• Авторизация


ПРАВЕДНОСТЬ КАРНЫ. Притча о жемчужном пояске Бханумати 02-01-2019 14:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В отличие от предыдущей, эта очаровательная притча вроде бы действительно относится к ранним временам. Очень люблю ее.

* * *

Рассказывают, что некогда Карна пришел по какому-то делу к Дурьйодхане, но не застал его дома. Супруга наследного принца Бханумати, надо думать, числила Карну наравне со своими многочисленными деверями, так что без сомнений пригласила друга своего мужа в царские покои и предложила скоротать время за игрой в кости.
Играли они очень азартно, увлеченно и эмоционально. Принцесса чаще проигрывала, Карна выигрывал. В этот миг вошел вернувшийся Дурьйодхана. Карна сидел спиной к дверям, поэтому, когда Бханумати вскочила из-за стола, чтобы поприветствовать мужа, подумал, что она от обиды на очередной проигрыш решила закончить игру и уйти. А ему было весело и заканчивать не хотелось. Желая остановить принцессу, Карна поймал ее за кончик жемчужного пояска, и со словами: "Куда же вы, юврани, не надо так огорчаться!", дернул пояс, несколько не рассчитав сил. Поясок лопнул, жемчуг раскатился по ковру, а Карна, заметив, что Бханумати смотрит вовсе не на него, обернулся... И понял, что попал. Потому что не надо долго гадать, как выглядит в глазах Дурьйодханы представшая ему сцена. Друг и жена красные и встрепанные, и словно бы этого мало - Карна только что сорвал пояс с чужой супруги на глазах ее мужа. Убивают за меньшее!
Бханумати тоже стоит соляным столпом, понимая, что если у Карны еще есть шанс дожить до поединка, то лично ее Дурьйодхана может прямо здесь и сейчас спросить, молилась ли она на ночь, и будет в своем праве.
Принц между тем спокойно здоровается с обоими и говорит, оглядываясь вокруг: "Ну вот, жемчуг рассыпали". Карна, обретя дар речи, исхитряется родить банальнейшую для такой ситуации фразу: "Митр, это не то, что ты подумал".
"А я ничего такого и не подумал", - отвечает Дурьйодхана, присаживается на ковер и начинает собирать жемчужины. - "Может, вы мне поможете их собрать?"
Бханумати и Карна, окончательно выйдя из ступора, бросаются помогать ему собирать бусины. Жемчуг собрали. Неудобная ситуация была забыта.

* * *

Нынешние поклонники Карны из числа отечественных кришнаитов любят приводить эту притчу в пример: "вот, мол, какой Карна был праведный, даже злобный и подозрительный принц, воплощенный демон, не подумал о нем ничего дурного", не понимая, что тем секут сами себя с усердием даже не приснопамятной унтер-офицерской вдовы, а средневекового флагеллянта :) Не хуже, чем с легендой о волшебном взгляде Гандхари.

Почему?
Да потому что - психология, дорогие товарищи. Людям свойственно судить по себе. В меру той праведности или грязи, которая имеется в их собственных душах. Поэтому личная порядочность и чистота не спасают от чужой злобы. Пример тому: сотни тиранов, на протяжении человеческой истории отправлявших на плаху самых верных и честных - на основании чужой клеветы или собственных диких подозрений.
А еще, если обратиться к изысканиям нынешних психологов, существует такая разновидность психологической защиты - "проекция". Когда человек приписывает окружающим то, что ему больше всего не нравится в себе самом. Именно поэтому жертвы перверзных нарциссов (разновидность социопатии) регулярно выслушивают в свой адрес ворох самых диких обвинений, достойных сумасшедшего дома, изумляясь: "За что? Чем я дал(а) повод?" Ничем. Социопат попросту пытается обтереть о других собственную грязь. Причем чем чище жертва - тем сильнее стремление ее замазать. Для укрепления собственного внутреннего ощущения: "Это не я плох - все такие".

К чем я это говорю?
Да к тому, что будь Дурьйодхана и впрямь таков, как его малюют Пандавы и их сторонники, никакая праведность Карну бы не спасла. Но эта притча удивительно раскрывает самого принца. Так открыто, благородно и трогательно доверять может только очень чистый и добрый человек. И очень чуткий. Заметьте, как искусно и деликатно Дурьйодхана успокаивает шокированных случившимся конфузом жену и друга, предложив им собрать жемчуг (наследный принц своими руками собирает рассыпавшийся жемчужный пояс - у него что, слуг во дворце нет?). Такие люди не склонны к коварству и низменным чувствам. Такому человеку для того, чтобы ощущать себя достойным, не надо сочинять длиннющие поэмы о том, как якобы завидует ему двоюродный брат...
Так что воплощенных демонов тут следует искать совсем в другом месте...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (56): вперёд»
Соккар 02-01-2019-15:52 удалить
Зависть и ревность - слепые чувства, они лишают человека разума. Кстати, Драупади как раз свойственны и то, и другое. А уж обжорство Бхиы - это вообще патология. Я думаю, при таком аппетите он просто толстяк.
Исходное сообщение Соккар
Зависть и ревность - слепые чувства, они лишают человека разума. Кстати, Драупади как раз свойственны и то, и другое.

Вот-вот. Поэтому я думаю, что длиннющие монологи о том, как Дурьйодхана завидует Пандавам, авторы списывали... с самих Пандавов ;)

Еще можно вспомнить тот момент, когда Драупади приезжает с мужьями в Хастинапур (перед судом) и общается с женщинами в царском дворце. Как она нерушимо убеждена, что все здесь ей смертельно завидуют!
Соккар 02-01-2019-16:00 удалить
То есть, возможно, именно Драупади всё время говорила о зависти и коварстве Дурьйодханы, и в конце концов пять её мужей стали повторять вслед за ней. А потом брахманы уже на каждой странице стали говорить о зависти Дурьйодханы и сочинили легенду о прозрачных дверях и таком же полу, на который боялся ступить каурава в "Сабхапарве".
Исходное сообщение Соккар
То есть, возможно, именно Драупади всё время говорила о зависти и коварстве Дурьйодханы, и в конце концов пять её мужей стали повторять вслед за ней.

Мне кажется, это началось еще до Драупади.
Я Кунти подозреваю. И Видуру. Видура тоже, кстати, человек завистливый и убежденный, что ему благ недодали. Подозреваю, рассуждения о "слепом государе" пошли с него. Мол, был бы зрячий, сделал бы Видуру первым министром, а так приходится каким-то невнятным "советником" прозябать (по Шримад-Бхагаватам).
Соккар 02-01-2019-16:13 удалить
Похоже. Такие качества закладываются с детства, с молоком матери, как говорится.
HOOSH 03-01-2019-07:11 удалить
По-моему, у Дурьодханы просто не было причин завидовать. Что касается детства, то он - любимый старший сын действующего царя, царицы, 99 братьев и сестры. Имел все основания считать себя наследником престола. Всю жизнь прожил во дворце. Ни силой, ни статью, ни умом боги его не обидели. Он вовсе не мнил себя лучшим на свете воином, разумно рассуждая, что царю стоит иметь сильную армию и великих воинов ней. Хотя как булавист вполне мог потягаться с Бхимасеной (сражаясь по правилам, конечно!). Детские отношения с пандавами вполне могли бы быть нормальными, если бы не садистские наклонности Бхимы.
Ответ на комментарий HOOSH # Совершенно верно, я тоже так думаю. У самих индусов есть поговорка: "Завидуют тому, чего не имеют". Чего не было у Дурьйодханы из того, что имели Пандавы? Только их эфемерной "праведности", о которой нам старательно дуют в уши. Кстати, нынешние толкователи это прекрасно понимают: и-нет забит статьями о том, как Дурьйодхана не мог перенести чистоты и благочестия своих двоюродных братьев :) Видно же, что больше позавидовать было нечему :)
А вот с обратной стороны...
Не знаю уж, насколько сам Юдхи сильно хотел корону, а вот Бхима вполне мог ревновать и к мастерству и к учителю. Баларама считал, что Дурьйодхана как булавист куда лучше Бхимы, и вообще по-моему любил его больше (что тоже показатель, кого предпочитает единственный в окружении Кришны честный человек!).
И тем не менее - в Удъогапарве есть момент, когда Бхима говорит о том, как скучает по юности и их относительно нормальным отношениям, и просит Кришну помирить Пандавов с Дурьйодханой. Кришна офигел и долго непристойно ругался.
Huhrigina 03-01-2019-14:20 удалить
Мне лично дворец Юдхиштхиры очень напомнил дворец царя Соломона из притч о царе Соломоне и царице Савской.
Как будто это один и тот же дворец, перекочевавший из одной легенды в другую.
Царь Соломон строит дворец с такими вот странными прудами и полами и приглашает царицу Савскую для того, чтобы увидеть её ноги ( Вот ведь прикололся).
Ноги царь увидел, особой радости при этом не испытал.
Легенда мне всегда казалась странной. Если у тебя так много денег то зачем же тратить их на такую ерунду. Не очень разумно.
Но любопытно то, что Дурьодхана ведёт себя в точности так же как царица Савская -- приподнимает края одежды.
Кому там в Индрапрастхе могли понадобиться его ноги -- вообще не понимаю. Но кауравские ноги -- это , вероятно, такой специфический пандавский фетиш и предмет повышенного внимания))))).
Я же лично считаю, что (если только вся история с дворцом не прямое заимствование составителей Махабхараты из иудейских легенд) пандавам просто хотелось заставить Дурйодхану снять скифские сапоги.
Возможно, знатные и богатые кауравы, действительно, носили сапоги, чем и вызывали такое острое любопытство -- а что там под сапогами? Неужели просто ноги?
Нет, ноги это не интересно. Какие ещё там ноги!
Наверняка там змеиные хвосты!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Huhrigina # Скифские сапоги - это сильно! :)))))
А основной фетиш у них на его бедра :)
Прекрасные и отмеченные благоприятными признаками. Мне всегда было любопытно - это какими?
HOOSH 03-01-2019-16:09 удалить
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн Бхима говорит о том, как скучает по юности и их относительно нормальным отношениям, и просит Кришну помирить Пандавов с Дурьйодханой. Кришна офигел и долго непристойно ругался.

Заглядывая по разным причинам время от времени в кришнаистские сайты, не перестаю удивляться их извращенным понятиям нравственности...
Что касается Индрапрастхи, то Дурьодхане нужно быть очень мелочным (а даже пропандавский эпос в этом его не уличает!), чтобы завидовать. Ведь Хастинапур всяко не беднее новой вотчины пандавов. В Индрапрастхе Дурьодхана испытал вполне оправданный гнев после убийства Шишупалы (по крайней мере согласно МБХ- сериалу, а так есть разные версии https://briefly.ru/magha/ubienie_shishupaly/) и унижение от насмешек Драупади и Ко. Вообще для человека с нормальной моральной логикой эпос наталкивает на однозначный вывод: НИКОГО НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ. Унижение Карны на сваямваре и Дурьодханы в Индрапрастхе вылилось в унижение Драупади и пандавов на игре в кости. Причем для первой - в двойное унижение: ее муж-император без колебаний проиграл ее, словно вещь, а затем пятеро ее героических мужей наблюдали за всем, закрыв рты и не шевелясь!
Ответ на комментарий HOOSH #
Исходное сообщение HOOSH
Заглядывая по разным причинам время от времени в кришнаистские сайты, не перестаю удивляться их извращенным понятиям нравственности...

Я тоже, хотя определенная логика есть и у них. У них нравственно то, что нравится Кришне. Вспоминаем: "К вящей славе божией!", "Морально все, что во благо революции!" - и далее в том же духе.
Кстати, тут можно вспомнить, какого мнения был Баларама о том, что учинили пандавы, и об убийстве Дурьйодханы. Тут мне интересно: перечить Господу Балараме для преданного кришнаита - это ересь или нет? ;)

Что касается Индрапрастхи, то Дурьодхане нужно быть очень мелочным (а даже пропандавский эпос в этом его не уличает!), чтобы завидовать.

Ну не могут же они сознаться, что Пандавы - сепаратисты и мятежники! :) Вот и приходится извращаться: "Да он просто завидует!". Смех и грех.
А сцена с Игрой действительно выглядит так даже в перевранном литературном виде :) На деле слово "акша" (игра в кости) на санскрите означает еще и судебный процесс. А дальше еще интереснее:
"уттара кхандана" - опровергать защитную речь обвиняемого
"уттарья кхандана" - срывать одежду (или покрывало)
"уттара шактар" - покровитель, помогающий обвиняемому защищаться на суде
"уттарашакта" - левое бедро...
Крайне интересные игры со словами!

Так что здесь мы видим вызов мятежного вельможи с братьями в столицу под благовидным предлогом, арест и последующий суд. Древняя отработанная практика. Причем Дурьйодхана их на этом суде еще и защищает! То, как он пытается вытащить младших и Драупади, заметно даже в нынешней версии.
HOOSH 03-01-2019-17:00 удалить
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Тут мне интересно: перечить Господу Балараме для преданного кришнаита - это ересь или нет? ;)

А то! Я недавно вычитала, что Кришна вообще - ВСЁ. Он, например, создал Брахму и пр., установив для них "Срок жизни"...
А то! Я недавно вычитала, что Кришна вообще - ВСЁ. Он, например, создал Брахму и пр., установив для них "Срок жизни"...

Ну, это мне тоже попадалось.
Мне временами бывает жаль Вишну. Самое невезучее божество, кого ему только в аватары не записывают. Кришна Васудева - еще не самый злой случай.
Я тут недавно порылась на предмет, откуда бы мог прорасти культ Нарасимхи - вот где ужастик про Гаити и вуду! Хочу даже пост об этом сделать, как время будет. Оно к Махе отношения имеет мало, но интересно. И показательно в плане того, "как делают богов" в Индии и кто у них может выйти в праведники при нужных условиях.
HOOSH 03-01-2019-17:18 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн #
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
"как делают богов" в Индии и кто у них может выйти в праведники при нужных условиях.

Ну, если даже в условиях монотеизма бывают, как говорится, варианты, то уж индусам "сами боги велели" пользоваться возможностями в возникших обстоятельствах. Ну, а любимый Кришна учит этому открытым текстом...
Huhrigina 03-01-2019-19:39 удалить
А вообще, рассыпавшийся поясок это несколько странно.
Повязать на пояс хрупкие бусы, по моему, может только полная дура.
Мне лично совсем не хотелось бы про Бханумати так думать.
Полагаю, эта притча довольно поздняя.
Сейчас кришнаиты публикуют очень много всяких притч касательно семейной жизни. У них там активная пропаганда ведического брака. Впереди планеты всей.
Умиление рассыпавшимися поясками -- это очень в духе подобных притч.
Ради этой пропаганды у них и Дурьёдхана станет хорошим. А у Карны так и вовсе крылья отрастут. Я имею ввиду белые и пушистые крылья, голубиные, а не чёрные, кожаные, драньи))))...

А вот насчет прозрачных стен и дверей, которые можно было бы перепутать с открытым пространством, то царь Соломон ничего такого себе не позволял. Потому что это очень злая и опасная шутка. Прозрачные стены не раз становились причиной несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Странно что в Махабхарате не упоминаются мелкие осколки и чертыхался слуг, которым пришлось всё это убирать.
Или же в те времена существовали технологии, по которым можно было изготовлять прочные не бьющиеся стекла любого размера?
Но шутка, по любому, опасная и очень злая.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Huhrigina # В данном случае крылья появились у Дурьйодханы :) Белые, с золотыми проблесками :) А кришнаиты и не заметили. Насчет притчи - вроде где-то мелькало, что она индонезийская. Надо будет спросить Винтовку Мосина.
Знаю, что Ананд Нилакантан использовал ее в своем прокауравском романе "Аджая", так что даже если сочинили кришнаиты, то не наши, а индийские :)

А вот насчет прозрачных стен и дверей... В сущности, достаточно просто сделать так, чтобы человек начал путать двери со стенами или увидел на полу несуществующую воду. Никакие высокие технологии тут не нужны. При индийской любви ко всевозможным благовониям - чего трудного сунуть в лампаду наркотик? А утром полюбоваться, что юврадж сотворит по укурке. И поржать.
HOOSH 03-01-2019-20:19 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Сейчас делают двери из очень толстого стекла, его разбить весьма трудно, но влететь в такую дверь на всей скорости - запросто. У меня есть собственная забавная фотография со свеженькой шишкой на лбу после знакомства с подобной стеклянной дверью в музее. Прислала бы для смеха, но не знаю, как публиковать фото. Так что не только чувства Дурьодханы, но и его ощущения я могу понять.
Ответ на комментарий HOOSH # Так то сейчас. :)
На период Махабхараты дверь из цельного стекла вообще технически неисполнима, а уж настолько прозрачная, чтоб ее было не видно - тем более. Просто умилительно смотрится, как старательно об этом забывают защитники Пандавов. Впору напоминать, что не о двадцатом веке речь.
А в такую дверь я тоже как-то лбом вписывалась. Когда идешь, задумавшись, они просто вражье изобретение :)
Исходное сообщение HOOSH
Прислала бы для смеха, но не знаю, как публиковать фото.

Новая запись - Перейти к полной форме. Внизу под формой будет опция для загрузки нескольких фото, еще чуть ниже другой вариант - привязать файл. Выбрать файл и как его расположить.
Либо загрузить фото на какой-нибудь доступный ресурс, например - Радикал. И вставить через IMG
[ img ] (ссылка на картинку) [ /img ]
только без пробелов
HOOSH 03-01-2019-22:19 удалить
Ой, очень большое фото! Лучше стереть, наверное.
Huhrigina 04-01-2019-01:23 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Ещё логичнее предположить , что они там все хорошенько Ганджи курнули, вот и получился Дворец Чудес))))
Но всё же эпизод с Дворцом в Индрапрастхе практически дублирует сюжет из легенд о царе Соломоне. Это первое, на что невольно обращаешь внимание.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Исходное сообщение HuhriginaНо всё же эпизод с Дворцом в Индрапрастхе практически дублирует сюжет из легенд о царе Соломоне. Это первое, на что невольно обращаешь внимание.

Так не только это!
Карна у нас в одной компании с Моисеем и Талиесином (корзина на водах), а визит к нему Кришны подозрительно перекликается с искушением Христа Сатаной.
А избиение младенцев Кансой и вовсе из Евангелия потянуто для красоты, и с прочей легендой о детстве Кришны логически не вяжется (если младенца спрятали от тирана - на кой леший тут же радостно тирана от этом оповещать?).
Соккар 04-01-2019-19:54 удалить
Вполне вероятно, что эпизод с прозрачным полом мог появиться уже в позднее время. Ни о каком стекле за тысячу лет до н.э. не могло быть и речи. И эпизод с плаванием корзины с Карной тоже, поскольку там речь идёт о реках, которые стали частью индийских государств уже много лет спустя после событий Махабхараты. В те времена на этих реках жили дикие племена.
Искушение Христа... Возможно, тот, кого назвали Сатаной в Евангелии, был посланником от синедриона. Смысл этого послания состоял в том, что Иисус должен был отказаться от бунта. Его учение в основе своей носило политические причины, но восстание не получилось, зато получилась религия, прославляющая изгнанных, терпеливых, прощающих. Очень удобная религия для власти.
В случае с Карной если убрать всю болтовню Кришны, то в сухом остатке простая вещь: становись на "правильную" сторону истории, иначе говоря, предай Дурьйодхану.
Соккар, как бы там ни было, описание схоже.
Сатана предлагает Иисусу, "если мне, падши, поклонишься", практически тот же список благ, что и Кришна Карне, только что блудницу на звере о пяти головах Драупади не предложил :)
При этом в разговоре Карны с Кришной можно усмотреть и предложение отречения от веры, а не только от друга. "И больше тебя не назовут Сыном Возничего". Учитывая, что "Возничий" - одно из прозвищ Сурьи, это намекает, что Карна должен был не только принять пандавов своими братьями, но объявить, что считает Кришну богом (что, собственно, г-н Тэвари и впихивает в образ Карны раз за разом, ему просто покоя не дает то, что Карна не согласился Кришну послал). А поскольку Карна этого деструктивного гуру с его присными видел насквозь, речь эта для него звучала дико, надо думать.
HOOSH 05-01-2019-03:30 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн,
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Соккар, как бы там ни было, описание схоже.
Сатана предлагает Иисусу, "если мне, падши, поклонишься", практически тот же список благ, что и Кришна Карне, только что блудницу на звере о пяти головах Драупади не предложил :)
При этом в разговоре Карны с Кришной можно усмотреть и предложение отречения от веры, а не только от друга. "И больше тебя не назовут Сыном Возничего". Учитывая, что "Возничий" - одно из прозвищ Сурьи, это намекает, что Карна должен был не только принять пандавов своими братьями, но объявить, что считает Кришну богом (что, собственно, г-н Тэвари и впихивает в образ Карны раз за разом, ему просто покоя не дает то, что Карна не согласился Кришну послал). А поскольку Карна этого деструктивного гуру с его присными видел насквозь, речь эта для него звучала дико, надо думать.

Вот...да! Поэтому так диковато смотрелся сериальный Карна, сложивший руки и блаженно взиравший на Кришну.
Исходное сообщение HOOSH
Вот...да! Поэтому так диковато смотрелся сериальный Карна, сложивший руки и блаженно взиравший на Кришну.

Кто-то из наших сказал, что Тэвари любит Карну извращенной любовью. Поистине - это так.
Я сцену гибели Карны просто, не выдержав, проматывать начала. Это было какое-то дикое кощунство, даже не знаю, с чем сравнить. Разве что представить, что кто-то из наших "продвинутых" режиссеров снял бы фильм, где изобразил бы генерала Карбышева радостно обнимающимся с Власовым и лобызающим руки Гитлеру с причитаниями "Вы правы, Васудев фюрер!".
HOOSH 05-01-2019-20:14 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн #
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Тэвари любит Карну извращенной любовью.

Не запретишь, конечно! Хотя стоит лишь прочитать оригинал (ну ладно, подробный пересказ :) Вьясадевы...
Притча про пояс Бханумати неканонная. Встречается в письменных источниках с 8-10 века в южных версиях. Тамильской, автор стихотворного пересказа МБХ Перунтеванар или Bharatham paadiya Perunthevanar (Перунтеванар, певший Махабхарату). Само произведение известно как Bharatha Venba или Bharatha Vemba.
И есть еще 10 века джайнский пересказ на языке каннада, автор - поэт Адикави Пампа. Само произведение известно как Vikramarjuna Vijaya (Великая победа Арджуны) или по-простому, по автору - Пампа Бхарата. Исследователи считают, что Пампа содрал эпизод у Перунтенавара. Или вариант, что это довольно расхожая история, просто давно исключенная из текста пересказчиками.
В каноне имя жены Дурьодханы не упоминается. Просто принцесса Каллинги.
Понятно. Спасибо.
Значит, все-таки средневековье, хоть и сильно позднее канона.
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, пояс был расшит жемчугом. А технология крепления бусин к ткани такова, что сейчас, что тогда, нить непрерывная, на нее нанизано много бусин, узлов нет. Если по какой-то причине рвется нить в одном месте, просто сильно потянули, отваливается целая горсть бусин сразу.


Комментарии (56): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРАВЕДНОСТЬ КАРНЫ. Притча о жемчужном пояске Бханумати | Бригита_О_Брайн - Дневник Бригита_О_Брайн | Лента друзей Бригита_О_Брайн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»