История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее:
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век):
Моду на остроносую обувь — пулены (poulaines — нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам — в 2 ступни, рыцарям — в 1,5 ступни, горожанам — в 1 ступню, простолюдинам — в 0,5 ступни.
Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.
Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.
Именно в этой области (обуви) и начали изошряться подданные, стремясь хоть как-то выделиться.
Господин Пулен выдумал очень странный фасон обуви, которая, впрочем, получила широкой признание. Ее называли пуленами или пулинами. Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали.Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи — в один фут, простой люд – в полфута.
(Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)
Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.
В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками. законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам — в один фут (около 30 сантиметров), а графам — в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".
Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II — Готфрида Плантагенета.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в
Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы — немецкой, и т. д. Одно лишь несомненно: выражение это — точный перевод с немецкого — стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении.
Нем. Schiffsschnabel — пулены, нос корабля. Башмаки с длинными носами соответствовали готической архитектуре.
Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.
Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
В XV веке на смену длинным пришли тупые и широкие носки, а чтобы вид у туфель был более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки. Но все эти изменения не затрагивали женскую обувь, так как выставлять даже край ножки в то время было верхом неприличия.
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.
[показать]
Lucas Cranach l'Ancien
" La M'elancolie ", 1532.
Hans HOLBEIN the Younger
Darmstadt Madonna (detail)
1526 and after 1528
[показать]
sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena
[показать]
PICHORE, Jean
Illumination from a Manusсript
1503
[показать]
Luca SIGNORELLI
Apocalypse (detail)
1499-1502
Fresco
Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г):
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век):
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения:
Kaiser Karl V. (1500-1558) 1532
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина Питера де Хоха «Пустой стакан»:
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы:
Eglon van der Neer (1634–1703)
Elegant Couple in an Interior
1678
Обувь из музеев
[показать]
Englan1700
[показать]
Pair of shoes
England,
1690– 1710
Очень интересная форма туфель, платформа не давала каблукам тонуть в грязи, но шлепала при ходьбе:
[показать]
Woman’s slapshoe
Leather, 1625-1649 AD, England
Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Женские портреты начала XVII века
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг:
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг:
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века:
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год:
Франсуа Буше «Туалет», 1742:
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг:
Gents 18th C
[показать]
Court shoes
Date: 1780–1800
Характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников:
[показать]
18th century shoes mules
[показать]
Jean Francois de Troy (1679–1752) La D'eclaration d'amour
Date 1731
[показать]
William Hogarth (1697–1764) »Mariage `a la Mode«, 1743-1745
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг:
Женские туфли с защитными паттернами:
Maurice Quentin de La Tour (1704–1788)
Portrait en pied de la marquise de Pompadour
Date between 1748 and 1755
Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830:
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792:
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год:
Pair of shoes
1830s-1840s (made)
[показать]
Pair of boots
Great Britain, UK (made)
1835-1840 (made)
[показать]
Evening boots
1850-55
Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг
Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории:
«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг:
Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении:
Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.
С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году:
Dance slippers
1880s
Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг:
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг:
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг:
Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868:
\Embroidered velvet shoes from the early 1900's
[показать]
Pair of boots
1890-1900 (made)
[показать]
Pair of boots
1895-1915 (made)

Slippers
Hellstern and Sons (French)
1911

Pietro Yantorny (Italian, 1874–1936)
Date:
1914–19

Slippers
Hellstern and Sons (French)
1910

1913

Boots
Stetson Shoe Company
Date:
1910–20

Evening boots
Bray Bros. (American)
Date:
ca. 1918
[показать]
[Shoe of Cromwellian shape embroidered with small crystal beads; dainty white shoe; wedding shoe, dating from nearly forty years ago.]
[показать]
[показать]
Серия сообщений "цитаты, все про все":
Часть 1 - Будем знакомы - это я, Ломовская Ольга.
Часть 2 - Клипарт. Коллекция.
...
Часть 37 - Темные фоны
Часть 38 - немного ностальгии
Часть 39 - История обуви