В начале 1860-х годов исторический жанр в России испытал мощное воздействие новой, реалистической школы. На академических выставках все чаще стали появляться картины на темы русской истории. Творчество Шварца явилось решительным шагом в создании исторический живописи в России.
Вячеслав Григорьевич Шварц (1838 - 1869)
"Живые исторические образы в правдивой исторической обстановке", - таков был девиз Шварца. Шварц одним из первых в русском искусстве попытался раскрыть психологический облик исторической личности. Он говорил: "Как бы ни был верен костюм данной эпохи, как ни удачен тип, этого мало: надо передать движение, свойственное эпохе, характер поз, складок. Задача художника - вжиться в среду, обобщиться с людьми того мира, сделаться их современником, жить их жизнью ".
Портрет художника В.Г. Шварца, худ. Александр Литовченко
Вячеслав Григорьевич Шварц родился в 1838 году в городе Курске. Первые восемь лет своей жизни он провел в пограничной крепости на Кавказе, где служил его отец, боевой генерал, герой войны 1812 года. Отец любил искусство, сам немного рисовал и обладал значительной коллекцией картин.
Григорий Ефимович Шварц - русский генерал, отец художника. Портрет работы Р. Жуковского
В воспоминаниях его сестра рассказывает, что Вячеслав начал рисовать с трех лет. Рисовал все, что видел вокруг себя: горы, солдат, лошадей. Когда ему исполнилось восемь лет, он вместе с матерью, поселился в Москве, где обучался рисованию, а потом в имении отца в селе Белый Колодезь, Курской губернии.
В деревне Шварц много рисовал тушью, акварелью, карандашом. По совету отца он копировал некоторых художников-баталистов.
В 1853 году, когда Шварцу исполнилось пятнадцать лет, его определяют в Царскосельский лицей, где были ещё живы традиции пушкинской поры. Преподавание гуманитарных дисциплин было поставлено очень хорошо. Преподавалось и рисование. В последний год пребывания Шварца в лицее учителем рисования был пейзажист Мещерский. Под его влиянием Шварц начал обращать внимание на пейзаж, который до этого ему никак не давался. В лицее формируется и крепнет интерес Шварца к русской истории. Учителей и товарищей Шварц удивлял феноменальными способностями: прочтя страницу один раз, он мог тут же повторить её на память. Это был живой, остроумный и талантливый человек. В своём творчестве Шварц не знал длительных исканий и резких переломов. Его путь наметился как-то сразу.
В сентябре 1859 года Шварц поступает в университет на историко-филологический факультет. Почти одновременно он выдерживает вступительные экзамены в Академию художеств и начинает заниматься по батальному классу профессора Б.П.Виллевальде.
В университете Шварц увлекается историей благодаря лекциям Н.И.Костомарова. Стасов свидетельствует: "Эти лекции оказали громадное влияние на Шварца. Содержание и настроение их совпадали с коренными вкусами и настроениями Шварца".
У Шварца завязалось личное знакомство с известным историком. С тех пор он постоянно показывает ему свои новые исторические рисунки. Лекции Костомарова и личное общение с ним дали определённое направление историческим интересам Шварца. Его увлекают поиски психологической глубины исторических образов. Это ясно видно уже в рисунке "Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием".
"Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием"
Здесь сошлись два человека, две силы - неведомые, но чувствующие мощь друг друга. Император на коне с дорогим убором удивлённо взирает на владыку обширного Киевского княжества, сидящего в простом рыбацком челне, в своей белой посконной рубахе, которая ничем не отличается от одежды простых воинов. Лаконичные очертания фигур, четко вырисовывающиеся в сгущающихся сумерках, психологическая напряженность момента встречи и та неуловимая "даль веков" - всё это создаёт особое настроение, окрашенное духом русской истории.
Стасов писал: "Таких характерных древнеславянских правдивых фигур не рисовал до сих пор ни один наш исторический живописец".
Автопортрет
В 1861 году Шварц уезжает за границу. Он путешествует по Германии. От этой поездки сохранился целый альбом набросков с натуры.
Вернувшись в том же 1861 году из-за границы, Шварц приступил к работе над картиной "Иоанн Грозный у тела убитого им сына", избрав его в качестве дипломной работы по окончании Академии.
«Иоанн Грозный у тела убитого им сына», 1864 год, Государственная Третьяковская галерея
В картине прекрасно передана гнетущая тишина, нарушаемая лишь треском оплывающих свечей, монотонным чтением монаха да торопливым шепотом бояр у двери, боязливо посматривающих на Грозного. В тяжелой задумчивости сидит он в кресле, вцепившись рукой в складки погребального покрова. Выделяясь из сумрака, освещенный пламенем горящих свечей, лежит на смертном одре царевич Иван. Его светлые одежды, красивая голова с перевязанным лбом и монахи, смиренно склонившиеся над покойником, создают ему ореол безвинно замученного праведника. Тут же сидит и Грозный, в порыве гнева убивший своего сына своим жезлом. О чём думает этот старик, тяжело осевший в своём кресле? Его голова опустилась на грудь, на лице с решительными чертами застыло оцепенение, руки в бессильном отчаянии сжаты. У ног брошены четки и грозный железный посох. В его душе смешались разные чувства: отчаяние отца, скорбь государя, потерявшего наследника, упрямая воля деспота.
В воспоминаниях Шакеева рассказывается о работе Шварца над этой картиной. Однажды он зашёл к другу в мастерскую и остолбенел от ужаса: перед ним лежал покойник на высоком столе со свечами по углам. Оказалось, что это был манекен, с которого Шварц рисовал убитого царевича.
Картина была целиком написана с натуры, получила Большую серебряную медаль на академической выставке и имела успех у зрителей. Умение художника передать живую атмосферу производило сильное впечатление. Это было начало целой серии картин из эпохи Грозного, созданных Шварцем в 1862-64 годах: небольшая картина "Посол от князя Курбского, пять иллюстраций к "Песне о купце Калашникове" и четыре к роману А.Толстого "Князь Серебряный".
"Князь Серебряный и боярыня Морозова"
"Плач Ярославны", 1866 год
"Калашников за прилавком"
"Не смей обгонять начальство"
В творчестве Шварца иллюстрации занимали немалое место. Иллюстрации выполнены пером. Наиболее удачные из них "Шествие Ивана Грозного к заутрене", "Боярин Морозов, одетый в шутовской кафтан", "Иван Грозный на охоте, встречающий слепых" представляют собой законченную композицию, которая понятна сама по себе, независимо от текста книги. Художник помогает зрителю окунуться в седую старину, дорисовывая живописными средствами то, что бессильно изобразить самое красноречивое литературное произведение.
"Иван Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых"
"Иван Грозный на соколиной охоте"
"Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте"
"Иван Грозный в монастыре"
"Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным"
В 1863 году Шварц отправляется во второе заграничное путешествие, в течение года работает в мастерской модного в то время французского живописца Лефевра. В Париже он сближается с Перовым. Судя по письмам Перова они часто посещают народные празднества, балы, рынки и т.д.
В 1864 году Шварц возвращается в Россию и с жаром принимается за изучение допетровской Руси. Особенно его занимают эпохи Ивана Грозного и Алексея Михайловича. Его сестра рассказывает, что в Москве Шварц часто с утра уходил в Кремль и подолгу бродил там среди старинных церквей, теремов и переходов. Много рисовал с натуры. Кроме того он обладал чудесным даром - по памяти, с изумительной точностью воспроизводить то, что видел.
Большим событием в жизни Шварца было избрание в 1865 году в члены Археологического общества за картины из русской истории.
В 1865 году он работает над картиной "Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы" и "Вербное воскресенье во времена Алексея Михайловича". Передать характерность исторического типажа и показать знание археологической стороны дела - вот теперь задачи художника.
«Сцена из домашней жизни русских царей», 1865 год, Государственный Русский музей
«Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», 1865 год, Государственный Русский музей
В Академии картина "Вербное воскресенье пришлась по вкусу и по решению Совета Шварцу было присвоино звание академика.
За три года 1865-1868 г.г. Шварцем написаны картины "Русский посол при дворе римского императора", "Иностранные послы в посольской избе XVII века", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме" и "Вешний выезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче".
«Русский посол при дворе римского императора», 1866 год, Третьяковская галерея, Москва
В эти годы все чаще в творчестве Шварца возникает тема противопоставления России и Запада. Эта тема волновала тогда всю русскую интеллегенцию: разочарование в западной цивилизации и вера в "особую" историческую судьбу России делали её актуальной.
Иностранные посланники в Посольской избе XVII века
Картина "Иностранные послы в посольской избе XVII века" построена на сопоставлении надменных и развязных инострацев степенным, недоверчивым "московитам". Выразительность этого контраста обьясняется умением дать острую характеристику персонажей. Особенно удались Шварцу иностранцы. Чувствуется, что перед нами дельцы, опытные и хищные, излишне уверенные из-за своего высокомерия в успехе и не замечающие ума своих противников. Стасов писал об этой картине: "Картина необыкновенно метко передаёт тогдашние политические отношения обеих сторон... По верности и глубине психологии, по силе правдивейшей историчности эта картина - одно из высших созданий всей русской школы".
"Угощение боярина", 1865 год Русский музей, Санкт-Петербур
В конце 1866 года Шварц был назначен от Академии комиссаром Русского отдела на Парижской Всемирной выставке 1867 года. Шварц вернулся на родину очень уставшим. Он страдал тяжелой болезнью печени, которая открылась у него в Париже. Но он работает над эскизами к картине "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче". Картина в основном работалась с натуры. Шварц выезжал в Подмосковье, чтобы написать настоящие крестьянские избы.
«Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», 1868 год
Картина изображает проезд большого царского обоза через одну из безыменных русских деревушек, затерявшихся в глубоких снегах. Стоит оттепель, дорога "раскисла" и лошади, запряженные цугом, с трудом выволакивают из ухабов тяжелый крытый возок. Около царских саней, сопровождая его, едет верхом пожилой боярин на белом коне, впереди и сзади - стременные и стрельцы, а ещё дальше, с трудом поспевая за царских возком, длинной цепочкой растянулась по деревне вереница крытых саней с придворными. Из изб высыпало всё население деревушки поглазеть на невиданное зрелище. Все в диковинку им: и позолоченные возки с орлами, и множество пестро одетых слуг, и вереницы конных упряжек, несущихся неведомо куда. Видно, как на крыльце крайнего слева дома выполз древний старик, выбежали бабы, ребятишки, из кузни показался кузнец и поспешил снять шапку.
Над землей нввисают тяжелые свинцовые тучи и лишь на западе, у края горизонта, там где возвышается деревянная церковь, видна узкая светлая полоска. Почерневшие, крытые соломой избы замело снегом по самые окна. Сиротливо жмутся они друг к другу, словно боясь унылых снежных просторов, обступивших деревушку со всех сторон. Случай столкнул два этих мира: на одном конце - пышное великолепие, на другом - нищий народ. Художник стремился к верности типов и передаче правдивой исторической обстановки. Бескрайнее раздолье, наполняющее душу тихой щемящей грустью, скромная прелесть русской природы и живущие будничной жизнью люди далёкого прошлого, слившиеся с окружающей обстановкой.
Вячеслав Григорьевич Шварц (1838 - 1869)
Эта картина была последней в его творчестве. После её окончания, летом 1869 года Шварц скончался в тридцать лет, и из них только восемь лет было отдано самостоятельному творчеству.
"Русский ратник", 1864 год
Во второй половине 1868 года Шварц почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу. Здесь он был выбран в предводителем дворянства Щигровского уезда и весьма усердно исполнял эту должность, несмотря на то, что здоровье его все более и более разрушалось. Поехав как-то по делам в Курск, он почувствовал себя очень плохо, и 29 марта 1869 года умер. Тело было перевезено в имение его отца, село Белый Колодезь, Щигровского уезда, Курской области и там похоронено
"Гусляр", 1866 год
"Гонец XVI века", 1868 год, Третьяковская галерея
"Воевода времен царя Алексея Михайловича"
"Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре"
"Портрет крестьянки"
Исследователь творчества Шварца В.П.Толстой считает, что его "Иоанн Грозный " дал первый толчок к расцвету психологической исторической картины XIX века, а "Вешний поезд царицы" открыл неизвестный до этих пор жанр русского исторического пейзажа.
Картины и рисунки Вячеслава Григорьевича не блещут техникой, главное значение их в содержании: в них впервые без романтической идеализации и слащавости, с удивительным чутьем прошедшего и на основании глубокого знакомства с русской археологией, правдиво воспроизведена бытовая допетровская Русь.