Об азбуке Морзе, наверное, знают все. А о том что её создатель Сэмюэл Морзе почти половину жизни серьёзно занимался живописью мало кому известно. К тому же он стал основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке.
Selfportrait. 1812
Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в Чарльзтауне в богатой американской семье. Отец его, пастор Джедидая Морзе, был известным географом и священником. Его предок, которого тоже звали Сэмюэл Морс (Дедхэм), эмигрировал в Америку в 1635 году.
Selfportrait. 1818
Юноша Морзе отличался большой любознательностью и непоседливостью. В 1807 году он поступил в Академию Филлипса, а затем и далее в Йельский колледж на факультет гуманитарных наук. Но относился к науке равнодушно, хотя его привлекали лекции по электричеству. После окончания колледжа Морзе стал клерком в Бостоне. Но живопись всегда увлекала его. Около 1810 года он написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку.
Family portrait. ок.1810
Dying Hercules. 1812
Diana at the fountain. 1813
John Adam. 1816
Erastus Torrey. 1816
Nathan Parker. 1817
Colonel William Drayton. 1818
James Monroe. c.1819
Mrs. John Earnest Poyas. 1818-1819
Полотно «Высадка паломников» привлекло внимание известного в те времена художника Вашингтона Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 году в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии художеств и в студии Бенджамина Уэста.
В годы учебы Сэмюэл написал картину "Умирающий Геракл" (1812), которая считается шедевром. Полотно получило "Золотую медаль" Лондонской Королевской Академии. Еще одна значительная работа этого времени «Суд Юпитера».
The Judgment of Jupiter
Mrs. Daniel DeSaussure Bacot. c.1820
Mrs. Robert Young Hayne (Rebecca Brewton Motte Alston). 1820
Study for the House of Representatives. 1821
The House of Representatives. 1822
Eli Whitney, inventor. 1822
Catherine Ann Russell Nelson. 1822
Samuel Nelson. 1822
Elizabeth Ann Breese Morse (Mrs. Jedidiah Morse). 1823
Jedidiah Morse. 1823
По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. На родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками. Среди них портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.
Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца в поиске своего стиля, изучая старых и современных мастеров. Он был в восторге от художников эпохи Возрождения, особенно от Микеланджело и Рафаэля.
Eliphalet Terry. 1824
Lydia Coit Terry (Mrs. Eliphalet Terry). 1824
Little miss Hone. 1824
Lucretia Morse with children. 1824
Marquis de Lafayette. 1825
Marquis de Lafayette. 1825-1826
Dr. Frederick Gore King. 1827
Jonas Platt. 1828
После возвращения домой известным художником Морзе в 1825 году основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка, которая избрала его президентом и отправила в 1829 году в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.
Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности. Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: "Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым". Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».
Dr. Thomas Fuller. 1829
Mrs. Thomas Fuller (Mary Fuller). 1829
Girl in red gown. 1830
Contadina at the shrine of the Madonna. 1830
Matron in a tignon. 1830
The sketch for the chapel of the Virgin at Subiaco. 1830
The chapel of the Virgin at Subiaco. 1830
Brigand alarmed. 1830-1832
Miracle of Saint Mark. 1831
Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрёл электромеханический телеграф. Он получил патент на своё изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете. Однако учёные мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрёл, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.
Francis I. 1831-1832 копия картины Тициана
Gallery of the Louvre. 1831-1833
The Goldfish bowl. Mrs. Richard C. Morse and her two children (the artist’s sister-in-law Sarah Louisa Davis Morse). 1835
Niagara falls from Table Rock. 1835
The Muse (Susan Walker Morse). 1836-1837
Mrs. William Alston (Mary Brewton Motte)
James Bentham
Reverend Nathaniel Bowen
Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.
Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрёл схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код. В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.
William Cullen Bryant
Mary Rutherford Clarkson
Mrs. Francis Dallas Quash (Emma Doughty)
Captain Demaresque of Gloucester, Massachusetts
Dr. James E. B. Finley
Аlexander Metcalf Fisher
William Henry Harrison
Catherine Helena Jay
Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 году его слава как изобретателя угасла, но о нём снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.