• Авторизация


Симфонии великого романтика Франца Шуберта 28-04-2023 09:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Гениальный музыкант прожил недолгую, полную творческого горения и тщетной борьбы жизнь и умер в лишениях. Он не познал славы и не услышал со сцены большую часть своих сочинений. Австрия того времени была каким-то злым роком для таланта. В бедности и одиночестве умер Бетховен. Шуберта постигла та же участь. Они были современниками и соотечественниками, но творческие устремления композиторов были различны.
Portret-Frantsa-shuberta-v-detstve-hud.-Dzhozef-Abel-1814-g.-687x840 (572x700, 50Kb)

Если гений Бетховена формировался под влиянием идей французской революции, наполеоновской эпохи, то Шуберт олицетворяет новое, следующее поколение. Оно уже не верило в переустройство мира, и было занято исследованием сложной души человека. В этой обстановке родился романтизм, и симфонии Шуберта, как и все творчество в целом – яркое его представление.

На заре музыкального романтизма

Музыка Шуберта – лирический поток, каждая нота которого овеяна дыханием живого, трепетного, открытого чувства. Лирика Шуберта чиста и непосредственна, недаром он на долгие времена стал эталоном искренности и простоты в искусстве. Мелодия стала стихией композитора. Сонаты, ансамбли, симфонии Шуберта – все пронизано песенностью, всюду господствует мелодия, покоряющая своей свежестью и красотой.
Ни одну из своих симфоний Шуберту услышать не довелось. Современники не знали, что в его лице они потеряли выдающегося симфониста, открывшего новую страницу в истории симфонической музыки.
Рассказывают ли симфонии Шуберта о напряженных конфликтах, столкновениях с жестокой действительностью либо рисует мирные пейзажи – они всегда воспринимаются как проникновенный монолог от лица автора.
Огромная плодовитость Шуберта в области романса не отвлекала его и от инструментальной музыки.
Шуберт совершил очень важный для дальнейшей истории симфонической музыки шаг. Он усилил в симфонии песенное начало, внеся в симфонический поток безыскусную мелодику своего романса. 
История романтической инструментовки начинается с него — достаточно указать, например, на небывалое до него использование романтической звучности валторны и гобоя.

На ближайшее поколение музыкальных романтиков Шуберт оказал влияние только своеобразием своей мелодики. Как симфонист, он нашел свое отражение лишь позднее, у крупнейших представителей симфонизма конца XIX и начала XX столетий; как автор романсов, он создал школу, преемственную до настоящего времени. Вне пределов своей родины, столь безразлично относившейся к своему гениальному сыну, музыка Шуберта распространялась очень быстро, но почти исключительно в области вокальной. В России, например, первое исполнение большой C-dur'ной симфонии Шуберта состоялось лишь в 1858 г. Полное собрание сочинений Шуберта, изданное Брейткопфом и Гертель, под редакцией Е. Мандишевского, обнимает сорок томов. Первая биография его, написанная Крейсле-фон-Гейльборном, вышла в 1865 г. В связи с памятной датой столетия со дня кончины Шуберта вышел ряд новых исследований о его музыке, был объявлен мировой конкурс на окончание симфонии (премию получил шведский композитор К. Аттерберг). В 1935 г. обнаружены новые документальные материалы о Шуберте и рукопись его симфонии E-dur.

Симфония №4



Симфония №5



Источник: https://obrazovanie-gid.ru/soobscheniya/soobschenie-simfonicheskaya-muzyka-f-shuberta.html

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Нина-Ник 28-04-2023-09:19 удалить
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Валентина-л-1, Пожалуйста. Спасибо за внимание!
Слушал с удовольствием! Спасибо!
Нина-Ник 28-04-2023-09:55 удалить
Ответ на комментарий Харитоныч # Харитоныч, Очень даже рада, Харитоныч! Спасибо!
Нина-Ник, Спасибо большое за ПРЕКРАСНОЕ!!!Доброго дня!!!
Нина-Ник 28-04-2023-12:08 удалить
Ответ на комментарий Доремифа_СОЛЬка # Доремифа_СОЛЬка, рада Вашему отзыву! Спасибо большое!
dara3 28-04-2023-16:17 удалить
Спасибо за напоминание о Шуберте Давно его не слушала.. В напомаженной Вене, кружевами кипящей, близко знавшей Сальери и ванилью пропахшей, в мезонине под крышей, где сквозняк душу губит, жил в века уходивший и болезненный Шуберт. Опрометчивым жестом опрокинут подсвечник… Словно лебеди чёрные на луга бесконечные, опускаются ноты непрерывною стаею на листы, с разграфлёнными нотными станами. Этот истовый гений, этот Франц неуёмный, Лебединую песню пел под крышею съёмной! Сквозняками простуженный, очарованный намертво, он рукою натруженной выводил Серенаду… Пел фагот и валторна в мезонине под крышею, звуки медного горна в этой музыке слышались! Там стенали и плакали Горный Царь и Красавица — до утра свечи капали, пока воск не оплавится… Там, в обители съёмной, вне богатства, вне времени, бился пульс неуёмный несчастливого гения! Левина Виктория
Нина-Ник 28-04-2023-20:56 удалить
Ответ на комментарий dara3 # dara3, Дарочка, дорогая, СПАСИБО большое. Прекрасное стихотворение! Мне его очень жаль. Он был очень, очень скромный. Да и бедность ему мешала пробиться. А какой отец жестокий у него. Всего его лишил. Неужели ему было все равно, как живет его сын.
marycj 29-04-2023-07:38 удалить
Спасибо большое!
Нина-Ник 29-04-2023-09:47 удалить
Ответ на комментарий marycj # marycj, Спасибо большое и Вам за внимание и отклик!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Симфонии великого романтика Франца Шуберта | Нина-Ник - Дневник Нина-Ник | Лента друзей Нина-Ник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»