• Авторизация


Из истории утраченного: Исаакиевский наплавной мост (1727-1916) 17-07-2024 13:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!



0 (700x217, 86Kb)

Судьба этого моста поистине уникальна. За отпущенные ему 190 лет он строился и убирался, разрушался и горел, но возрождался как феникс из пепла; "путешествовал" из точки А в точку Б и обратно; был свидетелем того как великолепный каменный дворец князя Меншикова, в котором принимали Петра I и почётных иностранных гостей Санкт-Питербурха стал Кадетским корпусом после опалы и ссылки его владельца; наблюдал как деревянная церковь Исаакия Далматского через сто тридцать лет превращается в величественный Исаакиевский собор, главный собор города. Итак, друзья, позвольте вам представить - Исаакиевский наплавной мост!

Наплавной (плашкоутный) Исаакиевский мост - первая переправа через Неву в Санкт-Петербурге. При Петре I мосты в пределах города не строили. Спустя два года после смерти основателя Петербурга по желанию светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова от его дворца на Васильевском острове на противоположный берег Невы (Адмиралтейский остров) был перекинут мост, получивший название по небольшой деревянной церкви Исаакия Далматского, находящейся на левом берегу Невы.
На постройку Исаакиевского моста было отпущено: "барок ис покупных в Ладоге дватцать девять, барочных досок разных мер три тысячи сто семдесят семь, кокор тритцать пять, брёвен длиною трёх сажень двести девятнатцат, четырёх сажень семьсот семьдесят девят". Мост строился в створе современной Сенатской площади под руководством корабельного мастера Ф. П. Пальчикова и капитана 1 ранга Н. П. Вильбоа.
Его торжественное освящение состоялось 26 июля 1727 года.
0 (700x491, 364Kb)
вид на дворец Меншикова (Васильевский остров)

0 (700x465, 373Kb)
вид на храм Исаакия Далматского (Адмиралтейский остров)

Однако, простояв одно лето, в сентябре того же года мост был разобран и «для удобства судового хода» заменён перевозом. Историк П. Н. Петров считал, что основной причиной разборки моста стали арест А. Д. Меншикова и конфискация его дворца: «Думали, что, при существовании моста, удобно могли что-либо увезти из пустых строений». В течение следующих 5 лет, пока двор находился в Москве, мост не наводился.
4 марта 1732 году, после переезда императрицы Анны Иоанновны обратно в Петербург, вышел указ о строительстве нового моста. Наплавной мост наводится на прежнем месте, причём из-за нехватки материалов по распоряжению Адмиралтейств-коллегии для строительства моста были привлечены барки, принадлежащие частным лицам. Через 6 дней после указа, 10 марта 1732 года Ф. Пальчиков вместе с корабельными учениками В. Никитиным, А. Третьевым и П. Качаловым приступил к работе, и уже 30 мая последовал рапорт о её окончании.
Во время шторма в 1733 году мост был разрушен - барки, на которых он стоял, затонули. Третий по счёту мост был наведен в 1733 году «ластовых судов» мастером В. Соловьевым и «лекарским помощником» Стекловым из специально построенных плашкоутов. Мост оказался достаточно надёжным и наводился ежегодно на протяжении многих десятилетий.
0 (700x389, 262Kb)
1753 г.

До 1754 года за проход и проезд по мосту взималась плата: с каждого прохожего - по 1 копейке, за каждую лошадь - по 2 копейки, с владельцев карет брали 5 копеек. За проход каждого судна при разводке моста - по 1 рублю. Бесплатно пропускались лишь дворцовые кареты, дворцовые курьеры, участники церемоний и пожарные команды. В 1754 году Елизавета Петровна, празднуя день рождения престолонаследника Павла Петровича, отменила плату «мостовых денег».
Дежурный офицер Адмиралтейской коллегии, выполнявший обязанности начальника караула, отвечал за своевременный развод моста в ночное время и чёткое прохождение судов в обе стороны. Во время спуска кораблей на Адмиралтейской верфи мост разводили, «дабы огромный новый спускаемый корабль не повредил мост или колебанием Невы, или могущим случиться ударом».
0 (700x399, 57Kb)
Исаакиевский мост и панорама Адмиралтейской набережной в день 16 мая 1803 г.

Исаакиевский мост разводился осенью перед ледоставом и весной, после ледохода, вновь собирался. С 1779 года мост наводился и зимой после ледостава. Для наводки моста требовалось от 4 до 6 дней, причём наводка моста зимой, выполнявшаяся подрядчиками на договорных началах, оплачивалась крупной по тому времени суммой - 1800 рублей.

4 (16) октября 1809 года капитаны судов «Юнона» и «Авось» Н. А. Хвостов и Г. И. Давыдов, пытаясь при помощи проходившей барки перебраться по разведённому Исаакиевскому мосту с Васильевского острова на другую сторону Невы, упали в воду и утонули. Этот случай долго обсуждался петербургской публикой. Гавриил Романович Державин по такому поводу написал стихотворение "В память Давыдова и Хвостова":
...Так, красны струи невски!
Средь тихих ваших недр,
В насмешку бурям грозным
И страшным океанам,
Пожрать не могшим их,
Вы, вы их поглотили!
Увы! в сем мире чудном
Один небрежный шаг
И твердые колоссы
Преобращает в персть...

,,, (700x276, 69Kb)
Вид на Исаакиевский наплавной мост и набережные. Гравюра по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре. 1810-е гг.

0 (700x514, 320Kb)
Анжело Тозелли. 1820г.

К началу 1820-х годов, после формирования ансамбля Сенатской площади, возникла необходимость переустройства моста. В 1819-1821 годах под руководством инженеров А. А. Бетанкура и В. К. Треттера. были построены каменные береговые устои, облицованные гранитом, и лестничные спуски к воде. Новая усовершенствованная конструкция плашкоутов с подкосами позволила увеличить грузоподъёмность и сократить их количество. В ноябре 1821 года мост был открыт после реконструкции, производившейся по проекту и А. А. Бетанкура.
,,, (700x294, 84Kb)
Постройка берегового устоя для нового Исаакиевского моста. Литография по рисунку В. Треттера. 1820-е гг.

0 (700x461, 71Kb)
Исаакиевский мост после реконструкции 1819-1821 гг.

0 (700x477, 81Kb)
Литография С. Г. Хаммера по рисунку В. Треттера, 1820-е гг.

Мост был деревянный наплавной. Пролётные строения, состоящие из балок, поперечин и настила, укладывались на крытые барки, расставленные поперёк реки и закрепленные якорями. Третий и пятый пролёты от берегов были разводными. После реконструкции в 1821 году мост имел каменные береговые устои, пролётное строение подкосной системы опиралось на 15 усовершенствованных закрытых плашкоутов. Ширина моста составляла 18,1 м. с двумя отделёнными от проезжей части тротуарами по 1,83 м. Мост освещался 23 керосиновыми фонарями.
Для пропуска судов предусматривался вывод одного плашкоута и подъём с двух других смежных с ним плашкоутов половин пролётов посредством несложных устройств с зубчатыми колёсами. Разводка моста производилась в течение двух часов. Для эксплуатации переправы требовалось постоянное присутствие обслуживающего персонала, состоящего из 3 обер-офицеров морской службы, 2 унтер-офицеров и 3 рабочих на каждые два плашкоутов, то есть примерно 30 человек.

7 ноября 1824 года во время наводнения мост был разрушен: «По разлитии воды Исаакиевский мост, представлявший тогда крутую гору, был силою бури разорван на части, которые понеслись против течения реки в разные стороны так, что несколько флагштоков оного, с находившимися в то время на них людьми, взошли на возвышенный берег Адмиралтейства».
0 (700x465, 327Kb)
1830-е гг.

9 (700x524, 114Kb)
1830-e гг.
После окончания строительства постоянного Благовещенского моста, расположенного ниже по течению Невы, Исаакиевский мост потерял транспортное значение. В 1853 году Николай I удовлетворил просьбу представителей купечества о перемещении моста к Зимнего дворцу для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. Проект установки моста на новой трассе разработал инженер И. К. Герард. В состав нового моста вошли 3 плашкоута из старого Исаакиевского. На осуществление проекта ушло более трёх лет. Перемещение Исаакиевского моста было завершено лишь 10 декабря 1856 года. Новый мост стал называться Дворцовым. На старом месте был устроен лодочный перевоз.
0 (700x465, 161Kb)
1850-1855 гг.

0 (700x469, 57Kb)
Временный мост "Дворцовый" через Неву в 1914 г.

В 1914 году, во время сооружения постоянного Дворцового моста, Исаакиевский мост был восстановлен на прежнем месте. В 1914 году Комиссия городской управы предлагала переместить наплавной мост на Малую Неву, в качестве временного обходного моста на время строительства постоянного Биржевого моста.

11 июля 1916 года искра от проходящего по Неве буксирного парохода попала в плашкоут, где располагался запас керосина для освещения моста. Огонь, раздуваемый ветром, быстро охватил весь мост. Ни городские пожарные, ни срочно вызванное из порта пожарное судно не смогли погасить пламя. Существовала опасность повреждения конструкций Николаевского моста, но в итоге огнём опалило лишь краску пролётов моста. Как сообщалось в городской прессе, мост сгорел всего за несколько месяцев до запланированного демонтажа. Поэтесса Анна Ахматова, ставшая очевидцем пожара Исаакиевского моста, позднее писала: «…и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывёт к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата - 11 июля 1916 года…».
Напоминанием об этом мосте служат береговые устои с гранитной облицовкой и закругленными лестницами на Адмиралтейской и Университетской набережных. В 1991 году по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной была установлена мемориальная доска: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819—1821 гг. по проекту инженера А. А. Бетанкура. 1727-1916».
,,, (700x450, 153Kb)



P.s. Мост в литературе
Мост упоминается в повести Н. В. Гоголя «Нос»: «Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом».



Источник:https://pikabu.ru/story/isaakievskiy_naplavnoy_mos...nevu_v_sanktpeterburge_3878314
Википедия
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Спасибо Вам за интересный познавательный пост! Хорошего дня!
elinor_051 17-07-2024-17:42 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Ковалевска # Уютного летнего вечера Светлана.
Elena_ARVIK 17-07-2024-18:52 удалить
Спасибо, Леночка. Постоянно узнаю что-то для себя новое
Ох, хорошо! Замечательно-познавательный пост!
elinor_051 17-07-2024-23:56 удалить
Ответ на комментарий Славка_Ядин # Славка_Ядин, Elena_ARVIK

Знала про этот мост, но не была в курсе, что он так долго служил верой и правдой.
Domro4ka 18-07-2024-12:19 удалить
Очень интересно.
elinor_051 18-07-2024-13:29 удалить
Ответ на комментарий Domro4ka # И необычно.
Спасибо, Леночка. Очень интересные сведения.
elinor_051 19-07-2024-00:07 удалить
Ответ на комментарий Марина_Ушакова # Я знала об этом мосте немного.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из истории утраченного: Исаакиевский наплавной мост (1727-1916) | elinor_051 - Дневник elinor_051 | Лента друзей elinor_051 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»