• Авторизация


ЧИСТОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ 05-10-2014 14:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

ЧИСТОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

…Из кладезей былого мудрость пьём…

Моё

Читаю  «Духовное завещание»  В. В. Розанова (02.05.1856 – 05.02.1919) — русского религиозного философа, литератора и публициста — и с удовольствием постигаю чистоту позиции Василия Васильевича по отношению к браку и детям. Воистину это образец мудрости человеческой!

Справка  [335x527]

В 1886 году Суслова (первая жена) покинула Розанова, но отказалась (и отказывалась всю его жизнь) пойти на официальный развод. В 1891 году В. В. Розанов тайно обвенчался с В. Д. Бутягиной. Дети Розанова от брак с Варварой Дмитриевной считались незаконнорожденными.

Этой особенности жизни посвящено подробное пояснение позиции. Привожу текст с небольшим сокращением.

«…дети: Татиана, Вера, Варвара и Василий рождены Варварою Дмитриевной, по первому мужу Бутягиною, и мною, Василием Васильевичем Розановым, в счастливом и целомудренном супружестве, в коем полу-тайно, полу-явно мы состоим  с пятого июня 1891-го года, будучи в сей день, с благословения родительницы Варвары Дмитриевны, урождённой Рудневой, нашей возлюбленной теперь матери , Александры Адрияновны Рудневой, повенчаны , без свидетелей и записи в церковные книги, при домовой церкви  Калабинского детского  в городе Ельце приюта настоятелем Иоанном  Павловичем Бутягиным — да будет благословенно его имя и не вменена будет в грех его правая решимость «поднять со дна ямы впавшую овцу в субботний день»; при консисториею формально  не уничтоженном  моём браке с первою супругою — да будет имя её забыто — оставившею  самовольно  меня в бытность мою в Брянске в 1886-м году.  Свидетелями сего оставления в полной моей невинности, а равно усилий вернуть её, были мои товарищи по службе в прогимназии… <…> Так как не определено нигде, ни в Ветхом Завете, ни в Новом, ни в каноническом праве, что «таинство брака» есть сосредоточено и ограничено («собрано») в «чине венчания», и самый термин «таинство венчания» отсутствует всюду, а везде употребляется «таинство брака» т.е.  «таинство супружества», «сопряжения»  «двух в плоть едину» (Бытие, 1) и раздвижение их в «семью» через благословенное  «чадорождение», и именно этому реальному таинству даны все благословения Божии и обетования и награды («чадорождением», по Апостолу, «женщина спасается»), то с разрушением, и по доказуемой  свидетелями , не моей вине, реального супружества, я считал и считаю  умершим  мой первый брак вполне, вместе и с венчанием,  и супругу мою первую умершею же в супружеских и в отношении ко мне чертах,  и ещё существующую  лишь в чертах гражданских  и до моего супружества не относящихся; а по сему рассуждению я вступил во второй брак, желая исполнять и далее и всю мою жизнь до конца основную заповедь Божию (Бытие, 1). Удержание браков, фактически распавшихся, в значении будто бы ещё продолжающегося  «религиозного таинства», когда нет тут главной черты: «подобия союзу Христа с Церковью», есть недоразумение  и учение о фиктивном браке, т.е. не религиозное,  хотя бы и было гражданским или каноническим. Посему с открытою совестью и готовностью пойти  на Суд Божий я вступил во второй брак, который есть  и притом во всей полноте религиозного таинства: ибо суть «свидетелей» и «церковной записи» уже не образует явно никакой части таинства. Благословение же Божие нашему союзу я вижу в непрерывном Варвары чадородии, в безупречном нашем счастьи, в непоколебимой верности: и когда «волос человеческий»  без воли Божьей не падает, столь огромные дары не суть без воли Божьей.  <…>  Посему  и детей наших Татиану, Веру, Варвару, Василия считаю лишь извне поставленными неправильно, но по внутреннему закону  они стоят правильно и ни перед кем не должны опускать  глаза, твёрдо указывая на своих родителей, без страха перед Богом и трепетания перед людьми. И да не упрекнут они памяти своих родителей, во имя безмерной и счастливой любви, нас всех шестерых, и ещё присоединением седьмой  — моей падчерицы возлюбленной же, Александры Михайловны Бутягиной, связывающей.  Призываю на семью мою благословение Божие и заповедаю всей ей, в случае моей кончины, жить в любви и согласии. Аминь. …»

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Привет, Виталий! Всё настолько правильно и мудро, что в комментариях не нуждается...разве только пожелать чаще обращаться к этим источникам...учиться...
Ответ на комментарий сандро_пятый # Спасибо, Александр, наши мнения с тобой одинаковые. Я потому и поместил этот материал под эпиграфом из своего опуса, взяв лишь строку: "ИЗ КЛАДЕЗЕЙ БЫЛОГО МУДРОСТЬ ПЬЁМ..." Если бы все так понимали супружество, жизнь как пишет Розанов, то счастливых было бы значительно больше.
Ответ на комментарий Виталий_Бахарев # ...если бы еще и понимали, что такое счастье...)))
Ты прав: если бы понимали? Или хотя иногда задумывались, для чего стали жить вместе — "...чтобы гундеть иль помогать друг другу..."
Очень умные записи. Согласна с вами обоими и с ним.
Спасибо, Марина, за хорошую оценку наших мыслей и взглядов.
lenachom 03-11-2014-00:16 удалить
Поздравляю!!!!! МИРА и Божьей благодати!!! от души!
lenachom 26-11-2014-20:55 удалить
Здоровья, хорошего самочувствия и настроения!!!!! :)
Ответ на комментарий lenachom # Спасибо, Ленуля, за теплоту сердца твоего. А я и не понял что ты имела в виду потому, что это был канун. На меня распространяется обычай, что ранее нельзя поздравлять.
Ответ на комментарий lenachom # Спасибо, Ленуля. Постараюсь выполнить твои пожелания так, как позволят обстоятельства. Буду стараться. От всей души.
Ответ на комментарий lenachom # Странные фокусы стали твориться на ЛиРу? Что-то ещё будет??? — как в детской песенке первоклашки: загружать всё стали нас больше почему-то???


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЧИСТОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ | Виталий_Бахарев - Дневник Виталий_Бахарев | Лента друзей Виталий_Бахарев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»