• Авторизация


БАЛЛАДА О ЦАРСКОЙ ЧЕСТИ (Подражание Р. Киплингу) 31-01-2018 03:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Напал на меня стих...
Внезапно...


БАЛЛАДА О ЦАРСКОЙ ЧЕСТИ


На священном озере в храме сидит
Царь, проигравший войну.
Командиры мертвы, и войско мертво,
И враг уж забрал страну.
Молвил брахман: "Ты павших друзей почтил,
И в священных водах тело омыл,
Так иди и бейся, коль прибыло сил --
Или сдайся и будь в плену.

Выходи, ибо кару принять пора
И конец положить борьбе.
Ибо ведомо всем -- ты дома cжигал
И в пищу родичам яд подливал,
И одежды с праведных жен срывал,
И гнуснее тирана сей мир не знал,
И расплата пришла к тебе".

Царь, смеясь, сказал: "Кто спалил арсенал,
Это знает весь белый свет (1).
А сказку про яд сочинил мой брат
В глупых тринадцать лет (2).
Он ведь первенцем был моего отца,
От служанки-вайшьи рожден.
Но супруги праведной первенец -- я,
И наследником стал не он.

О Великой Игре при моем дворе
Небылицы по свету летят.
Что "aksa" -- и "игральная кость", и "суд",
Знают все… но знать не хотят (3).
Это правда, царицу в суд привели,
Не чиня ее чести вред,(4)
И ее вопрошали, ведь кто допрежь
Из земных царей -- не карал мятеж (5)
И не ведал при этом бед?

Это правда, царицу в суд привели,
И спросили ее о том.
И одно лишь имя твердила она,
Прикрываясь им, как щитом.
Кто за всем совершившимся злом стоял
Жаждой власти алчно томим,
И коварством живущих всех затмевал,
И без страха Всевышним себя назвал,
Не имея стыда пред Ним.

И ответил брахман: "Твой враг у ворот,
Но убежища право с тобой.
Мы не можем выдать тебя на казнь,
Но ты можешь выйти на бой.
Тут тебе решать -- или смерть принять,
Победить ли -- и в славе жить?
Претендент клялся: победишь в бою,
Так возьмешь обратно страну свою,
И царствовать будешь в нашем краю,
Он же будет тебе служить".

Усмехнулся Царь: "До победы -- шаг,
А он царство ставит на кон?
Было много битв -- назови одну,
Что честно выиграл он!
Жрец, ты меня выдаешь на казнь,
Как бы названа ни была.
Но видно, судьба Царя -- умереть,
Чтобы Воина Честь жила.

И стояли пять братьев средь войск своих,
И старший, их господин,
Повелел тогда, чтоб на бой с Царем
Вышел из них один.
Чтобы вышел из них один --
Грозен и полон сил,
Что убийцей слыл, и кровь павших пил,
И ужаснейший слух о бойце ходил --
Что он Зверя в душе носил (6).

И вышел Царь, и на Солнце взглянул:
"Друг, зачем ты оставил меня?
Но я точно знаю, что буду с тобой
На закате этого дня.
И все те, кто стоят здесь сейчас вокруг,
Не моей ведь победы ждут,
И хоть трижды правда со мною, друг,
Мне выиграть не дадут..."

И грозно оружие сшиблось их,
И стали раздался звон,
И видели все, свой последний бой
Вел безупречно он.
И был безупречен и страшен бой,
И сражался он, словно бог.
И видели все, кто стоял вокруг,
Что Царь проиграть не мог.

И видели все, кто вокруг стоял --
Он не мог проиграть никак.
И тот, кто Советником был врага,
Подал Убийце знак.
И ниже пояса был удар, пришелся в бедро -- другой,
И Претендент, прикрывая глаза,
Мечтал, чтоб войско сразила гроза,
Чтоб никто вовеки не мог рассказать,
Как был выигран бой…(7)

Чтобы никто не узнал вовек,
Как решен за корону спор…
Но вперед шагнул, и руку простер,
За словами пряча позор.
О Справедливости он говорил, о Правде, и о Любви
И много пустых и красивых слов
Над Царем, лежащим в крови.
"Там победа, где правда, мой грешный брат,
Так какой ты удачи ждал?"
Царь глаза открыл: "Назови мне бой,
Тот, где честно ты побеждал.

Я, сражен обманом, иду в Небеса,
Там меня соратники ждут.
Продолжайте стрелять в безоружных, лгать,
И женщиной тело в бою прикрывать,
Но пройдут три года -- вас буду ждать
Я на истинный Правый Суд (8).
Ибо ваша дорога -- в кромешный мрак,
В Небесах для вас места нет…"
Он на Солнце взглянул: -- "Коль ваш старший брат,
Не сойдет в своем милосердии в ад,
И не выведет вас на свет".

И промолвив так, обернулся к тому,
Кто врагам Советником был:
"И не стыдно тебе, самозваный бог,
Что обманом меня убил?
Но знай, что нынче ты проиграл,
И победа сейчас за мной.
Ибо сколько клевет мне ни выльют вслед --
Безупречен Последний Бой!

Ибо сколько клевет мне ни выльют вслед,
Но победа сейчас моя.
Ибо есть, и вечно пребудет Честь --
А значит, выиграл я.
И пусть ты Кали-юге открыл врата,
Но долгою быть борьбе --
Ибо Воина Честь была и есть,
И Она -- преграда тебе!

Вечно ночь не длится, дождемся мы,
Когда настанет рассвет,
Хотя бы пришлось того ожидать
Три тысячи долгих лет.
Слышу грозный лязг стальных колесниц,
И лучи разрывают мрак!
Пролетят века -- и в жизни другой
Тех, кто Совесть преступной попрал стопой (9),
Мы повергнем в великой битве святой,
И второй Курукшетрой -- Курской Дугой (10),
Назовут ее. Будет так!"

* * *

С гор Химавана течет река,
Течет три тысячи лет,
И люди вод ее не берут,
Ибо их касаться не след.
Вод нельзя касаться, лишь той реке
Поклониться, молитву творя,
Ибо ею Бхараты плачет земля
О том, что не стало Царя (11).

________________________________

(1) "И вот ночью, когда подул сильный ветер и люди улеглись спать, о владыка, Бхима, сын Панду, поджег тогда тот (дом), где спал Пурочана" - Адипарва, глава 136

(2) яд в блюде Бхимы - выдумка Юютсу, незаконного сына Дхритараштры, предавшего своих братьев. После гибели Пандавов стал регентом. Надо же так уметь пролезать к власти!

(3) aksa - игральная кость; игра в кости; судебный процесс
sabha - дворец или зал собраний; игорный дом; царский двор; зал суда

(4) uttariya - верхняя одежда; покров
uttara - ответ; возражение, реплика (юр.); защита, вторичное возражение ответчика; превосходство, правомочность
khand - разламывать, разрушать, разрывать; делить, отрезать, устранять; побеждать, завоевывать; опровергать; прерывать
uttarakhandana - прерывание ответа, опровержение

(5) А как расценивать провозглашение Свободной Ичкерии Индрапрастхи с самовольной коронацией себя верховным владыкой при живом махарадже, да еще и сопровождающееся нападениями на соседей? Можно сколько угодно рассуждать о "зависти", но за такое снесет башку своему вассалу любой нормальный монарх, даже наделенный самой святой душой.

(6) Бхима был берсерком, временами совершенно себя не контролировавшим. И садистом. Эпос не отрицает

(7) Бхима наносит удары, строжайше запрещенные правилами поединка булавистов. Поэтому Дурьодхана и не успевает уклониться -- такого наглого нарушения воинских табу в поединке за царство на глазах у двух тысяч человек он все-таки не ожидал

(8) уходя в изгнание, Юдхиштхира оставляет малолетнего Парикшита, нуждающегося в няньках и регенте. Следовательно, проклятье Гандхари отправило Ядавов на Высший суд не через 36 лет, а через 36 месяцев, после чего брахманский переворот Вьясы тут же смел ставленников Кришны с трона Хастинапура

(9) Намек на: "Освобождаю вас от химеры совести" (с) А. Гитлер. ИМХО -- эта фраза крайне точно описывает то, что Васудева Кришна сделал с Пандавами

(10) Индийская традиция считает, что битва на поле Куру завершилась по современному счету 23 августа. Как и Курская Дуга. Символично... А что особенно трогательно: люди, рассуждающие о мистической тождественности этих двух сражений, обычно в упор не видят, что в этом случае Курская Дуга -- реванш Кауравов :)

(11) В Индии есть река, из которой не берут воду. Считается, что она до сих пор течет слезами людей, оплакивавших гибель царя Дурьодханы. Недурно так наплакали о том, кто якобы был всем ненавистен...
Бхарата - самоназвание Индии
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
Huhrigina 31-01-2018-11:42 удалить
Бригита,
Спасибо за балладу. Она взорвала мой мозг!

Суд. Игра в Кости. Поединок.

(3) aksa - игральная кость; игра в кости; судебный процесс

Полагаю, что возможно в более ранние времена, скажем 5000 лет назад, споры так и решались, посредством игры в кости. То есть суд и игра ( аналог -- поединок, на оружие или словесный ) были тождественны друг другу. А впоследствии эти традиции позабылись.
Не исключено, что под эти споры воспитывались и "выращивались" специальные люди": "профессиональные" игроки, поединщики и спорщики. Быть может, Шакуни и Юдхиштхира это как бы парочка -- профессиональные игроки, Карна -- Арджуна и Дурьедхана -- Бхима поединщики, а Духшасана (Гандхари, мне всегда казалось, что повязка на глазах может каким-то образом символизировать правосудие) -- Драупади это спорщики/говорильщики? Во всяком случае, это могла быть такая ассоциация у составителей эпоса. А что если школа Баларамы это такая школа поединщиков? Споры могли решать и с помощью поединка лучников (школа Дроны, интриги против Экалавии. Почему Арджуна так негодовал на Экалавию и так боялся его способностей? Почему способности Экалавии считались чуть ли не государственным делом, и Пандавы боялись его тяготения к Дурьёдхане? Почему Арджуна так боялся Карны? Именно лично боялся, именно как лучника. Почему традиция так прочно связывает их друг с другом?) Сейчас я вспоминаю поединок Арджуны и Карны. Нарушение правил поединка? То есть нечестный суд? А что если Карна и Ашвасена ехали не просто на переговоры, а на поединок? Допустим, сначала пытались договориться словами, но если переговоры заходили в тупик, помог быть назначен поединок. Что если Шалья это как бы "независимый представитель", которого пытается подкупить Юдхиштхира?
В таком случае, это особый ритуальный поединок. Аналог жертвоприношения. Попирание законов такого поединка равноценно святотатству, разрушению первооснов.
А Гандхари? Что если повязка на глазах это такой ритуальный предмет посвященного? Допусти, она должна была оценивать спорщиков, и при этом не видеть выражения их лиц, а только слушать? Возможно, такое посвящение она получила еще в девичестве? И поэтому считалась завидной невестой?
Её обязанностью было помогать мужу вершить правосудие? ("Там, где правда, там победа!")
А Видура? Легенды утверждают, что он умел читать выражения человеческих лиц. Что если это тоже особое искусство, которому тоже учили специально? Такие вот разные виды способов установить истину?
Я не утверждаю, что у Видуры была должность при дворе Хастинапура, но быть может это тоже было некое посвящение?
Легенды утверждают, что Кришна любил игру в шахматы и часто играл с Баларамой.
И наконец, Битву на Курукшетре постоянно сравнивают с игрой в кости (работы Маргарет Нобель, Ананды Кумарасвами и пр.). Некий Петя из интернета писал, что гибель Абхиманью очень похожа на гибель шахматной фигуры (зарвавшегося слона или коня). Что если это такой вид иносказания?
По словам Юдхиштхиры, на Курукшетре гибнет почти полтора миллиарда воинов (сколько солдат погибло на Курской дуге?). Но разве что-то подобное могло случиться на территории тогдашней Индии? Не знаю. А вдруг Курукшетра это еще и серия интриг, переговоров, поединков, стычек? Большая игра, в которой побеждает Кали?
У меня это все не окончательные утверждения, а скорее ассициативный ряд, навеянный многим. (Я не хочу здесь вступать в противоречия с Соккаром, Карна мог быть и начальником службы безопасности и поединщиком одновременно).
Вашим стихотворением навеяно.
А еще статьей Шакалипи.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 31-01-2018-12:27 удалить
И ещё одно слово в защиту Дурьйодханы... Вечная память и вечная Слава!
Соккар 01-02-2018-18:06 удалить
Бригита_О_Брайн, есть вот такие идеи для обдумывания по следующим эпизодам. Это эпизод 15 по сватовству Матали. Канва и Нарада путешествуют вместе с Матали в поисках жениха для дочери Матали. Сута Индры с самого начала определился, что им должен быть не бог, не гандхарв, не человек, а только наг. Темнейшие места! Речь идет о мире нагов, часто его там сближают с дайтьями, данавами, Хираньяпуром, Бхогавати (столица нагов). И там упоминается Патала. По словарям это - подземный мир. А что если не подземный, а нижний мир? Нижнее течение Инда (для них она Ганга), есть даже река Паталаганга, текущая в подземном мире. И тогда Патала - это просто одно из названий земель в Нижнем течении Инда, что-то похожее на Египет, где был Верхнее царство и Нижнее царство.

Вторая идея. Есть дайтьи - потомки Дити, есть потомки Адити. А что если произошел обмен невестами при заключении мира ариев (в эпоху Вритры) с Солнечной династией. И дайтьями стали именовать шаков (ариев), которые были за союз с Солнечной династией. Поэтому дайтьями (данавами) часто именуют кауравов в сюжетах, похожих на пуранические (как, например, после похода в становища пастухов).

А вот потомки Адити - это те арии, что близки Индре, бежавшие с ним или примкнувшие к нему. Впрочем, всё очень мутно...
Да, очень смутно все.
Не знаю пока, что сказать, буду думать.

А что если произошел обмен невестами при заключении мира ариев (в эпоху Вритры) с Солнечной династией.

Вот кстати это вполне возможно. И даже очень вероятно. Подобное часто делалось.
Первой волной завоевателей должны были идти как раз горячие молодые воины, еще не обременившие себя семьей и жаждущие славы и добычи. :)
Еще не прославились, не набрали благосостояния, или девушек просто не хватило. Так что женились они зачастую уже на месте. На местных. А уж потом остальной народ подтягивался следом.
Huhrigina 02-02-2018-12:31 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # И ещё на счёт суда.
Драупади на тащили за волосы, не раздевали и не трогали.
А что еслитакое она могла делать сама?
Рвать на себе одежду и волосы, плеваться кровью, выкрикивать проклятия, закатить припадок (приём известный), кричать ослом или выть шакалом?
И докричалась до того, что со двора ей вполне мог ответить осёл, шакал, собака?
И это сочли дурной приметой старшие Кауравы?
Просто в легендах про ослиный рёв что-то есть.
Huhrigina 02-02-2018-21:19 удалить
А Видура? Легенды утверждают, что он умел читать выражения человеческих лиц. Что если это тоже особое искусство, которому тоже учили специально? Такие вот разные виды способов установить истину?


ПАНЧАТАНТРА
Что сказано вслух -- понимает и бык:
Он слушаться наших велений привык.
Однако даровано лишь мудрецу
Несказанное прочитать по лицу.

Виднеется мысль как звезда,
Сквозящая в утренней дымке,
На нашем лице и в глазах,
В случайном движенье, в ужимке.
Ответ на комментарий Huhrigina # Кстати, судя по описанию очередного "гениального" творения Тэвари (я про "Сурьяпутру"), Драупади себя там как раз так и ведет :)
И воет, и лает... :)
Huhrigina 03-02-2018-00:40 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Воет и лает?
Кровью плюётся?
Волосы рвёт?
Одежду срывает?
Об пол бьётся?
Проклятья/заклинания выкрикивает?
Кусается?
Ей нужно было добиться ответного крика животного.
Сериал не смотрела. Может, стоит поднапрячься и посмотреть?

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 03-02-2018-00:52 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Смотрела я как-то отличный японский фильм "Расюмон", кажется, так вот там дело происходит в средневековой Японии. И показывают как в суд вызывают и через заклинательницу допрашивают убитого самурая, то есть жертву. И всё это вполне серьёзно. Самурай явился, на вопросы отвечал, но при этом всё наврал.
Вывод был таков, что смерть сама по себе никого правдивым не сделает. ))))

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Сериал не смотрела. Может, стоит поднапрячься и посмотреть?

Не знаю, я сейчас смотрю "Сита и Рама". В "Сурьяпутре", как я поняла, хороши те серии, где Карна подросток, и мальчик очень симпатичный играет, судя по фоткам. А вот дальше Тэвари оторвался по полной. Фактически отснял МБХ заново, всласть оттоптавшись на Кауравах. Так что даже индусы возмущенно писали, что "если Тэвари отснимет Махабхарату в третий раз, мы, наверное узнаем, что Дурьйодхана был серийным убийцей, и вообще сколько можно поливать его грязью, он был герой и отличный царь".
Так что я сомневаюсь, хочу ли я это видеть.
Хоть мне и говорили, что можно глянуть хотя бы ради огромных черных глаз Шалина Бханота, который играет его в этой версии :) Мне, однако, боюсь, прекрасных глаз Бханота будет мало для счастья. :)
Huhrigina 04-02-2018-01:07 удалить
Воющая Драупади тоже радость не большая.
Если Юдхиштхиру делать хорошим, То Дурьёхану нужно делать негодяем, а Карну и Драу Чистыми психопатами. Иначе никак, в логику сюжете не влезают.
Было бы куда интереснее, еслибы у режиссёра хватило смелости обратиться к теории инверсии (первоначально Махабхарата это песнь о великих и благородных воинах, ставших жертвами подлости и обмана. Потом этими песнями завладели победители и приспособили под свои нужды), но такой смелости не найдётся ни у кого в Индии, потому что это слишком страшно осознавать, потому что это вызов абсолютно всему. А все уже как-то приспособились.
Считается, что Кшатрии не дорожат жизнью и во время боя отречены от тела, природа у них, мол, такая, да ещё воспитание. Но брахманы, вайшьи, шудры... У них ведь таких навыков нет. Они не профессиональные воины, им и больно и страшно. Однако их отряды принимали участие в Битве при Курукшетре. Народное ополчение? такое возможно только, если речь идёт о защите самой жизни, самого существования.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Если Юдхиштхиру делать хорошим, То Дурьёхану нужно делать негодяем, а Карну и Драу Чистыми психопатами. Иначе никак, в логику сюжете не влезают.

Ну, судя по отзывам, Тэвари именно это и сделал. Он еще в МБХ-2013 пытался что-то подобное изобразить, но там были Арпит Ранка, вложивший в своего героя столько силы и харизмы, что все попытки его унизить смотрелись искусственными, и Саурабх Радж Джайн, сделавший такого жуткого Кришну, чтоб даже ежу было понятно, кто тут Мировое Зло. Да плюс Эхем Шарма, которого опутали цепями сценария до полной неподвижности (у меня реально впечатление, что Тэвари с одной стороны хотел получить в фильм "звезду", а с другой просто боялся опытного актера, хорошо знающего эпос), но он так героически пытался вырваться, что на экране временами проглядывал почти правильный Карна. Хотя и редко.

Тэвари оценил оплошности и в "Сурьяпутру" набрал более молодой актерский состав, а сценарий довел до абсурда. Карна - психопат и готовая жертва деструктивной секты, его брат Шонатха - религиозная жертва по Достоевскому из разряда "пострадать на ровном месте", Шакуни - психопат и наркоман, Драупади - одержимая демоном (Кришной?), Дурьйодхана... вот тут, кажется, опять облом - по слухам, Шалин Бханот так героически упирался, что опять стянул на своего героя всю зрительскую любовь :) Судьба Дурьйодхане быть любимым :) Кармическая компенсация за века клеветы :)

Было бы куда интереснее, еслибы у режиссёра хватило смелости обратиться к теории инверсии (первоначально Махабхарата это песнь о великих и благородных воинах, ставших жертвами подлости и обмана. Потом этими песнями завладели победители и приспособили под свои нужды), но такой смелости не найдётся ни у кого в Индии

Если и найдется, то не в этой кинокомпании точно. Тэвари ненавидит Кауравов так, словно сам в прошлой жизни был Сатьяки. По меньшей мере :)

Но брахманы, вайшьи, шудры... У них ведь таких навыков нет. Они не профессиональные воины, им и больно и страшно. Однако их отряды принимали участие в Битве при Курукшетре. Народное ополчение? такое возможно только, если речь идёт о защите самой жизни, самого существования.

Так и есть. Это не гражданская война, а иноземное вторжение в чистом виде. Кауравы сражались не за корону, а за Родину.


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БАЛЛАДА О ЦАРСКОЙ ЧЕСТИ (Подражание Р. Киплингу) | Бригита_О_Брайн - Дневник Бригита_О_Брайн | Лента друзей Бригита_О_Брайн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»