Мой недавний выплеск негатива в сторону Веллера в Прозе.ру http://www.proza.ru/2013/09/15/670 получил высокий рейтинг: на данный момент он третий по популярности в сайте. Большинство читателей согласны со мной, что как писатель и общественная личность Веллер - воплощённая серость. Но вот читают его, а некоторые уважаемые мною люди так даже хвалят. Странно.
У Веллера свой характерный ритм и язык, чем далеко не все могут похвастать,
он брутален и несколько вульгарен,
но вот в русском шоу-бизнесе
тем же прославилась Алла Пугачёва,
можно её сто раз не любить,
но она певица и явление искусства
своего времени.
Нормально он пишет, читается легко и интересно,
информативность присутствует.
Не все же должны писать изящно, как Бунин.
У каждого свой стиль.
А назвать кого-то, кто имеет успех, серостью,
у нас многие горазды,
тут удивляться не стоит.
В большинстве случаев за этим стоит
обыкновеннейшая зависть.
Ответ на комментарий Unico_Unicornio #
Отвечаю сразу на оба коммента. Я не изучал творчество Веллера, но из тех нескольких (не больше десяти) его рассказов, которые прочитал, я сделал однозначный вывод:
1) язык серый, скучный, однотонный,
2) много откровенной пошлости, недостойной порядочного человека,
3) абсолютное невежество в тех вопросах, о которых берётся писать,
4) чувство юмора на уровне телепередач Евгения Петросяна,
5) общая направленность мысли - обсирательство всего и вся.
Короче говоря - писатель для дебилизированной полуинтеллигенции, которая трясёт советскими дипломами о высшем образовании, считая себя цветом планеты.
"В воде Фима сдергивает с тирольца шляпу и бурля воду, как сумасшедшая землечерпалка, суматошно плывет вперед. Тиролец делает несколько мощных гребков кролем и начинает задыхаться в обжигающе холодной воде. Фима, взбивая пену, безоглядно прет по прямой, и на голове его сияет белоснежная дивная шляпа. Тиролец пытается его нагнать, оглядывается, до берега уже далеко, финны машут и свистят, мальчики стоят, расставив ноги, в позе наемных убийц. Тиролец пугается, останавливается и начинает потихоньку тонуть. Фима прет, дробя и разбрызгивая багровую солнечную дорожку, в безумную даль."
1. Вот первый попавшийся абзац (рассказов у него гораздо больше 10) из "Легенд Невского проспекта". В абзаце есть и неплохие сравнение (сумасшедшая землечерпалка, позы наемных убийц), и неплохие образы (безумная даль, багровая солнечная дорожка). Имхо, предвзято относитесь. Некоторая однотонность присутствует, но это некая стилизация, которая присутствует и у Зощенко, и у Платонова. Тип рассказов - как у Гиляровского, очерки современной полублатной жизни.
2. Пошлости у Веллера в произведениях хватает, но мы обсуждаем не порядочность человека, а литературные качества рассказов, в которых в частности о пошлости также говорится.
3. Насчёт невежества - не возьмусь сказать, но если мы говорим о литературном произведении, то не подходим к нему с требованиями энциклопедичности
4. ЧЮ Веллера ни в какое сравнение с петросяновским не идет, это опять предвзятость от нелюбви.
5. У Веллера разные есть вещи. Одно дело стилизации под городской фольклор, другое - к примеру, "ВСё о жизни", я читала давно, но насколько помню, там не было обсирательства всего и вся.
Я ещё раз скажу: мне брутальные мужики не очень по жизни нравятся, но я признаю их право на существование, в том числе и Веллера. И я не считаю, что писатель должен всем нравиться, а уж какой он как человек - так это отдельный разговор, и к литературе отношения не имеет. Чисто литературно Веллер состоялся как писатель, а нравится кому или нет, как он пишет, это чисто субъективное восприятие. Это не тот случай, когда написано объективно плохо, а тот - когда мне не нравится, поэтому это плохо.
я вообще никому не завидую, не вижу причин и пользы от такого занятия. Пугачёва яркий талант, редкая музыкальность. Достаточно послушать, как она озвучивала сумасбродные мелодии Таривердиева в фильме Рязанова. Это невозможно было сделать вообще, а у неё прекрасно получилось. И никто больше не повторил. А то, что она горланит с эстрады, рассчитано на дебильный пипл, и она прекрасно знает, что пипл схавает.
Вот при всём моём желании не могу придти в восторг от фрагмента, которым Вы так восхитились. Сравнить пловца (причём как видно хорошего) с землечерпалкой может только человек, не видевший землечерпалки. А "поза наёмных убийц" это какая? Нет, я не придираюсь, я искренне. Может быть у меня воображение развито лучше, чем у большинства читателей Веллера, но если я прочитал "землечерпалка", я представляю себе именно землечерпалку, и ничто другое. Вот по наклонным направляющим поднимается вверх цепочка ковшей, полных мокрого ила с дна водоёма, земли, грязи, мелких камней. По стенкам ковша стекают струи грязной воды. Она не бурлит воду, конструкторы, напротив, рассчитали её так, что она не тратит зря энергию на ненужное бурление воды. Сумасшедшая - это как? Быстро вращается? Наверное без нагрузки, без грунта, можно заставить её вращаться быстрей. Но зачем? Она же ЗЕМЛЕчерпалка, а не ВОДОчерпалка. В общем, Веллер - это современный вариант Никифора Трубецкого-Ляписа, у которого волны падали вниз "стремительным домкратом". У него этих "домкратов"все рассказы полны. Он неуч. Вы наверное не читали его биографию. Он гордится тем, что за несколько лет сменил 30 профессий. То есть работал на каждом месте несколько недель - и уходил. Иди его уходили. Такой вот работничек и знаток жизни.