"Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова"
С. Довлатов
2025-й — год чеховского юбилея
29 января 1860 - 15 июля 1904
«ЧЕХОВСКАЯ» СИМФОНИЯ
На концерте перед исполнением "Чеховской" симфонии автор, композитор Владимир Дашкевич, обратился к публике с просьбой не аплодировать между частями. Как показало время, в этом было некоторое лукавство и даже кокетство. И даже не только потому, что музыка была настолько обаятельна, что трудно было удержаться от аплодисментов, но ещё и потому, что она иной раз сама провоцировала их, как, например, после второй части, галопа – настолько эффектно звучал финал части после соло тубы. Собственно, в этой симфонии ощущались традиции (не в музыке, а во взаимодействии со слушателем) классицистской (т.е. эпохи классицизма) симфонии, когда этот жанр находился гораздо ближе к слушателю, чем сейчас, и выражать свой восторг аплодисментами не считалось зазорным.
00:12 1. Вальс
07:20 2. Марш
12:30 3. Интермеццо
17:44 4. Финал
Первая часть, вальс, звучит как своеобразная ретроспектива вальса – от Дашкевича, минуя Свиридова и Прокофьева, непосредственно к Глинке. И вальс создаёт ощущение, как от старинного чуть коричневатого изображения на дагерротипе.
Такое же настроение возникает и в баркароле в третьей части с совершенно сказочным решением – лиричнейшей репризой после жёсткой кульминации.
А то, что В. Дашкевич - мастер музыкальной формы, ещё раз подтвердил финал симфонии – в него включена партия меццо-сопрано, которую исполнила Василиса Бержанская, фантастически интонируя текст А. П. Чехова из "Дяди Вани", при этом мастерски пользуясь своими вокальными возможностями.
Самый финал четвёртой части истаял, завершившись эпизодом a capella.
«Чеховская» симфония — это сочинение композитора Владимира Дашкевича, написанное в 1973 году. Центральная тема симфонии — идея из пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» о достижении рая, где можно будет отдохнуть, а пока «будем жить».
В симфонии используются узнаваемые звуковые коды: вальс, галоп, марш — всё то, что традиционно присутствует в классических постановках пьес Чехова.
**********
«ДАМА С СОБАЧКОЙ»
Чехов опубликовал этот рассказ в 1899 году, а первые наброски появились еще летом 1896-го. Литературоведы считают, что на написание «Дамы с собачкой» Чехова вдохновило его знакомство и начало отношений с Ольгой Книппер — будущей супругой писателя. Влюбленные большую часть времени проводили в разлуке, и это чувство тоски от невозможности быть вместе Чехов положил в основу своего рассказа.После публикации некоторые литературные критики упрекали Чехова в выборе мелкой и пошлой темы — курортный роман, — в незавершенности, обрывочности повествования.
А вот в творческой среде «Даму с собачкой» приняли очень хорошо. Левитан называл рассказ таким же хорошим, как собственные картины, Горький сказал, что лучшего реалистического рассказа уже никто не напишет, а Бунин назвал «Даму с собачкой» лучшим произведением Чехова.
Рассказ читают Ия Саввина и Анатолий Ромашин.
Запись 1986 года.
Использована музыка С.В.Рахманинова, Б.А.Чайковского,
Риккардо Дриго и Эмиля Вальдтейфеля.
В тексте рассказа мало прямой речи героев, но в словах от автора передано очень много их чувств, мыслей и манеры говорить. Поэтому артисты читают реплики Анны Сергеевны и Гурова, и делят между собой текст от автора в зависимости от того, кого из героев этот текст сопровождает. Таким образом, «Дама с собачкой» звучит как медленный и интимный диалог двух влюбленных, но несчастных людей, в котором сказано вслух будто гораздо меньше, чем подумано и прочувствовано.