ХУДОЖНИК ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ СИМОНЕ ПЕТЕРЦАНО / SIMONE PETERZANO (1535-1599), УЧЕНИК ТИЦИАНА И УЧИТЕЛЬ КАРАВАДЖО08-10-2023 15:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Симоне Петерцано (1535-1599). Автопортрет. 1589 г. Дерево, масло.
Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Симоне Петерцано (1535-1599) был художником «второго плана», хотя и учился у великих венецианских мастеров. За исключением некоторых специалистов-искусствоведов, Петерцано обычно знают только как учителя Караваджо - великого мастера живописи в стиле барокко. Его считают компетентным, но заурядным художником. Однако если рассмотреть его жизнь более детально, то Симоне Петерцано становится захватывающим примером того, как художник может заложить фундамент для великих мастеров, - стиль, который Караваджо доведёт до совершенства.
Симоне Петерцано (1535-1599). Успение Пресвятой Богородицы. Вторая пол. XVI в.
Бумага, коричневая тушь, черный мел. 41 х 29,8 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Больше нет сомнений относительно места рождения Симоне Петерцано, сына Франческо ди Маффео бергамского происхождения, но родившегося в Венеции, куда его дед уже переехал со своей семьей. Петерцано не проясняет эту дилемму своими произведениями, в одних он предпочитал подписывать себя уроженцем Бергамо, в других - венецианцем. Несомненно, что в лагунном городе он был очень молодым учеником Тициана и оставался там до своих двадцати четырех или двадцати пяти лет.
Родившийся около 1535 года, Петерцано начал учиться живописи в Венеции, как раз в то время, когда город становился величайшим центром художественной жизни Европы.
Симоне Петерцано (1535-1599). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем и Бенедиктом.
1560-1565 гг. Холст, масло. 127,1 х 170 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 30.000 - 50.000 фунтов.
Тициан и Тинторетто были на пике карьеры, и вскоре к ним присоединится Веронезе. Флоренция, долгое время бывшая столицей искусства эпохи Возрождения, приобрела более скромный статус после смерти всех, кроме одного из её величайших художников - Микеланджело (1475-1564). То же самое было и с Римом, куда флорентийские художники мигрировали несколькими десятилетиями ранее.
Симоне Петерцано (1535-1599). Святое семейство со Святым Иоанном и ангелом. 1565 г.
Холст, масло. 89,5 х 110 см. Коллекция Оливетти Расона, Флоренция.
Симоне Петерцано (1535-1599). Аллегория музыки. 1565-1570 г. Холст, масло. 124,5 х 99 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 150.000 - 200.000 фунтов.
Симоне Петерцано (1535-1599) атрибуция. Аллегория музыки
(Венера играет на лютне с Купидоном). 1565-1570 гг. Холст, масло. 110 х 97,4 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Симоне Петерцано (1535-1599). Анжелика и Медоро. 1572 г. Холст, масло. 154.8 х 194 см.
Частное собрание, Милан.
Анжелика и Медоро - два персонажа итальянской эпопеи XVI века «Орландо Фуриозо»
итальянского поэта Людовико Ариосто (1474-1533).
Симоне Петерцано (1535-1599). Пейзаж с Венерой, Купидоном и двумя сатирами. 1573-1596 гг.
Холст, масло. 135,2 х 206,9 см. Пинакотека Брера, Милан.
Небольшая церковь Сан-Варнава была построена по проекту архитектора Перуджино Галеаццо Алесси в 1561 году, как материнская церковь обычных священнослужителей Сан-Паулу, также называемых Варнавитами. Церковь Сан-Варнава может похвастаться интересной коллекцией картин миланского маньеризма: в одной из боковых часовен хранится картина маслом на дереве со «Стигматами Святого Франциска Ассизского» Джованни Паоло Ломаццо, в другой – «Пьета» Аурелио Луини, а по бокам главного алтаря находятся два больших полотна по заказу Джан Джакомо Тривульцио Симоне Петерцано с историей Святых Павла и Варнавы, первые работы художника в Милане в 1572-1573 годы.
Симоне Петерцано (1535-1599). Святые апостолы Павел и Варнава в Листре (после реставрации).
1573 г. Холст, масло. Церковь Сан-Варнава, Милан.
Апостолы Павел и Варнава проповедовали в Листре и исцелили хромого. Свидетели исцеления
признали в апостолах богов Гермеса и Зевса.
Симоне Петерцано (1535-1599). Призыв к мессии (в процессе реставрации). 1573 г. Холст, масло.
Церковь Сан-Варнава, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Благовещение. 1578 г.
Холст, масло. 305 х 172,5 см.
Церковь Санта-Мария-делла-Пассионе, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Голова бородатого старика. 1578-1582 гг.
Бумага, черный мел. 22,5 х17,7 см. Музеи замка Сфорца, кабинет рисунка, Милан.
Церковь Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре, Милан.
Симоне Петерцано, известный большинству как учитель Караваджо, был одним из представителей позднего ломбардского маньеризма. Ученик Тициана в Венеции (как известно из подписей, которые он сам ставил на своих картинах), Петерцано появился на миланской сцене с фресками контрфасада церкви Сан Маурицио аль Монастеро Маджоре в 1572 году, где просвечивает его венецианская подготовка, в частности, с использованием произведений искусства Паоло Веронезе и Тинторетто. В том же году художник написал два огромных полотна «Истории святых Павла и Варнавы» для церкви Сан-Варнаба, также в Милане. Прекрасная «Пьета», сохранившаяся в настоящее время в Сан-Феделе и Пентекосте, ранее в Сан-Паоло-Конверсо, а затем в базилике Сант-Эуфемия, также относится к этому периоду.
Симоне Петерцано (1535-1599). Воскресение Христа. Фреска. Общий вид. 1572-1573 гг.
Церковь Сан-Маурицио, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Воскресение Христа. Фреска. 1572-1573 гг.
Церковь Сан-Маурицио, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Моисей, разбивающий скрижали Закона (вверху).
Изгнание торгующих их храма (внизу). Фрески. Интерьер церкви Сан-Маурицио,
Милан. 1572-1573 гг.
Симоне Петерцано (1535-1599). Изгнание торгующих из храма. Фреска. 1572-1573 гг.
Церковь Сан-Маурицио, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Благословение Иова и Моисей, разбивающий скрижали Закона.
Фрески. 1572-1573 гг. Люнеты внутреннего фасада. Церковь Сан-Маурицио, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Моисей, разбивающий скрижали Закона. Фреска. 1572-1573 гг.
Люнет внутреннего фасада. Церковь Сан-Маурицио, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Благословение Иова. Фреска. 1572-1573 гг. Люнет внутреннего фасада.
Церковь Сан-Маурицио, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Возвращение блудного сына. Восстановленная фреска
(Controfacciata). 1572-1573 гг. Церковь Сан-Маурицио, Милан.
Чертоза Ди Гарегнано (Чартерный дом), Церковь Св. Марии Ассунты.
(Certosa di Garegnano, Chiesa di S. Maria Assunta), Милан.
Между 1578 и 1582 годами Симоне Петерцано выполнил фрески в пресвитерии Чартерхауса Гарегнано в Милане, которые считаются одной из его шедевральных работ. В тот же период он написал «Рождество со святыми и ангелами» в церкви Санта-Мария-ди-Канепанова в Павии.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение волхвов. Фреска. 1578-1582 гг. Монастырь Чартерный дом
Гарегнано (Certosa di Garegnano - Чертоза Гарегнано), Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение волхвов. Фреска. 1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение волхвов. Фреска. Фрагмент (1).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение волхвов. Фреска. Фрагмент (2).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение волхвов. Фреска. Фрагмент (3).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение волхвов. Фреска. Фрагмент (4).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение волхвов. Фреска. Фрагмент (5).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
В возрасте 37 лет Симоне Петерцано переезжает из Венеции в Милан, где и пройдёт вся его дальнейшая жизнь. На протяжении всей жизни Петерцано подчёркивал свои венецианские связи, называя себя учеником Тициана, но многие сомневались в этом, считая его утверждения маркетинговой уловкой.
Однако недавно обнаруженные свидетельства в Академии Каррара в Бергамо, Италия, говорят о том, что Петерцано действительно проходил обучение у Тициана. Возможно, он был ассистентом в мастерской Тициана или какие-то неформальные отношения позволили Петерцано считать его своим учителем.
Другие свидетельства указывали на то, что Петерцано некоторое время жил в Венеции. Возможно, это даже был его родной город, а не Бергамо, как традиционно считалось. Биографических деталей не хватает, но общая картина достаточно ясна: Петерцано был именно тем, за кого себя выдавал, — художником «второго плана», который учился у великих венецианских мастеров.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Интерьер нефа. Фреска. 1578-1582 гг.
Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (1). 1578-1582 гг.
Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (2). 1578-1582 гг.
Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (3).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (4).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (5).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (6).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (7).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Поклонение пастухов. Фреска. Фрагмент (8).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Флорентийское искусство подчёркивало идеализм и символизм. Венецианские художники, с другой стороны, предпочитали больший реализм, и им придал импульс в данном направлении Тридентский собор Католической церкви 1545–1563 годов (Католическое возрождение) и его новый орден иезуитов. Иезуиты вышли за рамки влияния Церкви как главного покровителя. До Петерцано это влияние касалось скорее предмета, чем стиля.
Симоне Петерцано (1535-1599). Распятие Христа. 1578-1582 гг. Фрески в апсиде
монастыря Чартерного дома (Чертоза Ди Гарегнано), Милан.
Интерьер апсида монастыря Чартерный дом (Чертоза Ди Гарегнано) в Милане
во время бракосочетания. Современное фото.
Симоне Петерцано (1535-1599). Распятие Христа. Фрагмент (1). 1578-1582 гг.
Фрески в апсиде монастыря Чартерного дома (Чертоза Ди Гарегнано), Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Распятие Христа. Фрагмент (2). 1578-1582 гг. Фрески в апсиде
монастыря Чартерного дома (Чертоза Ди Гарегнано), Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Распятие Христа. Фрагмент (3). 1578-1582 гг. Фрески в апсиде
монастыря Чартерного дома (Чертоза Ди Гарегнано), Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Распятие Христа. Фрагмент (4). 1578-1582 гг. Фрески в апсиде
монастыря Чартерного дома (Чертоза Ди Гарегнано), Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Скорбящая Мадонна у подножия креста. Распятие Христа.
Фрагмент (5). 1578-1582 гг. Фрески в апсиде монастыря Чартерного дома, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Ангелы и благословляющий Бог. Фрески. 1578-1582 гг.
Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). 1578-1582 Ангелы и благословляющий Бог. Фрески. Фрагмент (1).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). 1578-1582 Ангелы и благословляющий Бог. Фрески. Фрагмент (2).
1578-1582 гг. Чартерный дом Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Ангелы с символами страсти. Фрески. 1578-1582 гг.
Чертоза Ди Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). 1. Пророк. 2. Святой Евангелист Марк. 3. Пророк. Фрески в люнете. 1578-1582 гг. Чертоза Ди Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Святой Матфей и ангел. Люнет пресвитерия.
1578-1582 гг. Чертоза Ди Гарегнано, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Рождество со Святыми Антонием,
Иоанном XIV Канепановым и Ипполито де Росси. 1578-1582 гг.
Церковь Санта-Мария-ди-Канепанова, Павия.
Основы искусства барокко
Одним из самых восторженных сторонников дидактической эстетики был кардинал Чарльз Борромео. С 1564 по 1584 год он служил архиепископом Милана, куда Петерцано переехал в 1572 году, недалеко от места, где Караваджо провёл своё детство. Борромео также являл собой пример сочетания высокой культуры и религиозного рвения. Его мать родилась в семье Медичи — величайшей из всех меценатов эпохи Возрождения. Находясь под сильным влиянием иезуитов, Борромео управлял своим епископским дворцом как монастырём. Неудивительно, что он написал книгу о религиозном искусстве и активно руководил местными художниками.
Симоне Петерцано (1535-1599). Assunzione della Vergine (в интерьере). 1580 г.
Дерево, масло. 340 х 200 см. Церковь Санта Мария делла Пассионе, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Assunzione della Vergine. 1580 г. Дерево, масло.
340 х 200 см. Церковь Санта Мария делла Пассионе, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Молочная Богоматерь и святые (Madonna del Latte e santi). 1580 г.
Церковь Санта-Мария-аль-Карробиоло, Монца, Италия.
Симоне Петерцано (1535-1599). Агония в Гефсиманском саду. 1580 г.
Холст, масло. 117 х 94 см. Частное собрание.
Симоне Петерцано (1535-1599). Христос в Гефсиманском саду. 1580-1590 гг.
Дерево, масло. 130,5 х 102 см. Епархиальный музей Милана.
Ни один из художников, работавших в Милане при жизни Борромео, не достиг бы в своей профессии более чем незначительного статуса. Однако они коллективно восприняли повествовательные и драматические акценты, к которым призывало религиозное обновление, ставшее основополагающим для искусства барокко. Широкое распространение их работ в церквях региона, несомненно, способствовало интересу Караваджо к искусству и выбору профессии.
В этом, по общему признанию, ограниченном мире Петерцано пользовался большим спросом и написал десятки масштабных работ, среди них «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа» и «Анжелика и Медоро». Лучшие из них предвосхищают усовершенствованный стиль Караваджо (где определённые объекты подчёркиваются за счёт контраста с более тёмными фоновыми объектами) в таких работах, как «Давид и Голиаф» и «Нарцисс».
Караваджо (1571-1610). Давид и Голиаф. 1600 г. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.
Симоне Петерцано (1535-1599). Пьета. Снятие Христа с креста. 1584 г.
Сланец, масло. 52 х 35 см. Музей изобразительного искусства Страсбурга, Франция.
Симоне Петерцано (1535-1599). Снятие с креста (Мертвый Христос,
поддерживаемый ангелом с Богоматерью и донатором). 1584 г.
Дерево (липа), масло. 240 х 143 см. Церковь Святого Георгия мученика,
Бернате Тичино, Италия.
Симоне Петерцано (1535-1599), scuola. Ecce homo. Холст, масло. 124 x 93 см.
Частное собрание.
Симоне Петерцано (1535-1599). Бичевание Христа. 1588 г. Холст, масло.
Базилика Санта-Прасседе, Рим.
Над тем, как Петерцано, а вместе с ним и Караваджо, около 1588 года оказались в Риме, чтобы работать в церкви Санта-Прасседе, искусствоведы до сих пор ломают головы. По официальной биографии Караваджо впервые приезжает в Рим в 1592 году. Возможно, кое-что прояснилось благодаря выставке, посвященной Петерцано, которая состоялась в Академии Каррара в Бергамо в 2020 году.
Симоне Петерцано (1535-1599). Портрет монаха. 1580-1596 гг. Дерево, масло.
99 х 68,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 1966 г.
Конечно, такое сходство не означает, что Караваджо просто блестяще воплотил эстетические принципы Петерцано на практике. Гениальный Караваджо, несомненно, обладал более тонким пониманием эстетической теории, а также большим техническим мастерством.
Но Петерцано научил Караваджо базовым навыкам, позволившим ему усовершенствовать своё понимание. Хотя Петерцано не был великим художником, его жизнь демонстрирует, как художники «второго плана» могут играть важную, хотя и второстепенную роль в истории искусства.
Симоне Петерцано (1535-1599). Пьета (Оплакивание Христа). 1591 г.
Сланец, масло. Церковь Сан-Феделе, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Пьета (Оплакивание Христа). Фрагмент (1).
1591 г. Сланец, масло. Церковь Сан-Феделе, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Пьета (Оплакивание Христа). Фрагмент (2).
1591 г. Сланец, масло. Церковь Сан-Феделе, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599). Пьета (Оплакивание Христа). Фрагмент (3).
1591 г. Сланец, масло. Церковь Сан-Феделе, Милан.
Симоне Петерцано (1535-1599), атрибуция. Святое семейство. Холст, масло. 80 х 61,8 см.
Частное собрание.
Симоне Петерцано (1535-1599). Мадонна с Младенцем. 1590 г. Дерево, масло.
48,2 х 36 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 25.000-35.000 фунтов.
Среди последних работ Симоне Петерцано, отличающихся холодной и аскетической монументальностью, выделяется «Истории святого Антония Падуанского» во фреске для миланской церкви Сант- Анджело, запрестольный образ с Мадонной с младенцем среди святых Бенедетто, Мауро, Джустины и Катерины. в приходской церкви Сан-Маурицио- ин -Биоджо (кантон Тичино) и запрестольный образ со Сант- Амброджо между святыми Гервазио и Протасио ( 1592 г.), когда-то находившийся в Миланском соборе и сохранившийся в картинной галерее Амброзиана.
Симоне Петерцано (1535-1599), атрибуция. Святое семейство. Национальный музей Брукенталя, Румыния.
Симоне Петерцано (1535-1599). Мадонна и три святые женщины. Мадонна со Святыми Кларой,
Радегундой и Екатериной Александрийской. Церковь Санта-Мария-делла-Пассионе, Милан.
Левый боковой неф.
Симоне Петерцано (1535-1599). Натюрморт с инжиром («Обманка»). Вторая половина XVI в.
Бумага, масло. 19,4 х 29,3 см. Замок Сфорца, Милан. Кабинет рисунка.
Симоне Петерцано (1535-1599). Натюрморт из тыквы, лилий, персиков и груш (Still-Life of Squash, Lilies,
Peaches, and Pears). «Обманка». Вторая половина XVI в. Бумага, масло. 26 х 40 см.
Замок Сфорца, Милан. Кабинет рисунка.
Симоне Петерцано (1535-1599). Натюрморт со стручками гороха и вишнями («Обманка»).
Вторая половина XVI в. Бумага, масло. 15,8 х 14,5 см. Замок Сфорца, Милан. Кабинет рисунка.
Симоне Петерцано (1535-1599). Этюд фигуры (полубюст). 1580 г.
Серая бумага, уголь, белый мел. 24 х 18,3 см. Замок Сфорца, Милан.
Кабинет рисунка.
Симоне Петерцано умер в Милане по одним источникам в 1596 году, по другим – в 1599 году.
В наше время только в феврале 2020 года Симоне Петерцано удостоился персональной выставки «Тициан и Караваджо в Петерцано» (Tiziano e Caravaggio in Peterzano) в Академии Каррара, в Бергамо. Симоне Петерцано был учеником Тициана и учителем Караваджо. Как в тисках, в таком окружении оказался зажатым талант этого художника. Стоит ли удивляться, что эта выставка стала первой персональной выставкой Петерцано за всю историю. Художник абсолютного качества был одним из главных героев искусства в Милане во второй половине XVI века. Гениальный ученик Тициана продолжил традиции венецианских мастеров.
На выставке Симоне Петерцано в Академии Каррара, Бергамо. Февраль 2020 г.
Два итальянских издания, посвященные творчеству Симоне Петерцано
1. Simone PETERZANO ca.1535-1599 e i Disegni del Castello Sforzesco (Мультимедийное цифровое издание собрания работ Симоне Петерцано в коллекции Музея замка Сфорца). Милан, 2013 г. 2. Enrico Maria Dal Pozzolo. L’Allegoria della Musica di Simone Peterzano allievo di Tiziano e maestro Caravaggio, 2012.
Слава44, Уважаемая Bronisliva! Спасибо за коммент. Да, сюжет похож на Вознесение, но против Википедии нет аргументов, По-видимому, Святая Дева Мария еще лежит в гробу внизу картины. А вот оригинал картины Assunzione_della_Vergine_(1580)
Ответ на комментарий Слава44 #
Оказывается: "Вознесение Девы Марии, или Ассунта, Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную Assumptio Beatж Mariж Virginis, от лат. assumere — брать, принимать, итал. Assunta — Вознесённая) — католический догмат о взятии Девы Марии с душой и телом на небеса после окончания Её земной жизни. Официально изданный Катехизис католической церкви, утверждённый Конференцией католических епископов России, вместо термина «Вознесение Девы Марии» употребляет «Успение» и «Взятие Пресвятой Девы в небесную славу»"
Ответ на комментарий Bronisliva #Bronisliva, Ну, хорошо, хорошо. Не будем углубляться в дебри "католического догмата о взятии Девы Марии с душой и телом на небеса после окончания Её земной жизни". И оставим итальянское название этого алтарного образа, как в оригинале "Assunzione della Vergine", а кто захочет углубиться в "Катехизис католической церкви, утверждённый Конференцией католических епископов России", пусть читает ваши комментарии.