ЗАБЫТЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-ИМПРЕССИОНИСТ СЕМЁН ГАВРИЛОВИЧ НИКИФОРОВ (1877-1912), УЧЕНИК ВАЛЕНТИНА СЕРОВА17-11-2023 14:50к комментариям - к полной версии
- понравилось!
О.Н. Натальина (1878 - после 1920). Портрет художника Семена Никифорова. 1904 г.
Холст, масло. 77 х 75 см. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого.
Семён Гаврилович Никифоров (1877-1912) - русский художник, портретист и жанрист. В 1896 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учился у знаменитых мастеров А.С. Степанова, В.А. Серова и К.А. Коровина. От гениального педагога он перенял внимательное отношение к натуре, ответственность и творческую честность. В дальнейшем Никифоров, как и многие его современники, прошел этап увлечения импрессионизмом. 1910 году за отличные успехи он был отправлен пансионером училища в Италию. Выступал на передвижных выставках с 1904 по 1911 г. На международной выставке в Риме его картина «На солнышке» произвела большое впечатление, и итальянское правительство приобрело ее для Национальной галереи в Риме. Такой чести удостаивались немногие из иностранных художников. Его ангелом хранителем была гражданская жена Натальина Ольга Николаевна, тоже художница. Он умер в феврале 1912 года в возрасте 35 лет.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Голова старушки. 1891 г. Холст на картоне, масло. 33 х 30 см.
Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого.
Семён Гаврилович Никифоров родился 31 января (12 февраля по новому стилю) 1877 года в деревне Антошино Тверской губернии Российской империи в семье крестьянина-иконописца. В 1896 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в класс пейзажиста-передвижника А.С. Степанова. С первых лет Никифоров показывал заметные успехи в учебе и активно участвовал в выставках. С 1900 года Никифоров переведен в портретную мастерскую В.А. Серова. От гениального педагога он перенял внимательное отношение к натуре, ответственность и творческую честность. В дальнейшем Никифоров, как и многие его современники, прошел этап увлечения импрессионизмом. Его работам присущи непосредственность видения объекта, любовь к эффектам солнечного освещения. Он начал писать широкими, смелыми мазками, постепенно обретая свой узнаваемый творческий почерк.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Девушка, вплетающая в косу ленту. 1897 г.
Холст, масло. 82,5 х 66,2 см. Рязанский государственный областной
художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Крестьянин с палкой. 1898 г. Холст, масло. 23,5 х 16,3 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Через силу. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 63,5 х 61 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Куры. 1900 г. Холст, масло. 58,7 х 79,6 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Скотный двор зимой. 1900-е гг. Холст, масло. 67 х 123 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Живопись Семена Никифорова – яркий пример индивидуальной переработки импрессионистического метода в русском искусстве. Пройдя школу серовского письма на нюансах оттенков серого, что очевидно по штудии «Полуобнаженная натурщица», и оставаясь преданным учеником Валентина Серова, в самостоятельной работе Никифоров вскоре стал отдавать предпочтение принципам эмоциональной живописи другого преподавателя мастерской при МУЖВ – Константина Коровина. Это особенно чувствуется по незавершенным, но обладающим картинным обаянием этюдам: «Художница и модель», «Художница за работой». Здесь Никифоров акцентирует внимание на световоздушной среде, фиксирует свои наблюдает за работой супруги – художницы Ольгой Натальиной, также воспитанницы Московского училища.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Дети князя П.Н.Трубецкого. 1900 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева, Алматы.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Натурщица. Мастерская В.А. Серова. 1900 г. Холст, масло.
86 х 62 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Полуобнаженная натурщица. Мастерская В.А. Серова. 1900 г.
Холст, масло. 119 х 62 см. Рязанский государственный областной художественный музей
им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). 1-2. Сидящая обнаженная натурщица. 1903 г. Холст, масло. 149,5 х 74,3 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Сидящая обнаженная натурщица. Фрагмент (1). 1903 г. Холст, масло.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Сидящая обнаженная натурщица. Фрагмент (2). 1903 г. Холст, масло.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). В мастерской училища живописи. 1904 г. Холст, масло. 57,5 х 75 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
«Сидящая обнажённая натурщица» С.Г. Никифорова написана как раз в 1903 году и, несомненно, является одной из лучших ученических работ мастера. Артистизм живописного мазка, нарочитые изгибы и закругления движения кисти с краской на холсте – отличительная черта творческого почерка Никифорова. Исследователь творчества художника Светлана Есенина видит в этом «отзвуки модерна, необычно сочетающегося с импрессионистической подачей». Экспрессивная манера письма, внимательное отношение к передаче световых эффектов…. Как тонко, точно и деликатно мастер передаёт красоту обнажённого женского тела.
С.Г. Никифоров (1877-1912). За чтением. 1900-е гг. Холст, масло. 70 х 88 см.
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). В цветущем саду. 1900-е гг. Холст, масло. 102 х 55,5 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Портрет Серафимы Гавриловны Рыковой, урожденной
Никифоровой, сестры художника. 1903 г. Холст, масло. 158 x 75 см.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Стоящая натурщица. Этюд. 1902 г. Холст, масло.
157 х 68,5 см. Рязанский государственный областной художественный музей
им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Мальчик у колонны. Мастерская В.А. Серова. 1902 г.
Доска, масло. 37,5 х 22 см. Рязанский государственный областной художественный
музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Зимний пейзаж.1900-е гг. Холст, масло. 28 х 45 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Мужик в телеге. Этюд. 1903 г. Холст, масло. 17 х 24 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
В 1903 году С.Г. Никифоров окончил МУЖВЗ и в 1904 году поселился в селе Сажино недалеко от Рязани, в имении родственников своей жены Ольги Николаевны Натальиной (1878-после 1920), тоже выпускницы Московского художественного училища. Здесь он находил неисчерпаемый источник тем и сюжетов. Эмоциональное отношение к натуре обогатило живописный язык Никифорова. Несколько раз Никифоров совершил поездки на Волгу, где писал картины, посвященные жизни поволжских черемисов (марийцев). Это отчетливо прослеживается в наполненных острой экспрессией работах 1904-1905 годов. Лучшая работа этой серии - «Старуха-черемиска», воплощающая яркий национальный образ-тип.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Художница за работой. Портрет Ольги Николаевны
Натальиной, жены художника. 1904 г. Холст на картоне, масло. 80 х 52,8 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Художница и модель. 1904 г. Холст, масло. 69 х 43,5 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Жанровая сцена. 1904 г. Холст, масло. 55 х 68 см. Аукционный дом «Три века»,
Москва, 2018 г. Эстимейт 220.000 - 260.000 pуб.
С.Г. Никифоров (1877-1912). В избе. 1904 г. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Кухня. 1905 г. Холст, масло. 63 х 80 см. Костромской музей-заповедник.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Крестьянская девушка. 1905 г.
Картон, масло. 52 х 31,5 см. Севастопольский художественный музей
им. М. П. Крошицкого.
В 1905 году С.Г. Никифоров вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, а позже в Союз русских художников (1910). Его талантливые полотна имели успех на выставках передвижников, их приобретали музеи и галереи, даже такие солидные как Третьяковская и музей Академии художеств. Его картина «Кухня» была приобретена в 1907 году с 34-й передвижной выставки в музей Академии художеств. В Третьяковской галерее находятся его картины «В сарае» (1907) и «Приехали» (1907).
С.Г. Никифоров (1877-1912). Старуха. 1904 г. Холст, масло. 138 x 97 см.
Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Прасол. 1905 г. Холст, масло. 215 х 135 см.
Галерея изобразительных искусств, Острава, Чехия.
Прасол в Древней Руси - оптовый скупщик скота и разных припасов (обычно мяса, рыбы) для перепродажи, а также торговец скотом. К храмовому празднику прасолы наезжали из города и за бесценок скупали свиней на деревне.
Семен Никифоров был увлечен творчеством Филиппа Малявина, а его друг Минченков отговаривал его от подражания коллеге. Сюжет «Прасола» был таким: здоровенный детина купил корову с телушкой и, сияющий, с улыбкой до ушей, идет со скотного двора. Минченков рассказывает историю так:
«…Я ему говорил:
— Ну чего ты тянешься за здоровенным Малявиным! Ведь он тебя одним пальцем к земле придавит, разве у него сердце такое, как у тебя? А ты у себя последние силы выматываешь из-за одного только размера картины. И нет в этом никакой нужды, так как и в малых вещах можно сделать большое.
Никифоров как будто послушался, поехал еще в деревню и привез небольшие, но очень хорошие этюды крестьян за зимней работой. Все было сделано по-никифоровски: легко, просто, искренне, без всякой натяжки.
Поехали в Петербург. «Прасола» увидел Валентин Серов; посмотрел внимательно, а потом показал пальцем вниз, где Никифоров хотел широким письмом щегольнуть и лихо, большой кистью, одним мазком завернул полушубок прасола, - сказал: - Не закручивай!
Никифоров со смехом говорил потом:
— Нет, брат, Серова на мякине не проведешь! Меня этот полушубок и дома мучил: залихватская пустота. Вот и он высек меня за него.
Все вещи Никифорова были проданы, один «Прасол» никого не затронул. Семена Гавриловича это задело.
— Значит, в этот раз я не допрыгнул с «Прасолом», — говорил он. — Но погоди, на этом не остановлюсь, отдохну да опять что-либо большое затею. А неудачу мне и телушка, что с прасолом позировала, предсказала. Писал я картину на дворе, в мороз, оставил большую палитру с горой красок и ушел погреться в избу, а телушка все краски и слизала. По этой ли причине или от чего другого, но только она подохла…»
Яков Минченков «Воспоминания о передвижниках» (Москва,1965 г.)
Сотрудники Остравской галереи изобразительных искусств вывешивают картину С.Г. Никифорова «Прасол»
во время монтажа выставки русской живописи из собрания галереи летом 2018 года.
Почти забытый сегодня художник Семён Никифоров мечтал научиться писать, как Малявин. Зимой 1905 года он уезжает в рязанскую деревню и берется там за свою самую большую картину. Здоровенный детина купил корову и довольный идет со скотного двора. Рисовать с натуры приходилось на морозе. Однажды художник оставил палитру с красками и зашел в избу погреться. Корова воспользовалась моментом и все краски слизала, а вскоре померла. На XXXIII выставке передвижников в 1905 году картина Семёна Никифорова «Прасол» не нашла покупателя. Художник огорчился и решил, что история со съеденными красками была дурным предзнаменованием.
Семён Никифоров умер в 1912 году в возрасте всего 35 лет, а его «Прасол» после революции оказался в частном собрании в Чехословакии. Последний раз картина демонстрировалась на выставке русской живописи в Праге в 1953 году, то есть 65 лет тому назад. В 1979 году полотно приобрела Островская галерея изобразительного искусства. Так единственная большая картина почти забытого художника стала частью второго крупнейшего собрания русской живописи на территории Чехии после пражской Национальной галереи.
С.Г. Никифоров (1877-1912). На пароме. 1900-е гг. Холст, масло. 48 х 80 см.
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Якутск.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Черемисы у костра. 1905 г. Холст, масло. 17,5 х 25 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Черемисы за Волгой. 1905 г. Холст, масло. 70 х 85 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Старуха-черемиска. 1905 г. Холст, масло. 105,5 х 64 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Творчество Никифорова начала 1900-х годов характеризуется органичным сплавом реалистических традиций и новых завоеваний импрессионистической живописи с ярко выраженной экспрессивной манерой письма, интенсивностью колорита и повышенным вниманием к передаче световых эффектов («Сидящая натурщица» (1903), «Портрет И.Г. Никифорова»).
Важное место в творчестве Никифорова занимала крестьянская тема ((«На картофельном поле» (1904), «В поле» (1906), «На пашне» (1906) и т.д.). Декоративностью колорита и обобщенной манерой письма выделяется «Ярмарка» (1909).
С.Г. Никифоров (1877-1912). Утро на баррикадах. 1905 г. Холст, масло. 93 х 140 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $520 дол. (38.480 руб.)
С.Г. Никифоров (1877-1912). Портрет Ивана Гавриловича Никифорова, брата художника.
1905 г. Холст, масло. 77,5 х 38,5 см. Рязанский государственный областной художественный
музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Портрет О.Н. Натальиной, жены художника. 1905 г.
Тверская областная картинная галерея.
С.Г. Никифоров (1877-1912). В сарае. 1907 г. Холст, масло. 52 x 69 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Гроза идет. 1908 г. Холст, масло. 60 х 84 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Пастух. 1907 г. Холст на картоне, масло. 27 х 36 см.
Аукционный дом «Корнерс», Киев.
С.Г. Никифоров совершил поездки по Волге (1903, 1905), в Крым (1902, 1909). Писал пейзажи, портреты, жанровые картины, церковные образа. Местонахождение большинства произведений Никифорова до сих пор неизвестно. Прежде всего значительных, наиболее характерных для его творчества картин, созданных в пору расцвета таланта, таких, как «Зимой», «Домой», «У водопоя», «На пашне», «Метель», «У церкви», «Портрет М.С. Оболенского», «На пастбище», «Морозное утро», «В доме», «За дровами», «В провинции», «Итальянские кавалеристы на учении», «Зимняя дорога», «К вечеру», «В феврале» и др.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Неоконченный мужской портрет. 1908 г. Холст, масло. 34,7 х 70,7 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Церковь Ильи Пророка в с. Синьково. 1908 г. Холст, масло. 32 х 49,5 см.
Музей-заповедник Дмитровский кремль, Московская обл.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Ярмарка. Прогулочная площадь в провинции с крестьянками и торговцами.
1909 г. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). На солнышке (Au soleil). 1911 г. Холст, масло. Национальная галерея, Рим.
Это та самая знаменитая картина С.Г. Никифорова, которую купили итальянцы.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Выезд итальянского короля Виктора-Эммануила III (1869-1947) на Всемирную выставку 1911 года в Риме. 1911 г. Холст, масло. 29,5 х 45,5 см. (рама). Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Выезд итальянского короля Виктора-Эммануила III (1869-1947) на Всемирную выставку 1911 года в Риме. 1911 г. Холст, масло. 29,5 х 45,5 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
В 1910-1911 гг. в качестве пенсионера МУЖВЗ С.Г. Никифоров жил и работал в Италии, где создал множество этюдов, отличающихся выразительностью и декоративностью живописного почерка. На международной выставке в Риме его картина «На солнышке» произвела большое впечатление, и итальянское правительство приобрело её для Национальной галереи в Риме, чего удостаивались немногие из иностранных художников. Наиболее удачным произведением итальянского периода является «Выезд итальянского короля Виктора-Эммануила III на Всемирную выставку 1911 года в Риме» (1911), где по-импрессионистически тонко передана вибрация света и подвижность воздушной среды.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Прогулка в Сан-Ремо, Италия. 1911 г. Картон, масло.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Русский павильон на Всемирной выставке 1911 года в Риме. 1911 г.
Холст, масло. 49,8 х 61 см. Рязанский государственный областной художественный музей
им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). На набережной Сан-Ремо. Эскиз неосуществлённой картины. 1911 г.
Картон, масло. 50,5 х 68,2 см. Рязанский государственный областной художественный музей
им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Голова. Набросок к «Портрету английского офицера». 1911 г.
Бумага, графитный карандаш. 10 х 9,5 см. Рязанский государственный областной
художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Стоящая мужская фигура. Набросок к
«Портрету английского офицера». 1911 г. Бумага, графитный карандаш. 25 х 10,5 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
И в заключение, четыре недатированные картины Сергея Никифорова:
С.Г. Никифоров (1877-1912). Женский портрет. Холст, масло. 72 х 52,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Портрет Александры Борисовны Шуклиной.
Холст, масло. 60 х 43,5 см. Курская государственная картинная галерея
им. А.А. Дейнеки.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Морской этюд. Холст на картоне, масло. 14,5 х 18 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Облако. Этюд. Холст, масло. 41 х 24 см.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
С.Г. Никифоров (1877-1912). Фотография.
В 1912 году в связи с резким ухудшением здоровья С.Г. Никифоров вернулся в Москву, где и умер 12 (25) февраля
в возрасте 35 лет. Похоронен на Миусском кладбище.
Памятник над могилой С.Г. Никифорова сделала замечательный скульптор Анна Семеновна Голубкина. По отзывам современников, это было интересное произведение. Но и здесь судьба «подшутила» над умершим художником. Как-то осенним вечером ветер сломал большую березу - она рухнула на скульптуру и разбила ее на куски.
А.С. Голубкина (1864-1927). Надгробие художника С.Г. Никифорова
на Миусском кладбище в Москве (не сохранилось)
Творчество С.Г. Никифорова представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее; наиболее значительной коллекцией работ художника (более 100 предметов) обладает Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. Они поступили сюда в 1927 году из его дома-мастерской, расположенной в селе Саженеве близ Рязани. По стечению исторических обстоятельств самый объемный пласт живописи и графики (около 500 листов) художника сейчас малодоступен и находится в ГМИИ Узбекистана в Ташкенте, куда супруга художника перевезла наследие Семена Никифорова на хранение к брату, работавшему агрономом.
Плакат выставки С.Г. Никифорова в Рязанском государственном областном художественном
музее им. И.П. Пожалостина. 2017 г.
В 1913 году стараниями О.Н. Натальиной в стенах Московского училища была организована посмертная выставка Никифорова и издан каталог. В дальнейшем имя художника надолго выпала из поля зрения историков искусства. Произведения Никифорова находятся во многих музеях страны, но большая их часть сконцентрировалась в Рязанском художественном музее. В 1977 году здесь прошла большая юбилейная выставка, подтвердившая неординарность таланта мастера. Открываемая выставка 2017 года из фондов Рязанского художественного музея – масштабный показ творческого наследия С.Г. Никифорова спустя сорок лет.