Ве́ра Кузьми́нична Васи́льева (род. 30 сентября 1925, Москва, СССР) — советская и российская актриса; народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий I и III степени. Среди её работ значатся такие киноленты, как «Сказание о земле Сибирской», «Чук и Гек», «Свадьба с приданым» и др. К числу театральных работ относятся спектакли «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Воительница» и другие.
Вера Васильева родилась в простой деревенской семье. После переезда в Москву они поселились в коммунальной квартире. Быт был очень сложным – семья была многодетной, и родители пропадали на работе целыми сутками. А Вера тем временем много читала и с тех пор, как впервые побывала в Большом театре, мечтала о сцене. Когда началась Великая Отечественная война, девочка не уехала в эвакуацию – она осталась вместе с отцом в Москве, так как готовилась к поступлению в театральное училище. Она до сих пор с содроганием вспоминает о том, какой ужас вызывали у всех сигналы воздушной тревоги, и как вместе с другими подростками они дежурили на крыше многоэтажки, чтобы гасить зажигательные бомбы.
После премьеры фильма режиссер Иван Пырьев пригласил Веру в гостиницу на разговор. Она ожидала, что ей предложат новую роль, но ее ожидало жестокое разочарование. Ей недвусмысленно намекнули на то, что она должна отблагодарить режиссера за свой успех. Актриса ответила категорическим отказом, и рассерженный Пырьев пригрозил ей тем, что она больше не будет сниматься. Пока он оставался директором «Мосфильма», Васильеву действительно не утверждали на роли. Однако у ее неудач в кино были и другие причины. Самой главной из них актриса считает свою «заурядную внешность».
Первый успех сыграл с ней злую шутку: с одной стороны, роль в «Сказании о земле Сибирской принесла ей признание и популярность, с другой – сделала заложницей образа простой деревенской девушки. И если внешне она ему какое-то время соответствовала, то внутренне это противоречило ее естеству. Вера Глаголева говорила: «Вера Васильева – это невероятная внутренняя интеллигентность, которая в ней всегда, это женское обаяние, в любом возрасте». Ей предлагали играть роли председательниц колхоза и деревенских простушек, но дальше проб дело заходило редко. Режиссеры ожидали увидеть розовощекую девушку, «кровь с молоком», а на съемочную площадку приходила утонченная интеллигентная барышня. Они разочарованно вздыхали: «Мы-то думали, что Вы – крепкая, упитанная…». И отказывали в ролях.
Несмотря на то, что ее театральная судьба сложилась успешно, и тут Вера Васильева не получала всех тех ролей, о которых она мечтала. Актриса считает, что в Театре сатиры ей не удалось раскрыться в полной мере, потому что ей предлагали гротескные образы, без тонких психологических нюансов, а она хотела играть в спектаклях по пьесам Чехова и Островского и в Малом театре или МХАТе чувствовала бы себя более уверенно. В Театре сатиры ей было сложно, там она всегда чувствовала себя не в своей тарелке. «Я была актрисой другого плана, возможно, поэтому и была в стороне часто», – говорила Васильева. Она не скрывала того, что всю жизнь чувствовала себя героиней другого времени – XIX века, с его представлениями о любви, честности и благородстве. А театр представлялся ей возможностью жить в этом времени, играя в постановках по произведениям классической литературы.
Актриса была замужем – 55 лет она прожила с актером Владимиром Ушаковым, но детей у нее не было. С 28 лет она часто играла роли матерей, ее называли одной из главных киномам советского кино (мама Знаменского в сериале «Следствие ведут Знатоки», мама Никиты, героя Александра Абдулова, в фильме «Карнавал», мама Лены, героини Веры Глаголевой, в фильме «Выйти замуж за капитана» и др.). «Моя профессия дает мне возможность понять и прочувствовать то, чего я не пережила в реальной жизни», – говорит Васильева.
Актриса на сцене театра | Фото: teatral-online.ru
Своих детей у актрисы нет, муж скончался, но она сегодня не чувствует себя одинокой – более 25 лет назад судьба свела ее с Дарьей Милославской – поклонницей ее таланта, которая заменила ей родную дочь и стала ее крестницей. Сегодня Вера Васильева не сожалеет и не тоскует о том, что не родила детей, – она говорит, что никогда не представляла себя мамой.
В 92 года актриса продолжала выступать в театре, играя любовные сцены с молодым мужчиной. Она до сих пор участвует в постановках театра, ездит на гастроли и не представляет своей жизни без работы – говорит, что именно это и держит ее на плаву: «Я благодарю театр – мой родной дом, где испытала и горе, и несказанное счастье. Больше всего боюсь оказаться ненужной и поэтому продолжаю мечтать… в надежде до конца дней остаться востребованной. Ведь пока есть возможность заниматься любимым делом, я чувствую себя защищенной от невзгод. А значит, жизнь продолжается».
Ее секрет в другом – Вера Васильева оптимистка, умеет радоваться мелочам, ни на кого не злится и не таит обид. Несмотря на все трудности, которые ей довелось преодолеть, актриса считает, что ее жизнь удалась – и в профессиональной сфере, и в семейной – и благодарит судьбу за все взлеты и падения. Возможно, поэтому она и выглядит такой легкой, воздушной, лет на 30 моложе своего настоящего возраста. Остается только пожелать великолепной актрисе долгих лет и новых ролей!
Личная жизнь
Вера Васильева влюбилась в Бориса Равенских в тот самый день, когда он впервые появился в Театре сатиры для постановки пьесы «Свадьба с приданным». Он был удивительно увлечённым, говорил вдохновенно, радовался, как ребёнок, если у актёров всё получалось так, как он задумал.
Естественно, он не мог не обратить внимание на Веру Васильеву, которая смотрела на него влюблёнными глазами. Борис Равенских к тому времени был женат, но даже после развода ему не пришло в голову сделать Вере предложение. Осознание этого было тяжёлым, и пришло оно после очередной премьеры, на которую Борис Равенских Вере Васильевой прийти не разрешил, а потом даже не позвонил.
Утром раздался совсем другой звонок – от Володи Ушакова. Это с ним вместе они играли в «Свадьбе с приданым», и с тех самых пор Вера Васильева любила Бориса Равенских, а Владимир Ушаков преданно и верно любил её. Утром он позвонил снова безнадёжно спросил, когда же она согласится выйти за него замуж. И Вера, любимая Вера, столько раз отшучивавшаяся в ответ на его предложение, вдруг сказала: «Да».
Владимир Ушаков знал, что она любит Равенских, но всё равно был счастлив и уверен: он растопит её сердце, его чувств с головой хватит на двоих, он сможет стать самым нужным мужчиной в её жизни. А ещё Володя ни капли не сомневался в верности и честности своей невесты. Если она согласилась стать его супругой, то ни о каких изменах можно и не думать.
Вера Васильева с Дарьей Милославской и внучкой
Свадьбу Владимир Ушаков и Вера Васильева сыграли в тот же вечер в общежитии, где жил счастливый жених. Вера Васильева в тот момент совершенно не была уверена в правильности своего поступка, она словно летела в пропасть, не зная даже, какие сюрпризы преподнесёт ей новая жизнь.
Правда, расписались они лишь через семь лет после сыгранной в общежитии свадьбы. А годовщину отметили в первый раз лишь через 50 лет, отпраздновав золотой юбилей в Доме актёра.
Владимир Ушаков и Вера Васильева
Владимир Ушаков всегда очень трогательно и нежно заботился о своей жене. Он бережно относился к её стремлению быть настоящей актрисой, никогда не проявлял недовольства долгим отсутствием супруги из-за съёмок или гастролей. Напротив, дома её всегда ждал муж, дававший ей ощущение защищённости и уверенности в завтрашнем дне.
Её Володя прекрасно справлялся с бытом, следил за собой, мог потрясающе сервировать стол и лихо подъехать к театру на своей машине, чтобы усадить любимую Верочку и увезти в далёкие дали.
Вера Кузьминична с годами всё больше ценила своего мужа, берегла его и ни разу не пожалела о сделанном когда-то выборе. Более того, когда Владимир Петрович в конце жизни стал болеть, она преданно и верно ухаживала за ним, потакала всем его капризам, никогда не раздражаясь и не проявляя недовольства. Именно Владимира Ушакова Вера Васильева называет главным мужчиной в своей жизни.
Ушаков и Васильева в фильме Свадьба с приданым
С мужем они не поссорились ни разу, им обоим никогда не было стыдно за свои поступки и не приходилось что-то скрывать или лгать. Владимир Петрович после трёх инфарктов и инсульта не мог ходить без посторонней помощи, потерял зрение, но при этом никогда не жаловался, зато всегда искал повод порадовать жену и порадоваться за неё.
Владимир Петрович в очередной раз лежал в больнице, когда к Вере Васильевой на улице подошла девушка и попросила разрешения помочь актрисе. Так в жизни супругов появилась Дарья Милославская. Своих детей у них не было, а Даша стала для них приёмной дочерью. Она научилась водить машину, чтобы помогать актрисе и трогательно заботилась о Вере Кузьминичне и её муже.
В июле 2011 года Владимира Петровича не стало. А Вера Кузьминична и сейчас тоскует о нём, спасаясь работой. И общением с приёмной дочерью и внучкой. Ещё когда был жив муж Веры Васильевой, у Дарьи Милославской родилась дочь Светочка, которую супруги сразу же полюбили.
Даша заботится о Вере Васильевне, организует её быт, обеспечивает уход, устраивает семейные праздники и сюрпризы, сопровождает в поездках, да и вообще ведёт себя, как родная дочь актрисы.
Эта удивительная актриса считает себя очень счастливым человеком. Она отдавалась без остатка профессии, любила и была любима. Судьба подарила ей долгую жизнь, встречи с замечательными людьми и даже дочь и внучку, которые не являются родными по крови, но стали для актрисы самыми близкими и дорогими.