ЧИСТОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
…Из кладезей былого мудрость пьём…
Моё
Читаю «Духовное завещание» В. В. Розанова (02.05.1856 – 05.02.1919) — русского религиозного философа, литератора и публициста — и с удовольствием постигаю чистоту позиции Василия Васильевича по отношению к браку и детям. Воистину это образец мудрости человеческой!
Справка
[335x527]
В 1886 году Суслова (первая жена) покинула Розанова, но отказалась (и отказывалась всю его жизнь) пойти на официальный развод. В 1891 году В. В. Розанов тайно обвенчался с В. Д. Бутягиной. Дети Розанова от брак с Варварой Дмитриевной считались незаконнорожденными.
Этой особенности жизни посвящено подробное пояснение позиции. Привожу текст с небольшим сокращением.
«…дети: Татиана, Вера, Варвара и Василий рождены Варварою Дмитриевной, по первому мужу Бутягиною, и мною, Василием Васильевичем Розановым, в счастливом и целомудренном супружестве, в коем полу-тайно, полу-явно мы состоим с пятого июня 1891-го года, будучи в сей день, с благословения родительницы Варвары Дмитриевны, урождённой Рудневой, нашей возлюбленной теперь матери , Александры Адрияновны Рудневой, повенчаны , без свидетелей и записи в церковные книги, при домовой церкви Калабинского детского в городе Ельце приюта настоятелем Иоанном Павловичем Бутягиным — да будет благословенно его имя и не вменена будет в грех его правая решимость «поднять со дна ямы впавшую овцу в субботний день»; при консисториею формально не уничтоженном моём браке с первою супругою — да будет имя её забыто — оставившею самовольно меня в бытность мою в Брянске в 1886-м году. Свидетелями сего оставления в полной моей невинности, а равно усилий вернуть её, были мои товарищи по службе в прогимназии… <…> Так как не определено нигде, ни в Ветхом Завете, ни в Новом, ни в каноническом праве, что «таинство брака» есть сосредоточено и ограничено («собрано») в «чине венчания», и самый термин «таинство венчания» отсутствует всюду, а везде употребляется «таинство брака» т.е. «таинство супружества», «сопряжения» «двух в плоть едину» (Бытие, 1) и раздвижение их в «семью» через благословенное «чадорождение», и именно этому реальному таинству даны все благословения Божии и обетования и награды («чадорождением», по Апостолу, «женщина спасается»), то с разрушением, и по доказуемой свидетелями , не моей вине, реального супружества, я считал и считаю умершим мой первый брак вполне, вместе и с венчанием, и супругу мою первую умершею же в супружеских и в отношении ко мне чертах, и ещё существующую лишь в чертах гражданских и до моего супружества не относящихся; а по сему рассуждению я вступил во второй брак, желая исполнять и далее и всю мою жизнь до конца основную заповедь Божию (Бытие, 1). Удержание браков, фактически распавшихся, в значении будто бы ещё продолжающегося «религиозного таинства», когда нет тут главной черты: «подобия союзу Христа с Церковью», есть недоразумение и учение о фиктивном браке, т.е. не религиозное, хотя бы и было гражданским или каноническим. Посему с открытою совестью и готовностью пойти на Суд Божий я вступил во второй брак, который есть и притом во всей полноте религиозного таинства: ибо суть «свидетелей» и «церковной записи» уже не образует явно никакой части таинства. Благословение же Божие нашему союзу я вижу в непрерывном Варвары чадородии, в безупречном нашем счастьи, в непоколебимой верности: и когда «волос человеческий» без воли Божьей не падает, столь огромные дары не суть без воли Божьей. <…> Посему и детей наших Татиану, Веру, Варвару, Василия считаю лишь извне поставленными неправильно, но по внутреннему закону они стоят правильно и ни перед кем не должны опускать глаза, твёрдо указывая на своих родителей, без страха перед Богом и трепетания перед людьми. И да не упрекнут они памяти своих родителей, во имя безмерной и счастливой любви, нас всех шестерых, и ещё присоединением седьмой — моей падчерицы возлюбленной же, Александры Михайловны Бутягиной, связывающей. Призываю на семью мою благословение Божие и заповедаю всей ей, в случае моей кончины, жить в любви и согласии. Аминь. …»