна, оказывается на самом деле отрицанием времени (направления). Для геродота и Софокла, точно так же, как для Фемистокла и римского консула, прошлое тут же испаряется в покоящееся вне времени впечатление..., в то время как для нашего мироощущения и внутреннего взора прошлое представляет собой четко расчлененный, направленный во времени организм, образованный веками и тысячелетиями".

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
интересный дневник, заслуживающий внимания.
стану постоянным читателем.
Интересно насколько шпенглеровский пассаж напоминает Мамардашвили.
ты-настоящий киберномад
а отрывок с описанием сути пространства времени удивительно навпоминает известное место в книге Рикера "Рассказ и время",где он описывает представления Августина Блаженного о локализации топосов прошедего, настоящего и будущего и как эти представления реализуются в использовании различных грамматических форм времени в его трактатах


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шпенглер в "Закате Европы" о соционической "статике/динамике" | missionary - Дневник щастя(tm) миссионера с Антильских островов | Лента друзей missionary / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»