• Авторизация


КРИВИЧИ. Неожиданное о богах и змеях 02-04-2018 13:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!
ruistor.ru/shistory_krivichi.html

По следам разговора о "криви", оставивших следы в "Ригведе" взялась искать и нашла. Краткая цитата:

Интерес представляет название племенного союза - кривичи. Оно произведено от личного имени "Крив". Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна ("Правый"). Таким образом, "Крив" вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском "основном мифе". Уже говорилось о возможном "велесическом" характере праславянской религии, особенно на северной периферии.

Ну вот вам и "скотий бог" -- скотоводы -- арьи -- шаки -- гандхары -- и они же "криви". Данавы-дунайцы входят в будущую Арьяварту с устья Инда, шаки-криви -- через перевалы. Интересно, как смотрелась "встреча на Эльбе" двух братских племен? Видимо, дружественно, если у Вритры вся гвардия из данавов...

Очевидно, кривичи возводили себя к Велесу (в ходе контактов с балтами славянский бог естественным образом отождествился с Велсом-Баем) и воздавали ему особое поклонение. Его имя табуировалось. Вероятно, вожди союза являлись верховными жрецами Велеса и особо возводили к нему свой род, а быть может, и считались его земными воплощениями (ср. образы князя Боя и Бая).

Ну вот нам и Змей Вритра. И уже полностью понятно, почему он -- Змей. Потому что священный вождь -- Су-Бала -- Высший (божественный) Вала -- Велес.

В соседней статье ("Славянская мифология") на том же сайте:

В мифах индоевропейцев главный подвиг бога-Громовержца — сражение со Змеем, драконом, который похитил воду и скот. Имена змея в разных мифах напоминают имя Велеса-Волоса. В дохристианскую пору образ Велеса сочетал и доброе, и злое начала: Велес был и богом плодородия, и злым демоном, воплощением смерти. Это совмещение добра и зла в одном божестве было характерно для языческих верований древних славян.

Не только у славян. Вероятно, войдя на территорию Индии, арьи-криви было приятно удивлены тем, что народ здесь уже тысячи лет (с Хараппы) поклоняется "скотьему богу" (то есть богу животного мира и природы), заключающему в себе и оплодотворение, и разрушение, ведающему жизнью и смертью, милостивому подателю благ -- и в то же время грозному предводителю духов. Да еще и украшенному змеем для полного сходства.
Учитывая изложенное, кого-то еще удивляет, что Кауравы вошли в легенду как преданные шиваиты? Сходство такое, что вряд ли простые индусы разбирались, что Бог завоевателей -- это вообще-то не Шива. А вот горские цари могли и обидеться: до сего времени "Шивами-на-Земле" были они, а тут нате вам, какой-то пришлый конкурент...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
II, 17. К Индре
6 Она подходит ему для рук – (та,) которую сделал отец
Из всех пород по (своему) разумению,
Ваджра громкогласная, силой которой он убил (и) поверг долу
Криви, чтобы тот лежал на земле.


II, 22. К Индре
1 На (праздниках) Трикадрука бык с мощным порывом
Напился досыта
Смешанного с ячменем сомы, выжатого Вишну,
Сколько он захотел.
Тот его вдохновил на свершение великого дела,
(Его) великого, широкого.
Он сопровождал его, бог – бога,
Истинного Индру – истинный сок.
2 Тут (он,) пылающий, силой одержал верх
Над Криви в бою.
(Своим) величием он заполнил два мира,
Он возрос.
Одну (часть сомы) он отправил себе в живот, (другую) оставил.
Он сопровождал его, бог – бога,
Истинного Индру – истинный сок.


VIII, 20. К Марутам
24 (Те поддержки,) которыми вы помогаете Синдху, которыми спасаете,
Которыми оказываете уважение Криви,
Этими благими поддержками будьте нам радостью,
О несущие радость, не подверженные ненависти!


VIII, 22. К Ашвинам
12 (То) приходите, о два быка, с этими (поддержками) на мой зов,
Всех насыщающий, приносящий всё избранное,
С жертвенной усладой как самые щедрые, лучше всех возникающие во многих местах, о два мужа!
Какими поддержками вы усилили Криви, с ними (и) приезжайте!


VIII, 51. К Индре
8 Кто силой овладел Криви,
Смертельными ударами заставил замолчать Шушну…
А когда он укрепил (и) распространил то небо,
Вот тогда и земной обитатель родился.


VIII, 87. К Ашвинам
1 Сверкает ваша хвала, о Ашвины,
Как Криви при выливании (воды). Приезжайте!
Испейте выжатой сладости, о два мужа, – она приятна на небе –
Как два буйвола из водостока!


IX, 9. К Соме
5 Превосходящего (всех), необоримого юношу
Они привели к великому (состоянию):
Сок (сомы), о Индра, в твое распоряжение.
6 Бессмертный возница, быстро едущий,
Рассматривает семь (молитв).
Криви насытил богинь.

Больше пока не нашла.
По словарю:

KRIVI --
1) этноним
2) бурдюк для воды
3) облако (образно, как вместилище воды -- дождя)
4) эпитет Шивы
О сходстве Велеса с Шивой мною было сказано.
Об этнониме в сети много, вопрос в доверии источникам.
И кстати. Действительно две волны в разное время. В ту пору, когда данавы обосновывались в Патале, криви еще маячили где-то в районе Аркаима, похоже, он тоже их.
Соккар 03-04-2018-22:06 удалить
Спасибо. Отрывки из Ригведы местами напоминают убийство Вритры. Может это и преждевременно так судить, и нужно прочесть более внимательно. Надо будет со временем найти все гимны с Криви и вникнуть поглубже.
Еще сюда же:

В гимне 17-ом II-ой мандалы Ригведы, обращённом к Индре, упоминается персонаж по имени Криви. Т. Я. Елизаренкова поясняет, что “Криви (krнvi-). – Nom. pr. Змеевидного демона, побеждённого Индрой; в более поздний период название народа, тотемом которого мог считаться Криви.”[155]

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1191904/

То есть "Криви" -- это Вритра. И его племя.
Кстати, в Индии в наши дни есть личное мужское имя Криви -- трактуется как одно из имен Шивы.

PS. Между прочим, Крив -- вполне себе имя для змея, который извилист, когда ползет, и сворачивается в кольцо, когда лежит :)
Huhrigina 04-04-2018-10:54 удалить
Если ещё и вспомнить, что статуя Дурйодханы легко можетсойти за мурти Шивы.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Вот именно :)
Я в сети поискала, но нигде не нашла его храмовых изображений, а мне интересно -- как же его изваяли, что можно принять за Шиву? Шива все-таки довольно специфично выглядит. Узнаваемо.
Huhrigina 07-04-2018-16:50 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн,
А может, просто понавесить побольше гирлянд и поди разбери))))).
Ну а кроме шуток, быть может, во время каких либо церемоний (допустим, Дурйодхана иногда выполнят обязанноости жреца, ворожил или чего-то там), он надевал не дохли , а набедренную повязку из шкуры барса там или ещё кого (Змеиной кожи), распускал волосы, танцевал, бил в бубен, пел всякие омы ну и прочая. Воинская магия. Размахивал топором.
А фотографию посмотреть хотелось бы.
Ну, индусы его вроде числят не то каким-то воплощением Шивы, не то его лучшим и любимым творением :)
Что не удивляет, если подумать: его дед -- воплощение Велеса, а того местные, вроде, плотно с Шивой отождествили. По крайней мере в "Ригведе" Криви -- Змей, сраженный Индрой ( то есть Вритра), а нынешнем шиваизме -- Шива (Name Krivi generally means Lord Shiva, is of Indian origin, Name Krivi is a Masculine (or Boy) name. Person with name Krivi are mainly Hindu by religion. Name Krivi belongs to rashi Mithun (Gemini) with dominant planet Mercury (Buddh) . Name Krivi is associated to God/Goddess Shiva).

А воинская магия -- это да :) Все эти "танцы с саблями" изначально в честь божеств и совершались. И занимались этим именно предводители. А Шива, между прочим -- "Повелитель танца", так что его точно должны были чтить каким-то таким образом.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КРИВИЧИ. Неожиданное о богах и змеях | Бригита_О_Брайн - Дневник Бригита_О_Брайн | Лента друзей Бригита_О_Брайн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»