• Авторизация


ФЕШИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1881-1955). Из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева 25-12-2021 11:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Feshinjpg (503x700, 223Kb)
Автопортрет. Этюд. 1913
Х., м. 37х26
Поступил из Казани. Куплен А.В. Григорьевым у автора 6 июля 1920г.
Литература: 1. П. М. Дульский, Н. И. Фешин, 1921г. с. 30.
Архив: ГМИИ РТ, ф. 4, опись 1, д. 2/297-2.
Выставка: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.». (Кат. с. 24, № 144).

PORTRET-DOCERI-II-1919.jpg
Портрет дочери Ии. 1919
Х., м. 20х17.
Поступила из Казани. Куплена А. В. Григорьевым у автора 6 июля 1920 г.



FeshinN06 (600x698, 232Kb)

«Н.И. Фешин много писал женских портретов, с учениц художественной школы, которые с большой радостью позировали ему и были даже счастливы», – вспоминает Тамара Попова, одна из его учениц [13, с.93]. К таким работам относятся портреты жены архитектора Сидорченко и совсем юной и женственной студентки Маши Быстровой, которые находятся в коллекции нашего музея. Нередко студентки позировали живописцу в его личной мастерской, которая находилась под куполом Казанской художественной школы. «Это «святая святых», куда вход был закрыт непосвященным» [13, с.79]. Мастерская Н.И. Фешина была завешана коврами, цветными тканями и заставлена мебелью работы художника. На фоне одного из ковров в мастерской и был создан портрет студентки Маши Быстровой. Впоследствии художник увезет этот ковер с собой в Америку.

PORTRET-STUDENTKI-MASI-BYSTROVOI-1917.jpg
Портрет студентки Маши Быстровой (1917)



Мария Николаевна Быстрова-Яковлева (1898 - ?) училась в КХШ с 1914 по 1918гг., а в 1930-1956гг. работала в институте «Проектстальконструкций» в Москве. Портрет с нее был написан в годы учебы в художественной школе.

«О том, как портрет создавался, Мария Николаевна Яковлева вспоминает: «По приглашению Фешина вместе с Тамарой Поповой я вошла в его мастерскую…

Николай Иванович смотрел на меня своим острым, проницательным взглядом, и после недолгого разговора предложил мне сесть, взял бумагу и быстро сделал с меня небольшой набросок углем. Затем он предложил мне позировать для портрета, назначил день и попросил только, чтобы в моем костюме не было синего цвета. Он не любил холодные тона. В назначенный день я пришла в его мастерскую. На мольберте был натянут холст для портрета, лежали краски и кисти. Я была в белой блузке с красной лентой в волосах.

Николай Иванович предложил мне сесть на диван, позади которого висел большой ковер, дал мне в руки книгу, просил слегка опустить голову и смотреть на него.

Он начал писать. Кисти быстро переносили краски с палитры на полотно. Он немного ходил, слегка прищурив глаза. Работал быстро, с увлечением. После каждого сеанса снимал портрет и не показывал его до окончания работы. Разговаривал мало, его всего поглощала работа. В нем чувствовалась какая-то необыкновенная сила творчества. Его глаза, такие проницательные и глубокие, казалось, видят то, чего другие не видят, не могут видеть.

После окончания сеансов Николай Иванович поблагодарил меня и предложил посмотреть портрет. Своей работой он был доволен» [13, с. 119].

М.Н. Быстрова-Яковлева побывала в нашем музее в 1970-е гг. и поделилась с сотрудниками воспоминаниями о своем учителе: «Часто шутя, он говорил мне: «А ну-ка, цыганочка, пошли на очередной сеанс». Он давал мне книгу и просил, чтоб, прочитав страницу, я думала и оценивала в мыслях прочитанное, а он в это время работал над портретом».

Мария Быстрова, став архитектором, всегда с энтузиазмом относилась к творчеству своего учителя, собирала воспоминания о нем, разыскивала его работы.

«Портрет студентки Маши Быстровой» находится в музее, предположительно, с 1925г. По поводу даты создания этой работы искусствовед Г.П. Тулузакова высказывается, что вероятное время написания - 1917г., так как М.Н. Быстрова-Яковлева училась в Казанской художественной школе в 1914-1918гг. [10, с.486, №85], а не 1910г., как работа датируется в «Каталоге произведений Н.И. Фешина до 1923г.» 1992г. [6, с. 36, №41].

Стоит отметить, что несколько работ из коллекции нашего музея видела широкая американская публика, когда в 1975г. «Портрет студентки Маши Быстровой», «Портрет жены архитектора Сидорченко», «Портрет неизвестной», благодаря изменившейся международной обстановке, экспонировались в трех городах США: Санта-Фе, Оклахома, Сиэтл.

Портрет студентки Маши Быстровой. 1917 (?) (по мнению Г.П. Тулузаковой – 1917(?): «т. к. М. Н. Быстрова-Яковлева училась в Казанской художественной школе в 1914-1918гг., то наиболее вероятное время написания портрета – 1917г.») [10, с.486, №85].
Х., м. 65х58.


FeshinN05 (600x670, 188Kb)

PORTRET-ZENY-ARKITEKTORA-SIDORCENKO-1915.jpg
Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915
Х., м. 83,5х76. (Ранее размеры были 79х71, изменились после реставрации: после разворота авторской живописи).
Справа внизу: Н. Феш
Поступила из Казани до 7 ноября 1920г.

FeshinN04 (600x666, 187Kb)

http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4621
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Ела2012 25-12-2021-13:38 удалить
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Валентина-л-1, На радость, Валечка!
Ела2012 25-12-2021-13:39 удалить
Ответ на комментарий Bo4kaMeda # Bo4kaMeda, Спасибо за внимание!)))


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ФЕШИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1881-1955). Из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева | Ела2012 - Край мой родной... | Лента друзей Ела2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»