• Авторизация


"щелкунчик". Страшная сказка Раду Поклитару (начало) 20-12-2013 22:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Вы задумывались когда-нибудь о том, что  почти все детские сказки по сути своей – страшилки, ужастики, сдобренные  иногда весьма сомнительным «хэппи эндом»?  Особенно авторские – вспомните-ка сказки братьев Гримм. Триллеры да и только! Да и остальные известные сказочники – Андерсен, Гауфф, Коллоди, Шарль Перро рассказывали довольно жуткие и вовсе не детские истории… Откуда, из каких таинственных и мрачных сфер приходили к ним сюжеты этих сказок – неизвестно. Вы скажете, что на то они и сказочники, чтобы давать волю своей бурной и неуёмной фантазии, и будете правы. Но всё-таки мне любопытно - почему рождаются страшные сказки? Может быть они - отражения человеческих снов или грёз наяву, когда включается подсознание и выталкивает наружу то, что скрыто в глубинах памяти?  Неосознанное, но – пугающее своей непонятностью… Лично мне кажется, что сказка – это литературная обработка сновидения, после которого просыпаешься с колотящимся в горле сердцем и долго лежишь, пытаясь отдышаться и разобраться – что же тебя так напугало во сне? 

[271x379]  А вспомнила я о своей версии  сказок, пришедших из  снов, после  того, как побывала на гастролях  театра    «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ». 

Уже  во второй раз привозят они   в Днепропетровск  свой эпатажный проект   -  "Щелкунчик”, балет-фантасмагория в двух действиях для взрослых",   в постановке  известного хореграфа-  радикала Раду Поклитару.    Выступая одновременно в трёх  ипостасях – балетмейстер, либреттист  и режиссёр – Раду Поклитару представляет зрителям балет без пуантов  и сказку без «хэппи энда».  Но о подробностях самого спектакля – чуть  ниже. А для начала хочу напомнить историю самого Щелкунчика.

Почти 200 лет тому назад, в 1816 году немецкий романтик, странный чудак, пугавшийся собственных творений,  Э.-Т.-А. Гофман написал детскую сказку о загадочной  кукле,  механическом солдатике с большим ртом, завитой бородой и косичкой сзади. В рот Щелкунчику вкладывался орех,  дергалась косичка, челюсти смыкались — крак! — и орех расколот. Как водится, кукла оказалась заколдованным принцем, но пересказывать содержание  не вижу никакой необходимости, потому что «Щелкунчик и Мышиный Король» - это, как мне кажется, самая знаменитая  в мире Рождественская сказка.

Ею зачитывались многие поколения, по ней ставили спектакли, по её мотивам в 1892 году П.И.Чайковский написал не менее знаменитый и до сих пор безумно популярный балет. Кстати, в основу либретто балета «Щелкунчик» был положен не оригинальный гофмановский сюжет, а авторский пересказ в блестящем исполнении Александра Дюма-сына.  Знаменитый француз не захотел  просто переводить причудливое творение гофмановской фантазии. Александр Дюма пересказал «Щелкунчика» по-своему, освободил сказку от мрачноватых подтекстов,  излишних сюжетных деталей и  усилил её рождественский дух. Словом, во французском варианте, положенном в основу русского либретто, сама сказка стала жизнерадостнее,  а образы героев - проще и человечнее.

А затем кто только не адаптировал  сюжетную основу сказки Гофмана  и  бессмертную музыку Чайковского!   Кинематографисты и хореографы ХХ столетия не один, и не два раза возвращались к теме  Щелкунчика, справедливо полагая, что слишком много нераскрытых пластов, неизведанных глубин осталось и в текстах Гофмана и Дюма, и в либретто Мариуса Петипа, и в музыке Чайковского.  Пока писала этот пост – нарыла в кладовых Инета материалов на внушительную  монографию! Кому интересно – вот ссылки на некоторые из них: http://rudocs.exdat.com/docs/index-542932.html  - сюжет сказки в разных вариантах

http://www.ng.ru/culture/2007-12-26/8_schelkunchik.html - "Щелкунчик" в постановке Рудольфа Нуриева

http://www.denysberezhnoy.com/berezhnaya/1class/tchaikovsky_schelkunchik_libretto.html - либретто балета П.И.Чайковского

 А я хочу вернуться к спектаклю, к той неожиданной версии «Щелкунчика», которую увидела на сцене Оперного театра  7 декабря 2013 года. 

[220x260]Что ж, Раду Поклитару честно предупреждал зрителей о том, что «все в этой истории оказывается на самом деле не тем, чем кажется с первого взгляда». Его реинкарнация «Щелкунчика» не случайно имеет ремарку «для взрослых» - это действительно попытка собственного, взрослого  переосмысления детских страхов и комплексов. Бесспорно, концепция спектакля выстроена по Гофману. У Поклитару присутствуют все основные знаки гофмановского мира – двойники, оборотни, сомнабулы, сны, переходящие в явь и наоборот… Однако при этом он вводит дополнительную  сюжетную линию, в которой и скрыт ключ к идее балета: героиня, маленькая нищенка, засыпает в рождественский сочельник на ступеньках богатого дома. Всё, происходящее на сцене – её сон, которому уже не суждено прерваться. Узнаёте ещё одного любителя сказок-триллеров, Ганса-Христиана Андерсена  и его «Девочку со спичками»?

Итак, мы видим на сцене «сон во сне». И, как всякий сон, он балансирует на грани ирреальности, периодически срываясь в бездны чистого «сюра». Основной шок для зрителя – сочетание современной хореографии в стиле «модерн» с абсолютной классикой жанра – музыкой великого Чайковского в исполнении симфонического оркестра. Но зрелище получилось одновременно и странным, и завораживающим своей неординарностью и фантасмагоричностью.

Хочу воздать должное мастерству художника по костюмам Анны Ипатьевой и  изумительным декорациям Андрея Злобина. Атмосферу волшебной рождественской истории их творческому тандему удалось воссоздать целиком и полностью. Декорации лаконичны, но очень тщательны в деталях. Они легко  трансформируются самими танцовщиками, превращая городскую заснеженную площадь в гостиную зажиточного особняка.

[600x400]

Роскошные платья и шляпы человеческих персонажей поражают богатством и филигранностью отделки,  а уж костюмы мышей – это просто совершенство! [180x241]Мыши получились совершенно неотразимыми - в плюшевых серых комбинезонах, со светлыми подпалинами на толстеньких брюшках, с пухлами ляжками, длиннющими хвостами, голыми розовыми пятками и с осмысленно-хитрыми мордочками.

Мышиные костюмы настолько хороши в своих пропорциях, что создаётся полная иллюзия вставшей на задние лапки настоящей мыши – слегка сгорбленной и не слишком грациозной.  Собственно говоря,  балет и начинается, и заканчивается появлением на сцене одинокого мыша – то ли сторожа, то ли дворника, усердно натирающего сцену. Попутно замечу, что помимо декораций на сцене укладывается ещё и специальное покрытие, которое приспособлено для танцев босиком, и которое замечательно глушит топот. Тот, кто бывал на балете – оценит этот нюанс: у Раду Поклитару  и мыши, и люди  прыгают по сцене бесшумно!

(А о том, что происходило на сцене  - в продолжении, которое следует…) 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (51): вперёд»
МаришаРо 20-12-2013-23:05 удалить
Какая чудесная рецензия, спасибо, пусть будет продожение! Спасибо!
Ответ на комментарий МаришаРо # Таки - рецензия? Мартуша мне тоже говорила, что у меня именно рецензия наметилась...Ох, я так долго её рожаю - всё никак мышиные звосты не выползут до конца)))
МаришаРо 20-12-2013-23:28 удалить
Ответ на комментарий МАРИНА-МАРУСЯ #
corata 20-12-2013-23:56 удалить
Ой, сразу рождественское настроение))) А продолжение буду ждать!
Ответ на комментарий МаришаРо # Картинок ещё будет в продолжении - завались!
Ответ на комментарий corata # Сажусь его дописывать. И так уже две недели прошло со спектакля. Позор мне - совсем от рук отбилась, залодырничала))) А всё почему? А потому, что привыкла же не сюда писать, а в старый, Мэйловский блог...который уже и оставила, а всё меня туда тянет и тянет.
МаришаРо 21-12-2013-00:07 удалить
Ответ на комментарий МАРИНА-МАРУСЯ # Давай!
corata 21-12-2013-00:08 удалить
Маруся, займись делом (пиши) и хандра пройдёт)))
Ответ на комментарий corata # Хандра?? Какая хандра, где??? (в ужасе оглядываюсь по сторонам)
corata 21-12-2013-00:36 удалить
Ответ на комментарий МАРИНА-МАРУСЯ # ))))))))) действительно, где ты, там и блог! так я жду...*уселась поудобнее*)))
Ответ на комментарий corata # Завтра...всё - завтра. Я сегодня на работе 8 часов подряд в монитор уткнувшись пыхтела, да дома - всё никак почту не разгребу. Так что мои глазки объявили забастовку и отказываются фокусироваться...пойду я почивать, наверное... А "Щелкунчика" закончу завтра - зуб даю!!!
МАРТ-а 21-12-2013-04:14 удалить
Ну... душа моя, вот что я тебе скажу - ТАКОГО можно было и подождать. Замечательно сказочно и рецензионно)) Как ты умудрилась совместить?)) Жду продолжения - с нетерпением и радостью
Ответ на комментарий МАРТ-а # Тебе и правда - нравится? Я измучалась с этим ворохом информации, которая уже в папке не помещается))) Потом плюнула на всё и написала своими (ну, почти своими) словами))))
Бугская 21-12-2013-13:34 удалить
Ой, пасиба- ХОРОШО, прям как сама на спектакле побывала)) Я всю жизнь люблю эту сказку, нет, не так- я всю жизнь люблю классический балет"Щелкунчик", с детства, когда впервые его увидела, сначала меня покорила музыка Чайковского, а потом и страстно полюбила балет! С удовольствием бы посмотрела и новую-модерновую постановку этого балета! Не тяни с продолжением, Маринка!!!!! ))
Ответ на комментарий Бугская # Сама балет люблю, всё детство пыталась из себя балерину изображать, танцевала на цыпочках (типа - на пуантах) и ножку так назад закидывала))))
Alena_Mot 21-12-2013-20:40 удалить
К нам такой спектакль не привозили.
Ответ на комментарий Alena_Mot # Они ездят с гастролями в Россию. Наверное, Питер - впереди))))
Alena_Mot 21-12-2013-22:46 удалить
На такую вещь я бы сходила.
Ответ на комментарий Alena_Mot # Вы бы точно не пожалели! Великолепная хореография и высочайший профессионализм танцоров - в театр Поклитару конкурс сумасшедший. Молодые танцовщики к нему изо всех сил стремятся попасть - Поклитару очень известен в Украине, даже тем, кто далёк от мира танцев)))
Alena_Mot 21-12-2013-23:23 удалить
Название у театра странное. Что-то румынское напоминает.
Ответ на комментарий Alena_Mot # Раду Поклитару - это имя и фамилия хореографа, и режиссёра))) А театр, который он создал называется "Киев модерн-балет"
Как ты основательно подошла к вопросу, Марусь. Просто научная статья получилась Очень интересно было читать.
Ответ на комментарий Наталия_Невзорова # Я ж говорю - монография почти))) Наташ, началось всё с того, что я решила освежить в памяти парочку моментов по сказке Гофмана. Ну и погуглила.... А туда тока влезь, в ентот Гугль...
Ответ на комментарий МАРИНА-МАРУСЯ # Это точно ))) Но ты и про сам балет интересно рассказываешь.... И прямо видно, что погуглила ты совсем не зря Чувствуется за рассказом основательная такая база.
Ответ на комментарий Наталия_Невзорова # Утешительно это слышать. Значит, не зря старалась))) На самом деле, Наташенька, я переборщила с поисками. И весь рассказ мой - застопорился. Никак не могла отделаться от "не моих" фразочек и мыслей)))
Ответ на комментарий МАРИНА-МАРУСЯ # Да? Ну такое вполне могло случиться... Во всем нужна мера... Тем более не нужно чтобы чужое свои впечатления забивало... Но получилось у тебя действительно замечательно )))
Ответ на комментарий Наталия_Невзорова # Мерсикаю изо всех сил! Прияяяятно!!! Не зря пыхтела значит)))
Ответ на комментарий МАРИНА-МАРУСЯ # Конечно не зря ))))
Замечательная рецензия на спектакль. Даже по фото видно, насколько хороши костюмы... И это как раз в тему к моим мышкам...Мы тоже с ними боремся))) А Гофман - да, весьма недетский писатель вообще-то...И в его произведениях многое и многое для взрослых
Ответ на комментарий _Ольга_Смирнова_ # Да он себя детским писателем и не позиционировал. мне кажется... А с мышками - я тоже обратила внимание на совпадение темы))), только в этой версии, которую я смотрела - с мышками как раз никто и не борется)))


Комментарии (51): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "щелкунчик". Страшная сказка Раду Поклитару (начало) | МАРИНА-МАРУСЯ - Дневник МАРИНА-МАРУСЯ | Лента друзей МАРИНА-МАРУСЯ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»