АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИАНСКИЙ ХУДОЖНИК АВГУСТ ЛЕОПОЛЬД ЭГГ / AUGUSTUS LEOPOLD EGG (1816-1863), ПОКЛОННИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ06-12-2025 17:15
Джон Филлип (1817-1867). Август Леопольд Эгг. 1859 г. Холст, масло. 48,2 х 40,5 см.
Королевская Академия художеств, Лондон,
Август Леопольд Эгг (1816-1863), викторианский художник, наиболее известный своим модернистским триптихом «Прошлое и настоящее» (1858), изображающим распад викторианской семьи среднего класса. Эгг получил образование в школах Королевской академии художеств, начиная с 1836 г. Эгг был членом «Клики» – группы художников, основанной Ричардом Даддом и другими в конце 1830-х гг. Эгг стремился сочетать популярность с моральной и общественной деятельностью, следуя литературным идеям своего друга Чарльза Диккенса. Вместе с Диккенсом он основал «Гильдию литературы и искусства» – благотворительную организацию, призванную предоставлять социальные выплаты нуждающимся художникам и писателям. В 1860 г. он был избран в Королевскую академию художеств. Эгг, один из немногих членов Королевской академии, который симпатизировал работам Братства прерафаэлитов, щедро поддерживал молодых художников, несколько раз предоставляя Уильяму Холману Ханту финансовую помощь для завершения его работ перед выставкой. Пребывая всё время в плохом состоянии здоровья, Эгг провёл последние годы своей жизни в более теплом климате континентальной Европы. В 1863 г. Август Леопольд Эгг умер во Французском Алжире в возрасте 47 лет.
СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЯКОВЛЕВ (1902-1944), ПОГИБ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ05-12-2025 15:25
Андрей Владимирович Яковлев. Фотография 1924 г.
Андрей Владимирович Яковлев (1902-1944), советский художник-авангардист, живописец, график, художник театра, занимался монументальной росписью. Участник Гражданской войны (1918-1921). В 1922-1924 гг. учился в Петроградских художественно-промышленных мастерских, бывшего Общества поощрения художеств. С 1925 года работал ассистентом в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУКе) у Павла Андреевича Мансурова (1896-1984), известного художника-авангардиста. В 1930-е годы Яковлев работал по договорам театральным художником в ленинградских театрах и оформил несколько оперных постановок. С 1935 года в Эрмитаже рисовал таблицы и карты. В начале Великой Отечественной войны Яковлев был призван в армию. В декабре 1944 годя погиб на фронте, убит разрывом снаряда. Пропали все его работы, оставленные в бомбоубежище Эрмитажа.
Казимира Малевича привыкли сводить к одному «Черному квадрату» и шуткам о нем. Но за этим стереотипом стоит человек, который от вдохновения терял сон и аппетит, владел приемами традиционной живописи, много шутил и всерьез написал трактат в защиту лени. Давайте знакомиться с этим Малевичем.
РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АКВАРЕЛИСТ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ФОНВИЗИН (1883-1973), ЧАСТЬ III01-12-2025 19:20
Артур Владимирович Фонвизин с кистями. Фотография 1962 г.
Артур Владимирович Фонвизин (1883–1973) – выдающийся мастер акварельной живописи, оставивший значительный след в истории отечественного искусства. Его произведения отличает уникальный стиль, основанный на свободе цветового выражения и выразительности графической линии.
В его творчестве нашли отражение различные жанры:
Портреты – от театральных звезд до интимных автопортретов;
Пейзажи и натюрморты, в которых мастер воплотил гармонию природы;
Цветочные композиции – центральная тема его творчества;
Сюжетные композиции, среди которых особое место занимают цирковые сцены;
Книжная иллюстрация, где художник работал над произведениями русских и зарубежных авторов.
Фонвизин был признанным новатором в сложнейшей технике акварели, в которой достиг подлинного эстетического совершенства. Его живопись поражает артистической свободой, богатством цветовых решений и пластичностью формы.
РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АКВАРЕЛИСТ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ФОНВИЗИН (1883-1973), ЧАСТЬ II29-11-2025 20:01
Артур Владимирович Фонвизин. 1950 г. Фото РИА Новости
Артур Владимирович Фонвизин (1883–1973) – выдающийся мастер акварельной живописи, оставивший значительный след в истории отечественного искусства. Его произведения отличает уникальный стиль, основанный на свободе цветового выражения и выразительности графической линии. Фонвизин был признанным новатором в сложнейшей технике акварели, в которой достиг подлинного эстетического совершенства. Учился в МУЖВЗ у К.Н. Горского, В.Н. Бакшеева, Н.А. Клодта, познакомился там с М.Ф. Ларионовым и К.К. Зефировым. Участник выставок художественных объединений «Голубая роза», «Золотое руно», «Бубновый Валет», «Ослиный хвост», «Мир искусства», «Маковец». Творческая манера А.В. Фонвизина необычайно самобытна. С конца 1920-х годов мастер выбирает акварель своей основной техникой, ставшей поистине его творческой судьбой. В годы антиформалистской кампании был причислен прессой к «шайке формалистов "три Ф": Фальк, Фаворский, Фонвизин», однако успешно выставлялся в 1940–1960-х. В этот период писал сценические портреты театральных актрис, цветы и фантазии на цирковые темы. В 1943 г. из-за немецкого происхождения был выслан в Казахстан.
РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АКВАРЕЛИСТ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ФОНВИЗИН (1883-1973), ЧАСТЬ I27-11-2025 19:00
А.В. Фонвизин (1883-1973). Автопортрет в очках. Мюнхен. 1906 г. Картон, масло.
Собрание семьи художника.
Артур Владимирович Фонвизин (1883-1973), известный русский советский художник-акварелист, родился в Риге. С 1900 года А.В. Фонвизин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где быстро вошел одновременно в две ученические группы - авангардистскую, под условным руководством Михаила Ларионова, и символистскую, под руководством Павла Кузнецова. В 1904 году был исключен из МУЖВЗ за драку. С 1906 году по 1910 год Артур Фонвизин жил, работал и учился в Мюнхене - свои картины он отправлял в Москву, где их реализацией занимался Михаил Ларионов. В 1910 году вернулся в Москву. Октябрьскую революцию встретил восторженно. Занимался искусством на высоком государственном уровне: получал хорошие преподавательские посты, руководил пролетарскими художественными студиями. Был участником художественных объединений «Маковец», «Общество московских художников» и «Ассоциация художников революционной России» (АХРР). С 1940-х годов основной творческой темой художника стали многочисленные акварельные портреты советских театральных актрис.
ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ – В МОСКОВСКОМ ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ» ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА ЕВГРАФОВИЧА ТАТЛИНА (1885-1953)25-11-2025 16:55
Владимир Татлин. Москва, 1916 г.
22 ноября 2025 года в московском Центре «Зотов» при поддержке банка ВТБ открылась масштабная выставка «Татлин. Конструкция мира» к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина. Это первая за 30 лет выставка в России, целиком посвященная творчеству Владимира Татлина. Экспозиция станет одной из самых крупных ретроспектив художника, собрав вместе более 220 экспонатов, в числе которых знаменитый «Летатлин». Оригинальные живописные и редко экспонируемые графические работы, эскизы, чертежи, фотографии и реконструкции позволят проследить весь творческий путь главного мечтателя русского авангарда. Владимир Татлин - одна из трагических фигур русского авангарда. Он был отчаянным романтиком и мечтателем, создателем «Летатлина», так и не взмывшего в небо. Другим его дерзким, но не осуществленным проектом стала знаменитая Башня - Памятник III Интернационалу, известная нам лишь по макетам и фотографиям. Как и многие авангардисты, в 1930-е он был отстранен от официального искусства и доживал свой век в забвении. Многие его работы после смерти были утрачены.
СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ БУЛАТОВ (1933-2025), ЧАСТЬ IV23-11-2025 18:18
Эрик Булатов во время интервью в Москве. 10 июня 2017 г. Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсант
Эрик Владимирович Булатов (1933-2025)– российский и французский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). Награждён премией в разделе «Власть» на биеннале в Кванджу (Южная Корея, 1997), премией «Инновация» (за творческий вклад в развитие современного искусства в РФ; присуждена в 2013), награжден орденом Российской академии художеств «За служение искусству» (2013) и орденом Дружбы за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом (2014). Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 2015).
СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ БУЛАТОВ (1933-2025), ЧАСТЬ III21-11-2025 18:50
Эрик Булатов у себя в мастерской. Париж, 2013 г.
Ушёл из жизни один из самых знаменитых российских художников, «один из последних титанов». 14 ноября в Париже простились с художником Эриком Булатовым. В церкви Святой Троицы прошла церемония прощания с художником Эриком Булатовым, передает корреспондент ТАСС. Ее посетили родственники, друзья и коллеги художника. Речь на прощании произнес посол РФ во Франции Алексей Мешков. Он отметил вклад Эрика Булатова в мировое искусство, сообщает корреспондент «РИА Новости». Тело художника кремируют и перевезут в Москву. Дата похорон в России еще не объявлена. В своих поисках Булатов пошел дальше авангардистов. О его уникальном стиле, культовых полотнах, о том, почему не может быть «Булатова номер два» рассказывает наш пост.
СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ БУЛАТОВ (1933-2025), ЧАСТЬ II18-11-2025 19:45
Эрик Булатов с работой «Брежнев. Советский космос». 1977 г.
В воскресенье 9 ноября, в возрасте 92 лет в Париже умер советский и российский концептуалист Эрик Булатов. Булатов вошел в историю как один из самых влиятельных и дорогих современных российских художников. В 1988 году после серии крупных персональных выставок (в цюрихском Кунстхалле, Центре Жоржа Помпиду и других, а также после участия в Венецианской биеннале) стремительно получил международное признание - был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Многие произведения Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи. С 1989 года жил в Нью-Йорке, в 1992 году переехал в Париж. Его узнаваемый стиль, сочетающий фигуративную живопись с плакатными текстами, стал классикой отечественного современного искусства. Картина «Слава КПСС» (1975), ушедшая с молотка за 2,1 миллиона долларов, много лет удерживала его на первом месте в рейтинге самых дорогих российских авторов.
СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-КОНЦЕПТУАЛИСТ ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ БУЛАТОВ (1933-2025), ЧАСТЬ I16-11-2025 17:45
Эрик Владимирович Булатов в Музее современного искусства «Гараж». Фото Garagemca.
Garage Museum of Contemporary Art, 2016 г.
9 ноября 2025 года в возрасте 92 лет в Париже скончался Эрик Булатов. Эрик Булатов – одна из ключевых фигур современного российского искусства, один из реформаторов картины во второй половине ХХ века. Это выдающийся российский художник, один из основателей московского концептуализма и современного российского искусства. Он известен картинами, объединяющими фигуративное изображение и текст. Эрик Булатов прославился после того, как его работа «Горизонт» появилась на афише Венецианской биеннале в 1972 году. Также международное признание пришло к художнику в 1988 году после серии крупных персональных выставок, в том числе в цюрихском Кунстхалле, Центре Жоржа Помпиду и других. Тогда Булатов был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Он удостоен званий Почётного члена Российской академии художеств (2008) и члена-корреспондента Саксонской академии искусств (1997). Прощание с Эриком Булатовым пройдет в церкви Святой Троицы в Русском культурном центре на Набережной Бранли в Париже. Художника Эрика Булатова кремируют в Париже 14 ноября. После церемонии прощания останки художника-концептуалиста перевезут из столицы Франции в Москву по решению его вдовы Наталии.
РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ЕЛЕНА ВАРНАВОВНА НАГАЕВСКАЯ (1900-1990), УЧЕНИЦА Н.А. УДАЛЬЦОВОЙ и А.В. ЛЕНТУЛОВА. ЧАСТЬ II12-11-2025 17:30
Елена Нагаевская в своей мастерской в Москве на ул. Горького. 1940-е годы.
Русская советская художница-авангардистка Елена Варнавовна Нагаевская прожила долгую жизнь (1900-1990), пропустив сквозь свою судьбу все перипетии драматичного ХХ века: революции, войны, репрессии, борьбу за выживание, тяжёлый быт, утраты близких. Но благодаря художнической одарённости, эта общая канва трудной российской жизни для неё оказалась расцвечена азартными творческими исканиями и дружбой с выдающимися личностями - Б.Л. Пастернаком, А.И. Цветаевой, А.В. Куприным, К.Ф. Богаевским, М.А. Волошиным, М.С. Шагинян и, разумеется, спутником жизни, единомышленником – талантливым искусствоведом и критиком – А.Г. Роммом (1886-1952). После окончания искусствоведческого отделения МГУ в 1949 г, имея два диплома о высшем образовании, Нагаевская не могла найти работу в Москве. В 1951 году она получила приглашение приехать в Крым работать научным сотрудником в Бахчисарайском музее-заповеднике, где она и проработала следующие 30 лет до своей смерти.
РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ЕЛЕНА ВАРНАВОВНА НАГАЕВСКАЯ (1900-1990), УЧЕНИЦА Н.А. УДАЛЬЦОВОЙ И А.В. ЛЕНТУЛОВА. ЧАСТЬ I10-11-2025 17:15
Елена Варнавовна Нагаевская. Фото 1930-е гг.
Елена Варнавовна Нагаевская (1900-1990), русская советская художница-авангардистка, график, искусствовед. Родилась в 1900 г. в селе Япринцево, Оренбургской губернии. Училась на курсах росписи тканей (1927), трехгодичных ИЗОпрофкурсах (1927–1930) у Н.А. Удальцовой и в студии А.В. Лентулова (1930-е). В конце 1920-х годов сблизилась с участниками Общества московских художников (бывшими членами объединения «Бубновый валет») и группы «Тринадцать». Её творчество формировалось в тот период, когда русские художницы Н. Гончарова, Л. Попова, А. Экстер, В. Степанова своими оригинальными идеями и незаурядным мастерством завоевали не только Россию, но и Европу. Под их влиянием Нагаевская выполнила ряд кубистических композиций и работ в духе «московского сезаннизма». Ее первым мужем был Семен Волин, член организации РСДРП (меньшевиков), находился в Туркестане в политической ссылке. В 1923 г. он был арестован и сослан в г. Енисейск. Нагаевская становится его женой и идет за мужем по этапу в Сибирь. После неудачной попытки уехать за границу в Германию, остается в Москве и выходит второй раз замуж за художника и искусствоведа Александра Георгиевича Ромма.
ЗАБЫТАЯ ХУДОЖНИЦА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА ПРЕГЕЛЬ (АВКСЕНТЬЕВА, 1907-1984), ЧАСТЬ II07-11-2025 17:50
Александра Николаевна Прегель. Нью-Йорк, 1970-е гг.
Жизнь и творчество русско-французско-американской художницы Александры Николаевны Прегель (ур. Авксентьевой, 1907-1984) являются неотъемлемой частью не только истории и культуры России и Русского зарубежья - сегодня ее наследие, без сомнения, достояние мировой художественной культуры. Русско-Французско-Американская художница – как верно это определение применительно к уникальному художественному наследию Александры Прегель, весь жизненный путь которой являл собой путь служения: своей Родине – России, с которой ей суждено было расстаться в совсем еще юном возрасте, и воссоединиться с которой художница мечтала всю жизнь; Франции, где прошло профессиональное становление Александры Николаевны как мастера, и где она встретила, разделившее ее жизнь на до и после начало Второй мировой войны; США – стране, где Александра Прегель откроется миру через свои необыкновенно реалистичные и глубинно философские картины, осмысляющие войну, как трагедию XX века. И где она умрет в 1984 году в возрасте 76 лет.
ЗАБЫТАЯ ХУДОЖНИЦА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА ПРЕГЕЛЬ (АВКСЕНТЬЕВА, 1907-1984), ЧАСТЬ I06-11-2025 17:17
Александра Прегель в своей нью-йоркской мастерской на Манхэттене. 1949 г.
Александра Николаевна Прегель (Авксентьева, 1907-1984) – забытый художник и график русской эмиграции первой волны. Её жизнь и творчество отражают бурную историю первой половины XX века. Она родилась в 1907 году в Финляндии в семье русских эмигрантов из царской России. Она жила в Париже, где получила образование в Национальной высшей школе декоративного искусства. После начала Второй мировой войны она бежала в США. Александра Прегель активно выставлялась с 1933 года. Городские пейзажи, натюрморты и другие жанры - результат многолетней карьеры художницы, которая длилась с 1930-х годов до её смерти в Нью-Йорке в 1984 году. Нельзя сказать, что ее имя неизвестно в России. За последние 25 лет было немало публикаций и несколько небольших выставок, есть посвященный ей сайт. В 2018-м была издана книга-альбом ее воспоминаний. И вместе с тем еще неизвестно, по каким частным собраниям разбросаны работы художницы. В оценке искусства и личности Александры Прегель до сих пор звучат извиняющие ноты: скромный талант, представительница «незамеченного поколения», так называют русских художников и писателей, выброшенных в 1917-м году в эмиграцию детьми.
ТОП – 7 КНИГ РЕМАРКА: САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ И САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ РОМАНЫ КЛАССИКА И ИХ ЭКРАНИЗАЦИИ 05-11-2025 17:45
Эрих Мария Ремарк.
22 июня прошлого года отмечался 125-летний юбилей писателя Эриха Марии Ремарка (1898-1970). О нём много писали в прессе. Ремарка по-прежнему активно издают, активно читают. И хотя нередко любимого романиста упрекают в однообразии и чрезмерной трагичности сюжетов, его популярность не падает, только растёт. Секрет читательской любви в том, что язык писателя красив, насыщен, но при этом понятен, как и темы — жизнь и смерть, любовь и дружба. Книги Ремарка полны и философии, и сентиментальности. Они бередят мысли и чувства каждого, кто берёт их в руки. В Телеграм-канале был проведен опрос на тему самых лучших, самых любимых и популярных книг Эриха Марии Ремарка. На основе результатов опроса был составлен топ. Он идёт в обратном порядке - от наименее популярной среди читателей к наиболее популярной книге. Бонусом к рассказу о книгах идёт рассказ об их экранизациях. И от себя добавлю – первые публикации Ремарка на русском языке в СССР и России, что для русских читателей намного интереснее первых немецких изданий.
ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ - РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ (1874-1926), ЧАСТЬ III03-11-2025 20:16
Александр Иванович Вахрамеев. Фото 1920-е гг. ЦГАЛИ, Санкт-Петербург.
Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) - один из самых ярких российских художников первой половины ХХ века. Ученик Ильи Репина, Александр Вахрамеев сумел запечатлеть историческую панораму жизни Санкт-Петербурга-Петрограда до и после революционной поры, развивая лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Александр Вахрамеев — это фигура, которая объединяет в себе несколько важных ипостасей. Он был не только талантливым художником, но и выдающимся педагогом, а также журналистом. С 1906 по 1909 год Вахрамеев преподавал в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого. В своих работах он запечатлел жизнь революционного города, создавая жанровые зарисовки его жителей. Это настоящая летопись эпохи, которая позволяет нам увидеть, как люди жили, боролись и мечтали в те непростые времена. В ином, героическом, плане художник продолжает революционную тематику после Октябрьской революции, создавая эскизы оформления площади Восстания и Балтийского вокзала (1919—1920 гг.), картины-панно для фабрики «Скороход» (1918), историко-революционную картину «Пугачёв встречается с народом» (1923). В 1921 году Вахрамеева избирают профессором Академии Художеств. Жизнь Александра Ивановича Вахрамеева оборвалась рано. Он умер 16 марта 1926 года в Ленинграде в возрасте 52 лет. Похоронен на Смоленском православном кладбище там же.
ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ - РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ (1874-1926), ЧАСТЬ II01-11-2025 23:25
А.И. Вахрамеев (1874-1926). Автопортрет. 1921 г. Желтая бумага, карандаш,
акварель, белила. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Александр Иванович Вахрамеев в 1904 г. закончил Императорскую Академию художеств (мастерская П.О. Ковалевского), был постоянным участником выставок в Академии художеств, «Общества А.И. Куинджи», «Нового общества художников», был организатором «Товарищества Независимых», после революции участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1921 г. был избран профессором живописи живописного факультета Академии художеств. Он известен как автор жанровых сцен, зарисовок бытовых деталей и уличных типажей. С 1906 г. по 1909 г. художник жил в Пензе, преподавал в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого. Остро сатирически Вахрамеев передал неприглядный быт царской России, выразил озабоченность несчастной судьбой «маленького человека». Работы, относящиеся к периоду 1910-1914 годов, Вахрамеев объединил в серии «Улица» и «Белые ночи». После Октябрьской революции он продолжил сатирическую серию под названием «Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов».
ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ - РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ (1874-1926), ЧАСТЬ I31-10-2025 18:20
Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926)
Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) – русский и советский художник-живописец, график и педагог. Александр Вахрамеев родился в 1874 года в селе Пермогорье, Вологодской губернии Российской империи (ныне Архангельская область) в семье священнослужителя. В 1894 г. окончил Архангельскую духовную семинарию. В 1895 г. начал постигать живописное искусство в Санкт-Петербурге в Рисовальной школе княгини М.К. Тенишевой под руководством И.Е. Репина. В 1896 г. Вахрамеев поступил в Высшее художественное училище (ВХУ) при Императорской Академии художеств, где учился под руководством профессора П.О. Ковалевского. В 1904 году Вахрамеев удостоился звания художника за исполненную картину «Торжество духа (Самосожжение раскольников)». С 1902 г. Вахрамеев стал постоянным участником академических выставок. В 1906 г. переехал в Пензу, где преподавал в Пензенском художественном училище имени Н.Д. Селиверстова до 1909 года. Был изгнан из училища за революционную пропаганду, после чего вернулся в Санкт-Петербург.
ХАОС-МЕНЕДЖЕР МИХАИЛ ЛАРИОНОВ. ОДИН ИЗ ЕГО ПРОЕКТОВ - АВАНГАРДИСТКА НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА 29-10-2025 14:52
Михаил Ларионов (1881-1964). Фотография начала 1920-х
Художник Михаил Ларионов был выдающийся хаос-менеджер. Проект его жизни – Наталья Гончарова, успеха которого хватило бы для насыщения любых амбициозных аппетитов. Однако Ларионов также стал одним из главных (если не главным) среди русских импрессионистов, раскрыл авангарду глаза на искусство наива, изобрел собственное направление в живописи «лучизм», придумал три исторических выставки-события начала ХХ века и прочая, и прочая, а также застолбил свое именное место в истории искусства.