МЕДИТАЦИЯ НА СЛОВАРЬ САНСКРИТА. Бибхатсу
30-09-2018 01:57
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
"Так как я, сражаясь, никогда не совершал отвратительного поступка, поэтому меня знают среди богов и людей как Бибхатсу (Испытывающий отвращение)" - Виратапарва, гл. 39, шл. 11 - 20. Из разговора Арджуны с принцем Уттаром.
Свистишь, Арджуна. Отвратительный поступок ты совершаешь, когда произносишь эти слова. Ты врешь наивному мальчику.
Давайте разберемся.
Bibhatsa — ненависть, презрение, брезгливость, чувство отвращения
Прозвище Арджуны — Bibhatsu — Бибхатсу (санскр. बीभत्सु)
— ненавидящий (иногда переводят как "Ненавистник")
— брезгливый
— испытывающий отвращение
То есть перед нами человек, испытывающий ненависть ко всему окружающему. Причем не ту горячую, яростную ненависть, которую испытывает воин в бою. Это ненависть, замешанная на отвращении, презрении. Человек, брезгующий всем и всеми кроме, видимо, собственной распрекрасной персоны. Ну и в виде исключения - двоюродного братца Кришны, сумевшего внушить Арджуне, что он еще более распрекрасная персона.
Помню, доводилось как-то пересекаться на одном из литературных форумов с неким гражданином - прямо-таки карикатурным "интеллигентом" в самом неприятном смысле этого слова. Обожал вещать о своем патриотизме и любви к русскому народу, за который он "болеет душой" — вот только вещания эти были удручающе прозрачны, сквозь благородный подбор слов просто в глаза било: "Ну надо же, такое быдло, такие дегенераты, а я за них душой болею! Да здравствую святой и великодушный Я!"
Думаю, эта и есть та самая "бибхатса" -- брезгливая ненависть.
И что самое занятное, прозвищем "Бибхатсу" Арджуну именуют СВОИ! Братья, союзники, "друзья" - те, кто способен не разбежаться от человека с подобным характером.
Мне, конечно, начнут сейчас бурно возражать, что есть аж два праведных и благообразных толкования прозвища "Бибхатсу". Но мне-то что с них, если оба они не выдерживают столкновения с текстом?
Первое озвучивает сам Арджуна наивному Уттару, и если принять его как истину, то нужно пересматривать итоги Нюрнбергского процесса. Ибо в той же Кхандаве Арджуна ведет себя в точности как Вальтер фон Модель в Белоруссии (его солдаты, помнится, очень любили согнать жителей деревни в сарай, поджечь его, а потом от души пострелять по тем, кто сумеет выскочить из пламени - в точности как "благородный" Арджуна!), и если это не отвратительно, то прав мальчик из Нового Уренгоя, сокрушавшийся о безвинно погибших солдатах вермахта.
Должно быть, женщины в горящей Кхандаве очень громко кричали, призывая на помощь богов — позднее Арджуна будет хвастаться, что сами боги отступили перед ним. Из этого будут старательно лепить величайший из подвигов величайшего героя, поминаемый годы спустя... Вот только что можно сказать о "воине", главным "подвигом" которого является Хатынь?
Возможно, мне захотят возразить насчет "духа времени", мол, ужасный век, ужасные сердца... И совершат ошибку. Кодекс чести кшатрия (кшатрадхарма или юддха-дхарма) запрещал убивать некомбатантов, в число которых входили не только женщины и дети, но и мужчины мирных профессий.
Что ж, есть и второй вариант толкования.
— брезгливый, отвратившийся; эпитет Арджуны, указывающий на то, что Арджуна преодолел мирские соблазны и отвратился от них.
Опровергается этот вариант на корню... внимательным чтением текста.
Для начала наш аскет не пропускает мимо ни одного сари. Причем именно в то время, когда все вокруг уверены, что он сидит в лесу, праведно предаваясь смирению бренной плоти (целибат, на секундочку, в его аскезу тоже входил, но долго не продержался). Отвратит его от блудной страсти не собственная воля, но лишь судьба: в "Книге Вираты" выяснится, что Арджуна стал евнухом. Утешится он ровно тем способом, каким утешались евнухи на службе турецких и прочих султанов, о чем говорит второе его прозвище -- "Собиратель богатств". Бессребренником он, впрочем, и до этого не был.
Возможно, кто-то захочет возразить, что речь тут идет лишь о духовных богатствах... Пусть же их опровергнет собственными устами сам Арджуна:
"Арджуна в своём обращении к Юдхиштхире подчеркнул, что, отказываясь от царского сана, он тем самым отказывается и от богатства. Однако бедность и греховность неразделимы. Все виды духовных заслуг проистекают от богатства, подобно тому, как текут с гор потоки. Богатство ведёт на небеса: ведь боги существуют жертвоприношениями, естественно, что им угодней тот, кто приносит обильные жертвы, а обильные жертвы может приносить только богатый. Богатый имеет друзей и родственников; он слывёт всегда правдивым, образованным, честным. Другое дело бедняк. За что бы он ни взялся, он во всём терпит неудачу. Не бывать на небе тому, кто настолько беден, что не может принести жертвы богам. Между мёртвым и бедняком нет разницы". (с) Шантапарва
Драупади, малиновый чадар своему "праведнику" спроворь, да золотых цепей из казны приволоки, побольше, побольше... Если здесь идет речь о духовных богатствах, то я -- императрица японская, служащая в китайской авиации, а Россия 90-х годов изобиловала святыми аскетами, одной рукой заказывавшими конкурента, а другой отстегивавшими на церковь в уверенности, что Бог, как земной чиновник, простит их за взятку.
Сутью "отвратившегося от всего мирского праведника, не совершавшего отвратительных поступков" на деле были жестокость, похоть и алчность, и это ясно видно из текста. И это ничуть не удивительно. За благие заслуги не дают прозвища "Ненавистник".
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote